История

ИЗ ИСТОРИИ АСТРАХАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА

1.jpg

       История становления Астраханского театра оперы и балета неразрывно связана с вековыми традициями театрального и музыкального искусства в Астрахани.  Три театральных здания символизируют три этапа развития в городе искусства оперы и балета.

      Больше ста лет назад астраханский предприниматель Константин Александрович Полякович решил построить в саду летний театр. За создание проекта с энтузиазмом взялся архитектор А.С.Малаховский. Лучшие мастера-резчики были наняты в Вятской губернии, чтобы изготовить узорные детали украшения.

 В апреле 1899 года  театр был открыт. Парк, получивший имя «Аркадия» - «Счастливая страна» - стал любимым местом отдыха астраханцев. 

         В украшенном деревянным кружевом театре выступали все гастролирующие знаменитости - М.Н.Ермолова, В.Ф.Комиссаржевская, А.В.Нежданова, Ф.И.Шаляпин, Л.В.Собинов, И.С.Козловский. На этой сцене начинался творческий путь нашей знаменитой землячки Марии Максаковой. 

       В 1976 года  театр сгорел. Было решено построить на его месте новый театр, получивший название Летний гастрольный театр.

      Интерес астраханцев к музыкальным спектаклям всегда был велик, и традиция летних гастролей не прервалась. Каждый год на сцене Летнего театра  давали спектакли  музыкальные и оперные театры Москвы, Ленинграда, Иркутска, Челябинска, Горького и других городов страны.

      В 1969 году в Астрахани была открыта консерватория, которая стала готовить собственных профессиональных музыкантов. Немаловажным этапом для возникновения в будущем музыкального театра было создание в консерватории Оперной студии под руководством дирижёра, в дальнейшем заслуженного  артиста РФ,  профессора Ф.Я. Сепкулова.

         В 1984 году, с приездом в Астрахань выпускницы Ленинградской консерватории режиссёра Л.Л.Химич, произошло объединение лучших творческих сил консерватории и областной филармонии. На базе филармонии было создано Творческое объединение «Музыкальный театр». Внимание общественности к сценическим успехам Творческого объединения  способствовало созданию Астраханского государственного музыкального театра. Театр возглавил залуженный деятель искусств Башкирии, профессор Евгений Тейтельман, художественным руководителем и главным дирижёром стал Игорь Сметанин, а главным режиссёром – Лариса Химич, главным хормейстером становится заслуженный деятель искусств Галина Дунчева, главным художником Нина Кархалёва, главным балетмейстером становится заслуженный работник культуры России Наталья Киндякова. 

 2 ноября 1995 года губернатором Астраханской области А.П. Гужвиным был подписан документ о передаче творческому коллективу здания Летнего гастрольного театра в парке «Аркадия».

10.jpg

       Публичное открытие музыкального театра состоялось 4 мая 1996 года спектаклем-ревю «Этот головокружительный день». Изображение старого деревянного театра  стало эмблемой нового театра, символом продолжения традиций великих русских музыкантов.

         Театр сразу привлёк внимание зрителей жизнерадостными, лёгкими спектаклями: «Сильва», «Весёлая вдова», «Летучая мышь». Особое значение придавалось работе с детьми, также в репертуаре театра появляются оперы: «Царская невеста» Н.Римского-Корсакова, «Сельская честь» П.Масканьи, «Травиата» Дж.Верди. Молодую труппу тепло напутствовал Губернатор Астраханской области Анатолий Петрович Гужвин.

 

         В 2000 году театр возглавил новый директор Михаил  Астанин. Обычной для театра практикой, привлекающей большое зрительское внимание, стало приглашение  на центральные партии известных певцов,  солистов из московских и других крупных театров страны. Главный балетмейстер театра Лариса Сивицкая стала целенаправленно формировать в театре труппу классического балета. Театр начал плодотворное творческое сотрудничество с Государственным Академическим Большим театром России.Художественное руководство театром с 2004 по 2010 годы осуществлял народный артист России, дирижёр ГАБТ РФ Владимир Андропов. Были поставлены сложнейшие  спектакли мирового оперного репертуара, получившие горячее одобрение зрителей и прессы. Астраханский государственный музыкальный театр показал себя как профессиональный, развивающийся коллектив, которому по плечу большие творческие задачи.

