Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла — все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит
(А. Пушкин «Евгений Онегин»)
Праздничная нота этой недели — премьера концертной программы «Новогодний променад». 27 декабря в Астраханском театре Оперы и Балета меломаны получили возможность совершить увлекательную музыкальную прогулку, направление которой определялось самыми знаменитыми ариями, оркестровыми, хоровыми и балетными фрагментами из опер, оперетт, мюзиклов, балетов стран Старого и Нового света.
Каждый номер программы, словно сотканной из очарования сказки, волшебства, тайны, для присутствующих в зале был настоящим сюрпризом и, несомненно, соответствовал духу праздника.
Черно-белые декорации в барочном стиле, специально подобранный видео контент, сопровождавший практически каждую композицию, позволили создать пространство вне времени и измерений. Оно мгновенно трансформировалось по воле режиссера Константина Балакина, превращаясь то бурное море, то в знойные испанские кварталы... Благодаря воображению авторов променада путешественники (зрители) побывали в кабаре довоенного времени, сопереживали кузнецу Вакуле на улочках украинской деревушки, побродили по Парижу, посетили сказочные измерения...
Оперно-балетный променад мало чем отличается от обычной прогулки - наблюдения, впечатления, встречи со старыми добрыми знакомыми, в нашем случае - с мелодиями, вызывающими к жизни воспоминания. Цепь ассоциаций складывается в общую картину, отделить одно от другого практически невозможно. Посвящённым слушателям доступно больше: каждый фрагмент из оперы, балета или мюзикла при желании мгновенно в сознании может развернуться в полноценный музыкальный текст со всем присущим ему богатством.
И всё же отличие есть: в музыкальном променаде присутствует дух игры, театрализации (вспоминается композиторский опыт Шумана («Карнавал»), Мусоргского («Картинки с выставки»)). Эта особенность музыкального действа определяла и сложность задач, поставленных перед артистами: в течение концертной программы каждому из выступающих приходилось создавать ряд образов, порой полярных по характеристикам. Нельзя не отметить - роскошные костюмы, реквизит были точками опоры в этом процессе.
Озорным акцентом «Новогоднего променада» можно назвать мелодию вальса-бурлеска, в народе именуемого «Собачьим». Знаменитая мелодия в исполнении хора театра вызвала бурные аплодисменты публики.
Музыка Чайковского привнесла в действо ощущение торжества радости и чуда. Сколько эмоций вызвали балетные номера (постановка художественного руководителя балета Константина Уральского)! Аплодисменты и возгласы «браво» сопровождали каждое выступление артистов. Венгерский танец («Лебединое озеро»), Трепак («Щелкунчик»), Вальс цветов («Щелкунчик») оставили незабываемые впечатления.
Большое удовольствие доставили отрывки из оперетт Штрауса (Чардаш Розалинды в исполнении Елены Разгуляевой — роскошный голос, безупречно созданный образ), Кальмана (Песенка Бони в исполнении Константина Склярова), вызвавшие улыбки и аплодисменты. Знаменитая «The Money Song» из мюзикла «Кабаре», сыгранная Михаилом Кухаревым и Оксаной Ворониной, была также горячо встречена публикой.
Песни Индийского, Веденецкого, Варяжского гостей (опера «Садко» Римского-Корсакова) в исполнении, соответственно, Ивана Михайлова, Александра Малышко, Вадима Шишкина, обратив взоры публики в далёкое прошлое, стали чудным украшением действа. Остались в памяти и образы, созданные Евгенией Старцевой («Соловей» Алябьева), Андреем Пужалиным (русская народная песня «Вдоль по Питерской»), Татьяной Головой (вальс Мюзетты из оперы «Богема» Пуччини).
И, конечно, изюминка музыкального пиршества - променад-попурри, завершавший концерт. Собранные в единое ожерелье жемчужины классической музыки (мелодии Моцарта, Чайковского, Верди, Бизе, Россини, Гуно) — драгоценный подарок всем меломанам накануне праздника. Поразительно, как ярко, увлекательно, убедительно артисты успевали за краткие мгновения рассказать, раскрыть, воплотить прочувствованное и пережитое!
Новогоднее путешествие получилось на славу. Забыть прозвучавшую музыку не получится: забавная и нежная, остроумная и трогательная, таинственная и стремительная, но неизменно чарующая в блистательном исполнении солистов, симфонического оркестра (дирижер — художественный руководитель и главный дирижер театра Валерий Воронин), хора (главный хормейстер — Галина Дунчева) стала частью истории каждого пришедшего в театр!
«Новогодний променад» продолжается. Место встречи — Астраханский театр Оперы и Балета!
Астраханский театр оперы и балета в рамках проекта «Шедевры русского балета — великие учителя танцев»...
Крупные театры, как утверждает мировая практика, способны развиваться и зарабатывать, как крупные корпорации и холдинги.
Балет «Спящая красавица» давно стал своего рода пособием для танцовщиков, а благодаря своей художественной гармонии...