Мысль написать оперу на сюжет исторической трагедии Пушкина «Борис Годунов» Мусоргскому подал его друг, видный историк профессор В. В. Никольский. Мусоргского чрезвычайно увлекла возможность реализовать актуальную для его времени тему взаимоотношений царя и народа, вывести народ в качестве главного действующего лица оперы. Работа, начатая в октябре 1868 года, протекала с огромным творческим подъемом. Композитор сам писал либретто оперы, привлекая материалы «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина и другие исторические документы.
Опера «Борис Годунов» была поставлена благодаря энергичной поддержке передовых артистических сил, в частности певицы Ю. Ф. Платоновой, избравшей оперу для своего бенефиса. Премьера состоялась 8 февраля 1874 года в Мариинском театре. Демократическая публика встретила «Бориса» восторженно. Однако, критики и дворянско-помещичье общество отнеслись к опере резко отрицательно.
Несмотря на отдельные возобновления «Бориса», его подлинное открытие и международное признание пришли после 1896 года, а в особенности в 1908 году в Париже, когда в опере, отредактированной Римским-Корсаковым, пел Фёдор Шаляпин. Сегодня «Борис Годунов» — это визитная карточка российского оперного искусства в мире.
Премьера на Большой сцене Астраханского государственного театра Оперы и Балета «народной оперы» состоялась 6 марта в 2013 году. «Редакция оперы, исполняемая нашим театром, уникальна, так как составлена из двух авторских партитур Мусоргского, написанных в 1869 и 1872 годах. Первая — крайне редко исполняемая в России. Мы старались придерживаться авторского прочтения, но в то же время поменяли интеллектуальное наполнение спектакля. Получилась довольно оригинальная версия», — отметил Валерий Воронин перед ожидаемой премьерой. В масштабном спектакле была задействована вся труппа оперного театра. Художником-постановщиком выступила Елена Вершинина, художником по свету — Ирина Вторникова. Партию Годунова тогда исполнил ведущий солист Мариинского театра лауреат всероссийских и международных конкурсов Федор Кузнецов. Волей режиссёра Константина Балакина идея спектакля строилась на невиновности царя в гибели царевича Димитрия. Основанием этому послужило полное отсутствие исторических документов, подтверждающих этот оставшийся за Годуновым в веках слух. Положительный образ Бориса в течение спектакля превратился в историю мученических мытарств. Годунов в астраханской постановке не убийца – он созидатель, который опередил своё время и, оттого, не был понят.
Вас ожидает новогодняя феерия в двух отделениях, полная магии, любви и интриг в преддверии подготовки...
Три года назад Астраханский государственный театр оперы и балета представил мировую премьеру оперы Сергея Дягилева...
1 декабря состоялся показ балета «КаренинА», который был отобран на очный просмотр экспертами Российской Национальной театральной Премии «Золотая...