        В рамках фестивалей и в репертуарных спектаклях театра принимали участие такие мастера:

Султан Байсултанов, народный артист Казахстана (Алматы, Казахстан), Николай Басков, заслуженный артист России (Москва), Олег Биктимиров, заслуженный артист России (Москва, Большой театр), Ирина Бикулова, заслуженная артистка России (Москва,Большой  театр), Владимир Верин, народный артист России, лауреат международного конкурса (Саратов), Марина Жукова, заслуженная артистка России, лауреат международного конкурса (Москва), Елена Зеленская, народная артистка России, лауреат международного конкурса (Москва, Большой театр), Валерий Иванов, народный артист Чувашии, лауреат Всероссийских и Международных конкурсов (Чебоксары), Лев Кузнецов, народный артист России (Москва, Большой театр), Владимир Маторин, народный артист России, лауреат международного конкурса (Москва, Большой театр), Владимир Огнев, заслуженный артист России (Москва), Вячеслав Почапский, заслуженный артист России (Москва, Большой театр), Владимир Редькин, заслуженный артист России,  дипломант международного конкурса (Москва, Большой театр), Ирина Ромишевская, заслуженная артистка России (Москва), Зураб Соткилава, народный артист СССР (Москва), Нина Терентьева, народная артистка России (Москва), Николай Черепанов, заслуженный артист России, заслуженный артист Украины. (Москва), Павел Черных, заслуженный артист России, лауреат Международного конкурса (Москва) и многие другие. 

       Были поставлены сложнейшие спектакли мирового оперного репертуара, получившие горячее одобрение зрителей и прессы. Астраханцам впервые были предложены оперы на итальянском языке. Дирижёрами-постановщиками спектаклей стали дирижёры Большого театра: народный артист РоссииВладимир Андропов («Иоланта», «Борис Годунов»), Павел Клиничев («Евгений Онегин», «Паяцы»),Сергей Макаров («Риголетто»). Постановку многих спектаклей осуществляли режиссёры Большого театра. Михаил Панджавидзе поставил спектакли «Евгений Онегин», «Тоска», «Иоланта», «Паяцы», «Борис Годунов»,  Юрген Коэн «Риголетто», Наталья Красноярская «Принцессу цирка».

       Балетмейстер Большого театра Ирина Лазарева воплотила на сцене музыкального театра собственную версию балета Чайковского «Щелкунчик»; великая балерина  Людмила Семенякапоставила к 100-летию со дня рождения выдающегося балетмейстера, астраханца Ростислава Захаровабалет «Бахчисарайский фонтан».

      В 2003 году в Астрахани прошёл XX Международный конкурс вокалистов имени Глинки. В нём принял участие симфонический оркестр АГМТ под руководством дирижёра ГАБТ РФ Павла Клиничева. Второе место в конкурсе заняла солистка музыкального театра Тамара Кливаденко. Астраханский Государственный музыкальный театр принимает самое непосредственное и весомое участие в регулярно проходящем в нашем городе Международном фестивале вокального искусства им. Валерии Барсовой и Марии Максаковой. В рамках фестивалей театр показывает свои лучшие спектакли,  которыми дирижировали народный артист России Владимир Андропов, Алексей Степанов, Павел Клиничев(Большой театр России), Василий Небольсин (Государственный симфонический оркестр радио и телевидения), народный артист России Анатолий Гусь (Московский муниципальный театр «Новая опера»). Коллектив музыкального театра – постоянный участник фестиваля «Голоса православной Астрахани». Большая роль в концертах этого фестиваля отводится симфоническому оркестру и хору музыкального театра.

        Устаревшее здание музыкального театра,  построенное для гастрольных целей, не отвечало новым творческим задачам коллектива. Г.Г. Греф (в то время – Министр экономического развития и торговли Российской Федерации), являвшийся председателем организационного комитета по празднования 450-летия Астрахани, предложил выстроить для театра новое здание. Предложение было принято на уровневысшего руководства Российской Федерации: здание нового театра стало подарком президента В.В.Путина к юбилею города.

