До грандиозного события остается меньше месяца

19.02.2018 14:19
1351
До грандиозного события остается  меньше месяца

2018 год в России посвящён русскому балету и 200-летию легендарного балетмейстера Мариуса Петипа. Его имя знакомо каждому, кто хотя бы слегка прикоснулся к изысканному искусству балета. Он был такой могучей фигурой, что вторую половину 19 века называют в балете «эпохой Петипа». Уроженец Франции, Петипа более полувека прожил в России, именно здесь полностью раскрылся его хореографический гений. У него были все основания написать: "Вспоминая свою карьеру в России, я могу сказать, что то была наисчастливейшая пора моей жизни... Да хранит Бог мою вторую родину, которую я люблю всем своим сердцем".

Альфонс Виктор Мариус Петипа родился 11 марта 1818 года в Марселе в семье довольно известного провинциального французского балетмейстера Жана-Антуана Петипа и драматической актрисы Викторины Морель-Грассо, которая пользовалась известностью как исполнительница первых ролей в трагедиях. Старший брат Мариуса, Люсьен Петипа, в дальнейшем стал известным танцовщиком, сестра Викторина Петипа - певицей и актрисой. "Служение искусству переходило тогда из поколения в поколение, - вспоминал Петипа, - и история французского театра насчитывает много театральных семей".

Первым учителем Мариуса стал отец. "Семи лет начал я обучаться танцевальному искусству в классе отца моего, переломившего о мои руки не один смычок для ознакомления меня с тайнами хореографии. Необходимость такого педагогического приема вытекала, между прочим, из того, что не чувствовал я в детстве ни малейшего влечения к этой отрасли искусства". Тем не менее, уже в детстве он начал выступать в балетах своего отца. В 16 лет во французском Нанте Мариус ставит свои первые балеты. Потом - гастроли вместе с отцом в Нью-Йорке, возвращение во Францию и новая работа в театре Бордо, Королевский театр в Мадриде, возвращение во Францию…

В 1847 году, когда Петипа было уже почти 30 лет, он получил приглашение из России. Главный балетмейстер Санкт-Петербургских Императорских театров Антуан Титюс предлагал ему место первого танцовщика. Петипа без колебаний согласился.

Так в Петербурге появился человек, которому суждено было прославиться как одному из величайших балетмейстеров XIX века.

Дебют Петипа состоялся на сцене Петербургского Большого театра. Труппа приняла его благосклонно, понравился он и зрителям. Петипа не был гениальным танцовщиком, но обладал хорошей школой и прекрасно исполнял характерные роли. Игра его отличалась эффектностью и темпераментом.

Впереди у него у него было 63 года жизни, 63 года в России. Сначала он работал как солист балета и педагог, с 1862 года - как балетмейстер. Его первым монументальным балетом стала "Дочь фараона" Ц. Пуни. Современник Петипа, танцовщик и балетмейстер Николай Легат писал: "Петипа обладал поразительной способностью находить наиболее выгодные движения и позы для каждой танцовщицы, в результате чего созданные им композиции отличались и простотой, и грациозностью".

Во времена Мариуса Петипа режиссёрского театра в нынешнем понимании ещё не существовало. Но он был одним из тех, кто уже двигался в направлении этого театра. По воспоминаниям современников, он моделировал сцены будущего балета и все перемещения артистов с помощью картонных фигурок. Он обсуждал с Иваном Всеволожским, директором Императорских театров, костюмы и аксессуары танцоров, продумывал цветовую гамму, придавая всему этому серьёзное значение.

И. А. Всеволожский сделал шаг, который сыграл историческую роль не только в судьбе Петипа, но и в судьбе русского балета в целом. Он привлёк к работе над балетами, к сотрудничеству с Мариусом Петипа, Петра Чайковского, а позже Александра Глазунова. Это был новый, неожиданный, невиданный по смелости шаг: заказать музыку для балетов выдающимся симфоническим композиторам!

Так сцена мирового балета обогатилась непревзойдёнными шедеврами: "Спящей красавицей", "Щелкунчиком", "Лебединым озером", "Раймондой".

Кстати сказать, Всеволожский, человек разносторонних дарований, был автором эскизов костюмов к 25 балетным спектаклям, в том числе к "Спящей красавице", "Щелкунчику" и "Раймонде".

