До грандиозного события остается меньше месяца

19.02.2018 14:19
1422
До грандиозного события остается  меньше месяца

2018 год в России посвящён русскому балету и 200-летию легендарного балетмейстера Мариуса Петипа. Его имя знакомо каждому, кто хотя бы слегка прикоснулся к изысканному искусству балета. Он был такой могучей фигурой, что вторую половину 19 века называют в балете «эпохой Петипа». Уроженец Франции, Петипа более полувека прожил в России, именно здесь полностью раскрылся его хореографический гений. У него были все основания написать: "Вспоминая свою карьеру в России, я могу сказать, что то была наисчастливейшая пора моей жизни... Да хранит Бог мою вторую родину, которую я люблю всем своим сердцем".

Альфонс Виктор Мариус Петипа родился 11 марта 1818 года в Марселе в семье довольно известного провинциального французского балетмейстера Жана-Антуана Петипа и драматической актрисы Викторины Морель-Грассо, которая пользовалась известностью как исполнительница первых ролей в трагедиях. Старший брат Мариуса, Люсьен Петипа, в дальнейшем стал известным танцовщиком, сестра Викторина Петипа - певицей и актрисой. "Служение искусству переходило тогда из поколения в поколение, - вспоминал Петипа, - и история французского театра насчитывает много театральных семей".

Первым учителем Мариуса стал отец. "Семи лет начал я обучаться танцевальному искусству в классе отца моего, переломившего о мои руки не один смычок для ознакомления меня с тайнами хореографии. Необходимость такого педагогического приема вытекала, между прочим, из того, что не чувствовал я в детстве ни малейшего влечения к этой отрасли искусства". Тем не менее, уже в детстве он начал выступать в балетах своего отца. В 16 лет во французском Нанте Мариус ставит свои первые балеты. Потом - гастроли вместе с отцом в Нью-Йорке, возвращение во Францию и новая работа в театре Бордо, Королевский театр в Мадриде, возвращение во Францию…

В 1847 году, когда Петипа было уже почти 30 лет, он получил приглашение из России. Главный балетмейстер Санкт-Петербургских Императорских театров Антуан Титюс предлагал ему место первого танцовщика. Петипа без колебаний согласился.

Так в Петербурге появился человек, которому суждено было прославиться как одному из величайших балетмейстеров XIX века.

Дебют Петипа состоялся на сцене Петербургского Большого театра. Труппа приняла его благосклонно, понравился он и зрителям. Петипа не был гениальным танцовщиком, но обладал хорошей школой и прекрасно исполнял характерные роли. Игра его отличалась эффектностью и темпераментом.

Впереди у него у него было 63 года жизни, 63 года в России. Сначала он работал как солист балета и педагог, с 1862 года - как балетмейстер. Его первым монументальным балетом стала "Дочь фараона" Ц. Пуни. Современник Петипа, танцовщик и балетмейстер Николай Легат писал: "Петипа обладал поразительной способностью находить наиболее выгодные движения и позы для каждой танцовщицы, в результате чего созданные им композиции отличались и простотой, и грациозностью".

Во времена Мариуса Петипа режиссёрского театра в нынешнем понимании ещё не существовало. Но он был одним из тех, кто уже двигался в направлении этого театра. По воспоминаниям современников, он моделировал сцены будущего балета и все перемещения артистов с помощью картонных фигурок. Он обсуждал с Иваном Всеволожским, директором Императорских театров, костюмы и аксессуары танцоров, продумывал цветовую гамму, придавая всему этому серьёзное значение.

И. А. Всеволожский сделал шаг, который сыграл историческую роль не только в судьбе Петипа, но и в судьбе русского балета в целом. Он привлёк к работе над балетами, к сотрудничеству с Мариусом Петипа, Петра Чайковского, а позже Александра Глазунова. Это был новый, неожиданный, невиданный по смелости шаг: заказать музыку для балетов выдающимся симфоническим композиторам!