9.jpg

        В 2006 году на право проектирования и строительства астраханского музыкального театра был объявлен конкурс, в котором победил проект московского архитектора А.М.Денисова. Новый астраханский театр соединил  в себе архитектурные традиции, современные достижения в области строительства и региональные особенности театрального зодчества.

0_7d93a_7d8d846f_XXXL.jpg 23.jpeg

В 2010 году началась подготовка к открытию нового театра. В Астрахань на должность художественного руководителя и главного дирижёра приглашают из Ростова-на-Дону Валерия Воронина. Одновременно из Санкт-Петербурга в театр приезжает Елена Вершинина, ставшая главным  художником театра. Уже первая их работа – постановка оперы Дж.Пуччини «Мадам Баттерфляй» - номинируется  на Национальную театральную премию «Золотая Маска» (Москва, Большой театр, 2012).

001.jpg

         Меняется статус театра – он становится Астраханским государственным театром оперы и балета. Новые идеи и  новые высокие требования  приносят  в театр художественный руководитель и главный дирижёр Валерий Воронин и главный режиссёр Константин Балакин. 

В октябре 2012 года театр решается на смелую акцию - устроить open-air: впервые в исторических «декорациях» Астраханского Кремля около 4000 зрителей увидели классическую версию монументальной русской оперы «Борис Годунов» Мусоргского. Для этого спектакля театр приобрел звонницу, обогатившую музыкальные возможности симфонического оркестра. Для консультаций в Астрахань на несколько дней специально приезжал Александр Сергеевич Ярешко - крупнейший специалист в области колокольного искусства, президент общероссийской общественной организации «Ассоциация колокольного искусства России». 

IMG_1.jpg 7c378d7802d153e89f67b9ba98535964.jpg

          Эта работа театра получила высокую оценку. 7 ноября 2013 года в Москве художественному руководителю   и директору театра Валерию Воронину была вручена Всероссийская профессиональная премия «Грани Театра масс» в номинации «Лучший театр на открытом воздухе».      

Профессионализм солистов, хора (хормейстер заслуженный деятель искусств Галина Дунчева) и оркестра позволил театру осуществить грандиозные концертные проекты, в рамках которых впервые в Астрахани прозвучали драматическая легенда Г.Берлиоза «Осуждение Фауста», все симфонические произведения Л.Бетховена, в том числе и знаменитая Девятая симфония.

Под руководством лауреата государственной премии Правительства  РФ Константина Уральского собирается молодая балетная труппа, которая начинает осваивать классический и  современный  репертуар. В декабре  2012 года астраханский балет представил  публике балет Чайковского «Лебединое озеро» в оригинальной версии К.Уральского. В заключении этого сезона зрители увидели авторский спектакль Константина Уральского «Вальс белых орхидей» - балет на музыку Равеля и французского шансона, соединивший современную и классическую хореографию. В течение двух последующих сезонов в репертуаре астраханского балета появились «Щелкунчик» П.Чайковского, «Ромео и Джульетта» С.Прокофьева, «Дон Кихот» Л. Минкуса

С заботой о будущем труппы при колледже культуры открыта детская балетная школа, её первый учебный год начался в сентябре 2012. Сегодня её воспитанники выходят на большую  сцену и участвуют в балетных постановках театра.

IMG_7930 (1).jpg ZSqHsRuI3lilK42_QQ6LThDGsDZBkn36EHVLsqsytpI.jpg

        Первая оперная постановка на сцене нового театра – «Пиковая дама» П.Чайковского – показывает, что в театре  начинает формироваться  собственный стиль  прочтения классического репертуара. Опера становится вторым театральным спектаклем, номинированным на  «Золотую Маску» (Москва, Академический музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, 2013). 

DSC_7066.JPG DSC_7352_1.JPG

     Следующая значительная постановка – «Борис Годунов» М.Мусоргского – подтверждает стремление театра к выработке собственного художественного стиля.