Семь лет Мариус Петипа занимал должность балетмейстера, затем ещё тридцать четыре года - главного балетмейстера. Джордж Баланчин однажды сказал: "Немногим балетмейстерам удаётся непрерывно творить и поддерживать сочинённое ими на высоком уровне, избегая штампа однообразия и повторения в разбавленном виде своих прежних удач". Петипа был одним из тех немногих, кому это удалось.

Балеты Петипа составляют основу и гордость репертуара каждого русского театра, словно он творил не 200 лет назад, а является нашим современником. Невозможно назвать имя другого хореографа, который за свою жизнь создал бы более ста произведений!

56 оригинальных постановок, 17 редакций чужих балетов, танцы к 36-ти оперным спектаклям - в том или ином виде его постановки идут на мировых сценах по сей день.

Среди его балетов - непревзойдённые шедевры мирового уровня: "Дон Кихот", "Спящая красавица", "Раймонда", "Пахита", Баядерка" и, конечно, сверкающий бриллиант - "Лебединое озеро" (поставленный совместно с Львом Ивановым).

Мариусом Петипа был создан свод правил балетного академизма. Его постановки отличались мастерством композиции, стройностью хореографического ансамбля, виртуозной разработкой сольных партий. Пластика, грация, красота и отточенная техника - вот на что делал он ставку. И по сей день в выигрыше остаются те танцовщики, которые освоили академические каноны мастера. О европейском балете Петипа говорил, что там "постоянно уклоняются от настоящего серьёзного искусства, переходя в танцах в какие-то клоунские упражнения. Балет – серьёзное искусство, в котором должны главенствовать пластика и красота, а не всевозможные прыжки, бессмысленные кружения и поднимание ног выше головы". Именно благодаря Петипа русский балет стал лучшим в мире. В процессе работы он опирался на традиции русского балета и мастерство русских актёров-исполнителей, считая, что способность к классическому балету в крови у русских артистов.

Можно смело говорить, что сам факт 200-летнего юбилея Петипа – огромное культурное событие в жизни нашей страны, как стал в своё время событием юбилей Пушкина.

Купить билеты можно в кассе театра (телефон 66-76-30), а также на сайте Астраханского театра Оперы и Балета: www.astoperahouse.ru. 

 

Другие новости все новости


До блеска: в театре оперы и балета приступили к плановой профилактике хрустальной люстры Большого зала
25
июл
2024

До блеска: в театре оперы и балета приступили к плановой профилактике хрустальной люстры Большого зала
25.07.2024

Театр начинается с вешалки, а генеральная уборка в нем – с люстры! Раз в год...

Состоялось очередное заседание экспертного совета Премии «Золотая Маска»
24
июл
2024

Состоялось очередное заседание экспертного совета Премии «Золотая Маска»
24.07.2024

22 июля 2024 года в Союзе театральных деятелей России состоялось очередное заседание экспертного совета «Музыкальный...

Астраханский государственный театр оперы и балета стал обладателем гранта на постановку оперы А.С. Даргомыжского «Русалка» в рамках проекта «Русские оперы в Астраханском кремле»
22
июл
2024

Астраханский государственный театр оперы и балета стал обладателем гранта на постановку оперы А.С. Даргомыжского «Русалка» в рамках проекта «Русские оперы в Астраханском кремле»
22.07.2024

В апреле этого года стартовал Всероссийский конкурс по поддержке новых постановок спектаклей, приуроченный к 225-летию...

Проект «Сказки русского балета»
22
июл
2024

Проект «Сказки русского балета»
22.07.2024

Астраханский театр оперы и балета при поддержке Президентского фонда культурных инициатив подготовил 4 лекции-встречи для...

Традиционный спуск хрустальной люстры
20
июл
2024

Традиционный спуск хрустальной люстры
20.07.2024

25 июля в Большом зале Астраханского театра оперы и балета состоится традиционный спуск хрустальной люстры.

Классический балет есть замок красоты…
19
июл
2024

Классический балет есть замок красоты…
19.07.2024

Эти строки из стихотворения Иосифа Бродского как нельзя лучше описывают предстоящую премьеру балета «Спящая красавица»...

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!