Фауст — персонаж исторический, живший в протестантской Германии XVI века. Кем он был на самом деле — то ли ловкий шарлатан, морочивший народ на ярмарках своими фокусами, то ли действительно выдающийся ученый - теперь уже не узнаешь. Первое упоминание о нем относится к 1507 году. По легенде Фауст учился в Кракове, где заключил договор с дьяволом, который сопровождал его в скитаниях по всей Германии в виде собаки или лошади. В конце своей разгульной жизни Фауст раскаялся и обратился к Богу, но было уже поздно. Его судьба бередила души драматургов, театральных деятелей. И только «Фауст» величайшего немецкого поэта Иоганн Вольфганг Гёте приобрела широкую популярность во многих странах .
Берлиоз ознакомился с «Фаустом» Гёте в переводе Жерара де Нерваля в 1828 году. По словам самого композитора, это произведение потрясло его до глубины души. Он не расставался с книгой, читая её повсюду: дома, на улице, в театре.
В 1829 он создал «Восемь сцен из Фауста» (opus 1). В 1846 году Берлиоз возвратился к этому материалу, первоначально предполагая создать «концертную оперу», впоследствии он остановился на названии «драматическая легенда». Премьера состоялась 6 декабря 1846 года в театре Комической оперы в Париже с Берлиозом за дирижерским пультом и закончилась полным провалом. Во Франции его ждали лишь небольшая группа друзей, равнодушие буржуазных слушателей, враждебное отношение большинства критиков, злорадные усмешки музыкантов, безысходная нужда, тяжёлый подневольный труд газетного поденщика. Единственным результатом концерта был новый долг в 10 000 франков, которые потребовалось уплатить исполнителям и за наём помещения.
Между тем «Осуждение Фауста» — одно из самых зрелых произведений композитора. Равнодушие и непонимание, с которым оно было встречено, объясняется новизной музыки, разрывом с традицией. Жанровая природа «Осуждения Фауста» ставила в тупик не только рядовых слушателей, но и музыкантов. И тут вдруг ему представился совершенно неожиданный случай выйти из затруднения: ему стоило только предпринять путешествие в Россию… Он так и сделал, поехал и привез из Петербурга и Москвы новую громадную славу и несколько тысяч рублей, давших ему возможность разом покрыть все свои неудачи и все свои долги от „Фауста“.
Это грандиозное творение и теперь звучит не часто, тогда как три оркестровых эпизода, не связанных между собой и заимствованных из разных частей «Осуждения Фауста» (No 3, 12, 18), приобрели популярность на концертной эстраде. В России «Осуждение Фауста» исполнялось неоднократно, в т. ч. в Большом театре, однако до сих пор всегда в концертной версии. В 20-м сезоне (2015) Астраханский театр оперы и балета осуществил театральную постановку драматической легенды Берлиоза «Осуждение Фауста». Это стало первым в России сценическим воплощением шедевра композитора. Об этой премьере писали не только местные средства информации, но и федеральная пресса. В 2016 году спектакль стал номинантом престижной театральной премии «Золотая Маска» в шести номинациях.
10 марта Астраханский театр Оперы и Балета на Новой сцене Большого театра представит свой спектакль «Осуждение Фауста» в рамках всероссийского фестиваля.
Перед поездкой Астраханский театр Оперы и Балета представит астраханцам драматическую легенду «Осуждение Фауста» французкого композитора Гектора Берлиоза. В пятницу 3 марта астраханцы смогут оценить грандиозность музыки композитора и величие текста Гёте
Сказка — один из самых притягательных жанров для детей. Но сказка, как подметил Александр Сергеевич Пушкин, — «ложь, да в ней...
Астраханский театр оперы и балета в рамках проекта «Шедевры русского балета — великие учителя танцев»...
Крупные театры, как утверждает мировая практика, способны развиваться и зарабатывать, как крупные корпорации и холдинги.