2.9.JPG

      Для стиля новых спектаклей характерно гармоничное сочетание оригинальных решений сценографии и бережного отношения к классике. В таком направлении театр осуществил постановки опер «Отелло» Д.Верди (1913),  «Черевички» и «Евгений Онегин» П.Чайковского (2012, 2014), балетов П.Чайковского «Лебединое озеро» (2012) и  «Щелкунчик»,  «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева (2013) и  «Дон Кихот» Л.Минкуса (2014). 

На приглашение принять участие в спектаклях театра с радостью откликаются солисты российских и зарубежных театров: Михаил Векуа (Московский академический Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко), Вадим Заплечный (Московский театр «Геликон-опера») и Сергей Москальков («Русская опера», Москва) Александр Тимченко  и Фёдор Кузнецов (Мариинский театр, Санкт-Петербург), Андрей Валентий (Национальный Академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь, Минск), Тамара Кливаденко (Оперный театр г. Бремена - Theater am Goetheplatz, Германия); а также  солисты балета Гузель Сулейманова  (прима-балерина Башкирского государственного театра оперы и балета), Алексей Любимов (Московский академический Музыкальный театр им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко), Андрей Писарев и Елизавета Чепрасова (солисты балета Национальной оперы Украины, Киев) и др.

Для осуществления новых замыслов театр приглашает московских художников Альону Пикалову, Елену Зайцеву, Нану Абдрашитову, Марию Вольскую,  художника по свету Елену Копунову, режиссёра Екатерину Василёву, художника Никиту Ткачука (США) и др.

В Рождественскую неделю 2014 года в Большом зале Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского художественный руководитель Астраханского театра оперы и балета Валерий Воронин  вместе с Павлом Герштейном (Кострома, Россия) и Борха Кинтасом (Испания) дирижировал вокальными состязаниями «Новогоднего королевского турнира», организованного по инициативе и при поддержке  Фондом «Таланты мира» под руководством Давида Гвинианидзе.

 19.jpg

В премьерах сезона 2013-2014 года – опере «Отелло» Д.Верди, шоу-концерте «Музыкальный бестселлер», балете «Дон Кихот» Л.Минкуса и опере «Евгений Онегин» –  театр продемонстрировал масштабное владение современными техническими возможностями и механизмами здания. В том числе - вращающейся сцены, подъёмно-опускных площадок сцены, системы компьютерного позиционирования, видеопроекции и видеомонтажа,  а также системы верхней механики для размещения подвесных декораций, нового функционального решения кулис и авансцены. Сквозное подвешивание декораций впервые применено в балете Л.Минкуса «Дон Кихот». Для декораций спектакля «Евгений Онегин» была разработана оригинальная технология живописи по прозрачному пластику. Новые технологии применяются для изготовления париков, причёсок и портретного грима. Постановку этой оперы П.Чайковского театр осуществил полностью на базе собственных мастерских.

Евгений Онегин


В феврале 2014 года на малой сцене по инициативе режиссёра Екатерины Василёвой (Москва) для интеллектуальной публики впервые в Астрахани была поставлена «танго-оперита» Астора Пяццоллы «Мария де Буэнос-Айрес».         Параллельно осваивается уникальное камерное пространство Малой сцены. В зрительном зале, выстроенном по принципу амфитеатра, коллектив показывает спектакли для детей и взрослых. Творческая история Малого зала начиналась с концертов детских абонементов, в которых  юным зрителям объясняют специфику разных музыкальных жанров, а дирижёр, режиссёр, художник и балетмейстер раскрывают секреты своих профессий и деятельности в театре. Юная аудитория разных возрастов посещает одноактные мюзиклы:  «Кентервильское привидение» В.Плешака,  «Золотой  цыплёнок» В. Улановского,  «Кот в сапогах» В.Березина и др.

        На малой сцене постоянно проводятся концерты музыкальных абонементов для взрослой публики. Музыку разных стилей, национальных культур и времён можно услышать в циклах концертов: «Музыка Старого и Нового Света», «Опера по воскресеньям», «Vivat, Оперетта» и др. 