Так сцена мирового балета обогатилась непревзойдёнными шедеврами: "Спящей красавицей", "Щелкунчиком", "Лебединым озером", "Раймондой".

Кстати сказать, Всеволожский, человек разносторонних дарований, был автором эскизов костюмов к 25 балетным спектаклям, в том числе к "Спящей красавице", "Щелкунчику" и "Раймонде".

Семь лет Мариус Петипа занимал должность балетмейстера, затем ещё тридцать четыре года - главного балетмейстера. Джордж Баланчин однажды сказал: "Немногим балетмейстерам удаётся непрерывно творить и поддерживать сочинённое ими на высоком уровне, избегая штампа однообразия и повторения в разбавленном виде своих прежних удач". Петипа был одним из тех немногих, кому это удалось.

Балеты Петипа составляют основу и гордость репертуара каждого русского театра, словно он творил не 200 лет назад, а является нашим современником. Невозможно назвать имя другого хореографа, который за свою жизнь создал бы более ста произведений!

56 оригинальных постановок, 17 редакций чужих балетов, танцы к 36-ти оперным спектаклям - в том или ином виде его постановки идут на мировых сценах по сей день.

Среди его балетов - непревзойдённые шедевры мирового уровня: "Дон Кихот", "Спящая красавица", "Раймонда", "Пахита", Баядерка" и, конечно, сверкающий бриллиант - "Лебединое озеро" (поставленный совместно с Львом Ивановым).

Мариусом Петипа был создан свод правил балетного академизма. Его постановки отличались мастерством композиции, стройностью хореографического ансамбля, виртуозной разработкой сольных партий. Пластика, грация, красота и отточенная техника - вот на что делал он ставку. И по сей день в выигрыше остаются те танцовщики, которые освоили академические каноны мастера. О европейском балете Петипа говорил, что там "постоянно уклоняются от настоящего серьёзного искусства, переходя в танцах в какие-то клоунские упражнения. Балет – серьёзное искусство, в котором должны главенствовать пластика и красота, а не всевозможные прыжки, бессмысленные кружения и поднимание ног выше головы". Именно благодаря Петипа русский балет стал лучшим в мире. В процессе работы он опирался на традиции русского балета и мастерство русских актёров-исполнителей, считая, что способность к классическому балету в крови у русских артистов.

Можно смело говорить, что сам факт 200-летнего юбилея Петипа – огромное культурное событие в жизни нашей страны, как стал в своё время событием юбилей Пушкина.

Купить билеты можно в кассе театра (телефон 66-76-30), а также на сайте Астраханского театра Оперы и Балета: www.astoperahouse.ru. 

 

Другие новости все новости


Опера, которая завораживает…
15
янв
2025

Опера, которая завораживает…
15.01.2025

25 и 26 января в Астраханском театре оперы и балета – опера П. Чайковского «Евгений...

Романтический балет «Сильфида» в 2-х актах
9
янв
2025

Романтический балет «Сильфида» в 2-х актах
09.01.2025

На Большой сцене Астраханского театра оперы и балета команда постановщиков осуществила реконструкцию «Сильфиды», опираясь на...

Дорогие друзья, наш верный зритель!
31
дек
2024

Дорогие друзья, наш верный зритель!
31.12.2024

Директор Астраханского государственного театра Оперы и Балета Наталья Шагова поздравляет Вас с Новым годом и...

Дорогие зрители!
29
дек
2024

Дорогие зрители!
29.12.2024

Художественный руководитель и главный дирижёр Астраханского театра оперы и балета Валерий Воронин от всего коллектива...

"Зимняя сказка: приглашает на ледовые площадки в Астраханском Кремле!"
29
дек
2024

"Зимняя сказка: приглашает на ледовые площадки в Астраханском Кремле!"
29.12.2024

В кассах ледовых сценических площадок, расположенных в Астраханском Кремле и на сайте Астраханского государственного театра...

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!