Совсем скоро, 28 и 29 апреля, на сцене театра состоится премьера "Царской невесты", одной из величайших русских опер. Либретто написано Николаем Римским-Корсаковым в соавторстве с Ильёй Тюменевым по одноимённой драме поэта и драматурга Льва Мея. Эту драму нельзя назвать исторической, но фоном происходящих в ней событий служит эпоха Ивана Грозного, а ключевой эпизод, выбор невесты для царя на смотре невест, является историческим фактом. Более того, в основу положено реальное событие: третьей женой Грозный выбрал красавицу Марфу Собакину, скончавшуюся вскоре после венчания. В своей драме Лев Мей не изменил даже имени невесты Грозного.
В оставшиеся до премьеры дни мы хотим подробнее рассказать вам о реальных исторических событиях и лицах, на которых основан сюжет оперы.
ГЛАВА 4
ЕЛИСЕЙ БОМЕЛИЙ
В центре Москвы, в виду Кремля и вблизи Третьяковки, лежит украшенная парком и фонтанами Болотная площадь. "Болото" - так называли в народе этот древний луг, бывший в XV-XVII веках местом знаменитых кулачных боёв. Там же, на Болоте, проводилось публичное наказание преступников и совершались смертные казни, самыми громкими из которых были казнь Стеньки Разина (1671) и Емельяна Пугачёва (1775). Но ещё раньше, в 1579 году (по другим источникам - в 1575), на Болоте был казнён Елисей Бомелий, известный в народе как "лютый волхв немец Елисей".
XVI век - время укрепления России на международной арене, расширения её границ. Но, одновременно, это эпоха жестокой деспотии Иоанна IV Грозного. Противоречивая фигура Грозного и сегодня вызывает споры. Не менее спорны и многие личности, входившие в ближнее царское окружение. Одним из этих людей был личный врач и астролог Грозного Елисей Бомелий.
Сведения о его жизни до России - отрывочны, туманны и полны невероятных мифов. Достоверно известно, что он родился в 1530 году в Вестфалии, в семье выходцев из Голландии; от рождения звался Элизием Бомелем. Обучался в Кембридже медицине, увлекался оккультными науками и астрологией. Стал называть себя на латинский манер: Элизеус Бомелиус. Приехал в Лондон, женился, открыл медицинскую практику. Через несколько лет был посажен в тюрьму по обвинению во врачевании без лицензии и в колдовстве. Был освобождён, но в случае повторных обвинений ему грозил огромный штраф либо тюрьма.
В это время в Лондоне находилось посольство Ивана IV, возглавляемое Андреем Савиным. Помимо дипломатических дел, Савин занимался поисками хорошего врача для Ивана Грозного. Наслышанный, видимо, о необыкновенных талантах Бомелиуса, Савин предложил "ясновидящему магу, астрологу и алхимику" стать медиком при дворе Иоанна IV. Для Бомелиуса это был наилучший выход из сложной ситуации. В Москву Савин вернулся вместе с Бомелиусом и его женой-англичанкой.
Стоял 1570 год, один из самых катастрофических годов в русской истории. За опричнину народ заплатил страшную цену. Разразился хозяйственный кризис. Люди массово бежали на окраины, запустением было охвачено до 96 процентов русских земель. Оставшиеся убивали и бояр, и опричников, жгли имения. Вслед за неслыханным неурожаем и небывалым голодом пришла чума. В это страшное время и появился в Москве "чародей", утверждавший, что не боится ни чумы, ни огня, ни клинков, ни самой смерти. Красноречивый, умудрённый в латыни, знавший секреты ядов и снадобий, владевший тайнами астрологии, Бомелиус легко расположил к себе склонного к мистике Иоанна. Чутко уловив метания царственной души, заметив в царе подозрительность к окружающим, Елисей Бомелий, как он стал называть себя на русский лад, повёл тонкую игру - запугивал царя предсказаниями, нашёптывал, "открывал глаза" на дела бояр. После того, как он "открыл" царю, что на нём лежат чёрные чары, а две его жены, царицы Анастасия Романовна и Мария Темрюковна, сжиты со свету завистниками, влияние Бомелиуса на Грозного стало практически безграничным.
Особо оценил Грозный в своём лекаре изощрённое умение изготавливать яды. Карамзин писал: "Злобный клеветник Бомелий составлял губительное зелье с таким адским искусством, что отравляемый издыхал в назначенную тираном минуту".
Не только окружение Иоанна возненавидело Бомелия, но и простой люд считал, что литовцы и немцы специально подослали царю "немчина, лютого волхва, нарицаемого Елисея", чтобы он "отвёл Царя от веры", внушил бы ему к иноземцам любовь, а к русским людям - "свирепство".
Почти десять лет Елисей Бомелий находился возле Грозного. Бояре трепетали на каждом царском пиру, гадая, кому на этот раз подадут чашу с отравой. Каждый, кто хотел добиться расположения царя, стремился заручиться поддержкой всесильного Елисея. Сам Бомелий за это время нажил огромное богатство, которое переправлял на родину в Вестфалию.
Сомнительная слава Елисея Бомелия расползлась по всей Москве. Одни называли его лекарем и астрологом, другие - шарлатаном и авантюристом, но люди разных сословий приходили к нему за помощью. Однако судить о том, насколько одарённым врачевателем он был, сегодня уже невозможно. Тем не менее, есть небезынтересные подробности. Когда в 1963 году, после вскрытия и обследования гробницы Иоанна Грозного, были проведены химико-токсикологические исследования останков, в костях Иоанна Васильевича обнаружили пятикратно превышающее норму содержание ртути! Некоторые считают, что русского самодержца травили намеренно. Но в XVI веке лекарства на основе ртути были широко распространены и в Европе, и на Руси. Сегодня хорошо известно, что хроническое отравление ртутью ведёт к появлению неполноценного потомства. Не удивительно, что у здорового от рожденья Иоанна родился почти слабоумный Фёдор и страдавший припадками Дмитрий. Более того: ртутное отравление сопровождается расстройством психики, которое выражается в мнительности, постоянном чувстве страха и неконтролируемых вспышках гнева. Трудно не узнать в этом медицинском описании портрет Иоанна Грозного. Тем не менее, заподозрить Бомелия в намеренном отравлении царя представляется по меньшей мере нецелесообразным: глупо рубить сук, на котором сидишь.
У "безродного Елисейки" хватало недругов. Многие писали на него доносы, и доверие царя к Бомелию постепенно пошатнулось. В 1579 году, в приступе гнева, Иоанн швырнул в голову бывшего любимца массивным серебряным кубком, так что лекарь три дня лежал без памяти. Вскоре Бомелия обвинили в сговоре с польским королём Стефаном Баторием. Осознав, что расправа близка, он попытался сбежать, но был схвачен в Пскове и в кандалах доставлен в Москву. Потрясённый вероломством человека, которому доверял безгранично, Иоанн в ярости приказал изжарить его живьём. Есть много опровергающих друг друга версий последних дней и минут Елисея Бомелия. В любом случае смерть его была страшной. Подробности излишни.
За предоставленное фото благодарим Наталью Тёмную
Администрация Театра оставляет за собой право вносить изменения в актерский состав мероприятий Театра без предварительного...
«Ночь искусств» в Астраханском театре оперы и балета
3 ноября в Астраханском театре оперы и балета подошла к концу очередная смена творческих лабораторий...