Астраханский театр оперы и балета первым из астраханских театров начал проводить спектакли и концерты на открытом воздухе.  Зрители увидели в театральном парке балет «Концерт Рахманинова» (июнь 2012), оперу Мусоргского «Борис Годунов» в Астраханском Кремле (октябрь 2012), а осенью 2013 артисты оперной труппы осуществили цикл концертов  «Осенние вечера».

Прологом к каждой театральной премьере являются пресс-конференции, формат и сценарий которых определяются стилем и жанром произведения, творческим замыслом постановщиков.

Большую воспитательную и познавательную роль играют творческие встречи и мастер-классы, которые устраиваются для музыкантов-профессионалов, для публики и артистов театра. В июне 2012 серию мастер-классов для балетной  труппы астраханского театра дал хореограф Оливье Пате в прошлом солист Парижской Оперы, член Международного Совета Танца при ЮНЕСКО (CID-UNESCO), член жюри фестиваля артистов балета и хореографов имени Сержа Лифаря в Киеве. Познакомилась  с астраханскими артистами балета и Лита Бейрис  (Рига), инициатор и бессменный руководитель Международного Балтийского фестиваля балета, в прошлом –  прима балетной труппы Национальной оперы. В связи с премьерой балета  «Вальс белых орхидей» прошла встреча творческой интеллигенцией с Виктором Владимировичем Вансловым – корифеем отечественного балетоведения, а также хореографом Константином Уральским. Молодежь привлекают встречи с народной артисткой РФ Людмилой Максаковой, её дочерью Марией Максаковой, участниками международных фестивалей имени Валерии Барсовой и Марии Максаковой, пианисткой Марией Гуляк и др.

Формой внесценического общения с публикой являются разнообразные выставки. Сотрудничество театра с Астраханской организацией Союза художников России  началось осенью 2011 года. Первым опытом стала экспозиция работ известных астраханских живописцев и графиков в выставочном зале театра. В конце 2012 года состоялась персональная выставка заслуженного художника России Сергея Дьякова. В июне 2013 открылась выставка первых художников Астраханского государственного музыкального театра Нины Кархалёвой и Олега Пчелинцева; а в ноябре 2013 на своей первой персональной выставке «Краски Жизни» молодая театральная художница Наргиз Эфендиева представила зрителям живописные работы, эскизы театральных декораций, костюмов к спектаклям и многое другое.

В декабре 2013 большой интерес вызвал вернисаж одного из лучших фотографов Астраханской области – Евгения Полонского, запечатлевшего яркие эпизоды из спектакля «Борис Годунов» в Астраханском Кремле.

В рамках празднования Дня театра в 2014, в выставочном зале  Астраханского государственного театра оперы и балета свои акварели на тему «Край, где я родился» демонстрировал заслуженный художник России Александр Шапошников. 
В апреле 2014 г. на выставке «Белая ворона» астраханский художник Г.А. Степанов представил свою графику.

Театр стремится работать с детской аудиторией. Большое внимание уделяется выездным концертам и спектаклям, которые проводятся в детских социальных и медицинских учреждениях Астрахани и Астраханской области.

С большим энтузиазмом юные зрители отнеслись к конкурсным проектам театра. 20 декабря 2013 года был объявлен конкурс детского рисунка, посвященного героям балета «Щелкунчик». В нем участвовали дети разных возрастов. Авторы лучших работ были отмечены памятными подарками, а их рисунки были показаны на выставке в фойе театра. Следующим опытом стал городской конкурс на лучшее сочинение на тему «”Евгений Онегин” – душа русской оперы» для учащихся школ города. Награждение победителей состоялось 9 апреля 2014 в рамках пресс-конференции перед премьерным показом оперы Чайковского. Тексты лучших литературных работ демонстрировались на сайте театра.

