Совсем скоро, 28 и 29 апреля, на сцене театра состоится премьера "Царской невесты", одной из величайших русских опер. Либретто написано Николаем Римским-Корсаковым в соавторстве с Ильёй Тюменевым по одноимённой драме поэта и драматурга Льва Мея. Эту драму нельзя назвать исторической, но фоном происходящих в ней событий служит эпоха Ивана Грозного, а ключевой эпизод, выбор невесты для царя на смотре невест, является историческим фактом. Более того, в основу положено реальное событие: третьей женой Грозный выбрал красавицу Марфу Собакину, скончавшуюся вскоре после венчания. В своей драме Лев Мей не изменил даже имени невесты Грозного.
В оставшиеся до премьеры дни мы хотим подробнее рассказать вам о реальных исторических событиях и лицах, на которых основан сюжет оперы.
ГЛАВА 2
МАРФА СОБАКИНА
26 июня 1571 года царь Иван IV объявил о своей помолвке с Марфой Собакиной.
Исторических сведений о третьей жене Иоанна IV, русской царице Марфе Собакиной, известно крайне мало. Слишком недолгим - всего несколько месяцев - было её пребывание на исторической арене. Не известен точно даже год её рождения, хотя принято считать, что невестой сорокаоднолетнего царя она стала в 19 лет, то есть родилась в 1552. Она была дочерью худородного дворянина из Коломны Василия Степановича Собакина Большого (или Старшего) и приходилась дальней родственницей Малюте Скуратову. Малюта, видимо, протежировал Марфе: могущественный царский фаворит был человеком низкого происхождения; породнившись с царской семьёй, он мог значительно укрепить своё положение при дворе.
28 октября Ивана и Марфу венчали в Троицком соборе Александровской слободы. Первым дружкой жениха был Малюта Скуратов, вторым - его зять и будущий русский царь, молодой опричник Борис Годунов. В свадебной церемонии приняли участие десять ближайших родственников Марфы Васильевны: отец, дяди, двоюродные братья с жёнами и без: кто "дружкой" царя, кто "за санями шёл", кто "колпак держал", кто в "мыльне" (бане) присутствовал… Свадьба была пышной и весёлой: только из Великого Новгорода для свадебной царской потехи прибыла целая ватага скоморохов и подводы с ручными медведями. В конце пира Марфе стало плохо, её увели под руки. Она заболела и начала "сохнуть" сразу после помолвки, но государь, положившись на волю Божью, всё же решился сыграть свадьбу. Однако царица не только не поправлялась, но чувствовала себя все хуже. Через две недели после свадьбы, 13 ноября 1571 года, молодая царица Марфа Васильевна скончалась, оставшись девственницей, что дало Иоанну повод объявить этот брак недействительным и добиться у церкви разрешения на четвёртый брак (православие уже и третье его венчание, на Марфе, разрешило с огромным трудом).
Смерть юной красавицы, только что прошедшей тщательное обследование, породила подозрение в отравлении и вызвала гнев Иоанна. Официально было объявлено, что Марфу извели ядом. Подозревали Романовых и Черкасских, родню первых жён Грозного, был схвачен Григорий Меньшой Грязной… Расследование вёл Малюта Скуратов. По результатам розыска были казнены, по некоторым сведениям, 20 человек. Впали в немилость и родственники Марфы. За короткий срок её царствования отец её, Василий Собакин, успел стать боярином, дядя, Василий Меньшой, получил высокий чин окольничего; придворные должности получили и другие родственники. Но насладиться неожиданным взлётом не пришлось никому. Василий Меньшой после смерти Марфы был пострижен в монастырь, а двоюродные братья царицы поплатились жизнью, поскольку, по мнению Иоанна, "хотели было меня и с детьми чародейством извести". После 1574 года в послужных списках русского двора уже нельзя встретить ни одного представителя рода Собакиных.
Царицу Марфу Васильевну похоронили в Вознесенском соборе Московского кремля, в усыпальнице женщин московского великокняжеского рода. В 1929 году Чудов монастырь и Вознесенская обитель были разрушены. Спасая некрополь русских великих княгинь и цариц, сотрудники Оружейной палаты перенесли их захоронения в подземную палату рядом с Архангельским собором Кремля, где они пребывают и по сей день.
В 1990-е годы были проведены исследования останков царицы. Они не выявили ядовитых металлов или других веществ, которыми могла быть отравлена Марфа. Но известно, что при использовании растительного яда химический анализ бессилен.
В 2003 году ведущий эксперт-криминалист и антрополог Сергей Никитин восстановил портрет царицы Марфы Васильевны в виде бронзового скульптурного бюста.
Судьба Марфы Собакиной вдохновила композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова на создание оперы «Царская невеста». И хотя её либретто имеет мало общего с исторической правдой, трагическая судьба Марфы Собакиной глубоко пронзает нас и в реальности, и в опере.
В рамках Всероссийского проекта "Музыкальные истории от барокко до классицизма" на площадках Астраханского театра оперы...
С 29 августа по 8 сентября 2024 года в г. Астрахани проходит финальный этап Всероссийского...
Международный фестиваль классического искусства «Каспийские сезоны», который проходил в рамках национального проекта «Культура», завершился выступлением...