Александр Даргомыжский – один из наиболее заметных композиторов периода между творчеством Михаила Глинки и «Могучей кучки» (М. Балакирев, М. Мусоргский, А. Бородин, Н. Римский-Корсаков, Ц. Кюи) родился 14 февраля 1813 года. Невысокий, внешне ничем не примечательный, он совершенно преображался за фортепиано, восхищая окружающих свободной игрой и великолепным чтением нот с листа. Даргомыжский – великий реформатор русской музыки. Его творческая зрелость пришлась на 40-е XIX столетия — время, когда на передний план литературного фронта вышли Гоголь, Тургенев, молодой Достоевский. В какой-то степени в музыке Даргомыжский пытался сделать то же, что они делали в литературе.
Даргомыжский считается основоположником реалистического направления в русской музыке. Он стал тем избранным, который обозначил новую линию музыкального горизонта. Но всем ли известно, чем ему пришлось расплачиваться за свою избранность? Отсутствие семьи и одиночество; годы и десятилетия, потраченные на изучение гармонии, оркестровки, правил композиции (и все это самостоятельно). В 30 лет ушел со службы ради музыки, а театры все так же не хотели ставить его оперы. И вот ему уже за 40, а широкого признания как не было, так и нет – только узкий круг почитателей. И лишь за несколько лет до смерти успешные концерты за границей и пост директора Российского Музыкального общества в Санкт-Петербурге.
«Не будь на свете певиц – не стоило бы мне быть и композитором», – эти слова любил повторять композитор. Его не стало 17 января 1869 года.
4 октября 2024 года в рамках IX Фестиваля музыкальных театров «Видеть музыку» состоялся показ оперы...
13 октября 2024 года при поддержке Президентского фонда культурных инициатив ценителей классики и джаза ждет...
3 октября 2024 года в Астраханском театре оперы и балета при поддержке Президентского фонда культурных...