В новом 22-м театральном сезоне шедевр мирового балетного искусства вновь на сцене Астраханского театра Оперы и Балета. Балет «Лебединое озеро» — одна из немногих постановок, о которых прекрасно знают не только заядлые театралы, но даже те, кто очень смутно представляет себе, что такое балет. В этом году весной знаменитому творению исполнилось 140 лет.
Работать над музыкой Чайковский начал в 1875 году по приглашению Московской дирекции императорских театров, в некотором смысле это был его дебют, поскольку до того момента композитор писал музыку только для опер. Для создания «Лебединого озера» Петру Ильичу потребовалось около года. Историки утверждают, что своеобразным источником вдохновения для Чайковского стал Воткинский заводской пруд напротив дома композитора. Однако, есть и другие мнения. Например, немцы убеждены, что прообразом могло стать озеро в Альпах, ведь во время написания «Лебединого озера» Пётр Ильич посещал Баварию, к тому же в основе сюжета балета лежит старинная немецкая легенда.
Премьера будущего шедевра состоялась 4 марта 1877 году, но увы, зрители не торопились аплодировать и кричать «браво». На то были свои веские причины, однако новую жизнь в постановку вдохнули прославленный Мариус Петипа и его помощник Лев Иванов, вошедший в историю прежде всего благодаря постановке эталонных «лебединых» сцен. Так началась подлинная история сценического воплощения балета: «лебединая» картина «кисти» Иванова впервые увидела свет рампы в Мариинском театре на вечере памяти уже покойного композитора. А весь балет (первый и третий акты в постановке Петипа, второй и четвертый — Иванова) был показан год спустя, в 1895 году. С тех пор новые постановщики балета, воплощая свои концепции, как правило, оглядывались на бесспорные завоевания первой постановки: уже упоминавшуюся «лебединую» картину Иванова и знаменитое «черное» па де де Петипа. Но музыка Петра Чайковского всегда провоцировала хореографов на поиск новых историй, куда более драматичных, чем волшебная сказка, предложенная Петипа.
Премьера бессмертного «Лебединого озера» в Астрахани состоялась в декабре 2012. Это была первая балетная постановка в истории театра. Билеты тогда были раскуплены за месяц до премьеры.
Либретто к постановке создал заслуженный артист РФ, лауреат премии Правительства РФ Константин Семенович Уральский. Взяв за основу классическую хореографию Петипа и Иванова, хореограф-постановщик Константин Семёнович Уральский внёс свои изменения в сказочную историю. Ротбарт здесь не злой колдун, а наставник и друг семьи, держащий театр лебедей. По задумке хореографа, барон сам приводит скучающего принца на представление. Однако влюбленность Зигфрида в одну из актрис тревожит хозяина необычного театра и он всячески пытается помешать возлюбленным. В итоге влюбленные герои погибают в волнах озера, оставив властному Ротбарту лебедей-марионеток.
Купить билеты можно в кассе театра (телефон 21-16-30), а также на сайте Астраханского театра Оперы и Балета: www.astoperahouse.ru
7 ноября 2024 года в Астраханском театре оперы и балета состоялось заседание художественного совета, посвященное...
Администрация Театра оставляет за собой право вносить изменения в актерский состав мероприятий Театра без предварительного...
«Ночь искусств» в Астраханском театре оперы и балета