В качестве номинанта премии «Золотая маска» оперная труппа выступала на сцене Большого театра России в Москве. Астраханский государственный театр оперы и балета выезжал на гастроли в Волгоград, Элисту, Ставрополь, Владикавказ, Ессентуки, Кисловодск, Астану (Казахстан). Осенью 2013 года более месяца астраханский балет гастролировал в разных городах Великобритании. В настоящее время балетная труппа театра готовится к гастрольной поездке в Германию.

Разносторонняя профессиональная деятельность коллектива находит серьезную поддержку у региональных властей. Почетными грамотами и благодарственными письмами губернатора Астраханской области А.А.Жилкина ежегодно отмечаются солисты театра, в том числе руководитель оперной труппы Наталья Воробьёва (2012), сопрано Елена Разгуляева и хореограф Константин Уральский (2014)  и др. Многие оперные солисты, хорместейр Галина Дунчева,  а также главный художник театра Елена Вершинина являются обладателями губернаторских премий в области вокального искусства им. Марии Максаковой и в области театрального искусства имени Лины Самборской.

       Государственный театр оперы и балета, молодой преемник шедевра деревянного зодчества в старом парке «Аркадия», уже успел поразить астраханцев красотой и масштабами, уникальными интерьерами, выполненными по индивидуальным эскизам, и первым в Астрахани механизмом трансформации зрительного зала.

На сцене театра осуществляют свои концерты Фонд  Ирины Архиповой, Фонд «Таланты мира», оргкомитеты международных фестивалей имени Ирины Архиповой, имени Валерии Барсовой и Марии Максаковой, «Голоса православной Астрахани», регионального «Пасхального фестиваля», российского проекта «Дебютные проекты молодых хореографов». Солисты, хор и оркестр театра – активнейшие участники международных фестивалей вокального искусства имени В.Барсовой и М. Максаковой. На этой сцене выступают яркие отечественные  и зарубежные исполнители Владислав Пьявко, Любовь Казарновская, Денис Мацуев, Пётр Лаул, Софья Гуляк, Николай Мажар, Полина Борисова, Евгений Брахман, «Терем-квартет» (Санкт-Петербург), Президентский оркестр Республики Беларусь, Балет Булата Аюханова (Алма-Ата, Казахстан), Гранд-оркестр под управлением Жан-Жака Жустафре (Франция). Осенью 2013 по инициативе молодого российского импресарио Руслана Нуртдинова астраханская публика увидела балетно-драматический дивертисмент «Чёрный лебедь». В спектакле участвовали солисты балета из России, Украины, Бразилии и Аргентины, звезда мирового балета Уильям Педро, оперная певица Лариса Ахметова (меццо-сопрано) и виртуозный скрипичный дуэт «Classical Gas». 

Руководство театра с радостью предоставляет возможность выступить на  этой сцене национальным коллективам: Государственному Академическому заслуженному ансамблю танца Дагестана «Лезгинка», Государственному ордена Дружбы народов ансамблю песни и танцев Республики Татарстан, астраханскому Губернаторскому ансамблю песни и танца и др. 

Театр быстро стал настоящим брендом города: его с гордостью показывают гостям, к нему ведут туристов, на его фоне фотографируются молодожёны, его изображение появилось на астраханских сувенирах. Театральный парк постепенно превращается в одно из любимых мест для посещения и прогулок астраханцев разных поколений не только в теплый период, но и в морозы. Сказочный проект иллюминации парка в зимний период 2013-2014 года  был признан одним из лучших в городском конкурсе праздничного украшения Астрахани «Новогодняя сказка».

2.jpg

          Но главное достоинство театра – это, прежде всего, высокий творческий потенциал коллектива. Уже сегодня работу театра отличает столичный уровень спектаклей и концертов, отсутствие провинциализма. 

_PHO5122.jpg

          Руководство театра ставит перед собой грандиозные творческие задачи. Наличие в театре  Большого и Малого зала, выставочных залов, музея позволяет вести работу в любых творческих направлениях: обращаться к прославленным мировым шедеврам крупных форм – операм, балетам, большим симфоническим программам; осуществлять экспериментальные постановки, проводить концерты камерной музыки, выставки,  приглашать  талантливых художников, режиссёров, хореографов, ведущих солистов мирового масштаба.