Есть простые гастрольные законы: успешно пройдёт первый спектакль,
и "сарафанное радио" разнесёт, что приехал прекрасный театр. Но если что-то пойдёт не так, молва, опережая действительность, отпугнёт всех, кто только ещё думал, покупать ли билеты.
После первого красноярского спектакля мы надеемся,
что на крыльях доброй молвы в последующие дни зал будет набит битком!
Во время спектакля казалось, что зрители затаили дыхание буквально как единое существо. Ни переговоров, ни шёпотов, ни телефонов - только устремлённые к сцене глаза и лица, только напряжённо внимающая тишина.
В антракте раскупили практически все буклеты; всюду можно было видеть
людей, заинтересованно разглядывающих фотографии, читающих текст, обсуждающих молодость постановщиков. Было ясно, что спектакль - захватил.
В "Осуждении Фауста" всего четыре действующих лица: Фауст - Иван Михайлов, Маргарита - Елена Разгуляева, Мефистофель - Дмитрий Кондратьев, Брандер - Вадим Шишкин. Но это один из сложнейших спектаклей театра. Пятым действующим лицом, перевоплощающимся во множество самых причудливых образов, можно смело назвать хор и мимический ансамбль театра. Весомейшее действующее лицо - оркестр, вдохновляемый маэстро Валерием Ворониным. Но как бы блестяще ни работал каждый из них в отдельности и все в ансамбле, спектакль может оказаться набором отдельных номеров, если все службы театра - осветители, монтировщики, костюмеры, гримёры, помрежи не выдержат напряжённого темпа спектакля, не обеспечат мгновенную смену декораций и персонажей, не будут работать слаженно, как часовой механизм. Коллектив не подвёл, все работали супер-ответственно и с полной отдачей.
Фото: Виктория Тамбаева
К сожалению, сцена красноярского театра несколько уступает нашей родной сцене не только в размерах, но и в технических возможностях. Один из самых впечатляющих эпизодов спектакля - низвержение Фауста в ад - осуществить оказалось невозможным. Но режиссёр-постановщик спектакля Константин Балакин нашёл убедительный и остроумный выход из ситуации. По знаку Мефистофеля лемуры хватают Фауста и заталкивают его в щель в обломке головы Демиурга - ведь именно из неё в начале спектакля появился сам Мефистофель.
Голова Демиурга становится как бы временным порталом между мирами. Эмоциональная убедительность момента усиливается тем, что над исчезнувшим Фаустом лемуры взгромождают ещё один увесистый обломок, запечатывая Фаусту возможность выхода и одновременно закрывая портал между миром Божьим и адом.
Несколько менее эффектным, чем на своей сцене, но всё равно очень красивым получился и лучезарный струящийся шлейф в сцене апофеоза Маргариты.
Фото: Павел Симаков
В любом случае только мы сами, знающие, как должно быть, немного огорчились. Мощная энергетика спектакля не была снижена ни на йоту. Лучшее тому доказательство - финал спектакля, когда весь зал, практически на первых хлопках, порывисто поднялся и долго скандировал стоя, в несмолкающих криках "браво!"
... После спектакля, когда, в ожидании автобусов, все высыпали из театра на свежий воздух, в фойе оставались ждать только те, кого зрители отблагодарили огромными букетами цветов: не хотели губить нежные лепестки на крепчающем к ночи сибирском морозе...
Текст Натальи Туриевой
4 октября 2024 года в рамках IX Фестиваля музыкальных театров «Видеть музыку» состоялся показ оперы...
13 октября 2024 года при поддержке Президентского фонда культурных инициатив ценителей классики и джаза ждет...
3 октября 2024 года в Астраханском театре оперы и балета при поддержке Президентского фонда культурных...