«Золотая маска», главная театральная премия страны, подведет свои итоги 19 апреля. На фестиваль в Москве с февраля приедут почти все претенденты на премию: первыми стартуют спектакли, выдвинутые в номинациях «мюзикл/оперетта» и «опера». В минувшем сезоне именно оперные постановки, число которых в стране выросло, несмотря на кризис, принесли публике немало сюрпризов. Театры вышли за рамки привычного музыкального репертуара, гарантировавшего и публику, и сборы (Чайковский, Верди, реже Пуччини) — теперь они исследуют новые для российской оперной сцены имена или делают ставку на малоизвестные произведения того же Верди.
Рискованый уход от репертуарного мейнстрима оценили эксперты «Маски»: среди номинантов оказались две барочные оперы Генделя – «Геракл» и «Роделинда», две постановки «Осуждения Фауста» Гектора Берлиоза, «Леди Макбет Мценского уезда» и ее более поздняя версия «Катерина Измайлова» Дмитрия Шостаковича, редкие на отечественной сцене — «Симон Бокканегра» Джузеппе Верди и «Саломея» Рихарда Штрауса. Всего на премию номинировано 13 постановок.
В своем мощнейшем произведении – романтической опере-оратории «Осуждение Фауста» Берлиоз соединил ораторию, симфонию и балет, усложнив тем самым ее театральную судьбу. Звучит «Осуждение Фауста» в основном в концертном варианте, так как воссоздать бушующую фантасмагорию на оперной сцене мало кто рискует. В Астраханском театре оперы и балета решили передать грандиозность музыки композитора и величие текста Гете при помощи сложнейших современных технологий и видеопроекций, которые то переносят зрителей в космические просторы, то бросают в глубины ада.
Сергей Ходнев, эксперт фестиваля, говорит, что «Осуждение Фауста» — масштабный, зрелищный и очень технологичный спектакль.
«Здесь все построено на головокружительном видеомэппинге, сам масштаб драмы передается благодаря этому колоссальному видеоряду. Мне нравится, что в шорт-лист попали оба «Осуждения Фауста» — и астраханская версия и спектакль Большого театра в постановке Питера Штайна. Хотя лично мне в контексте «Маски» астраханская версия кажется более перспективной. Спектакль Балакина, в отличие от постановки Штайна, зрелищный и прямолинейный, без вторых и третьих смыслов, но все, что положено, включая и оммажи Гете, и вселенское одиночество Фауста, и эпизоды вроде демонической скачки Фауста с Мефистофилем в адскую бездну, довольно впечатляющим образом обыграно».
Оценить «Осуждение Фауста» астраханцы смогут уже в конце января.
10 октября 2024 года состоялось заседание художественного совета по предстоящей премьере оперы-буфф Ж. Оффенбаха «Званый...
Одно из самых ярких и значительных явлений в истории музыки – итальянская опера!
На встрече прозвучали фрагменты балета Сергея Прокофьева «Золушка», ребята вместе с артистами балета разучивали менуэт...