Спектакль Астраханского оперного театра «Царская невеста» - о человеческих чувствах и человеческих отношениях, которые не изменились со времён Шекспира, о вечности страдания и счастья, о губительной силе необузданных страстей и о держащей всех в страхе тирании царя-деспота. Все герои оперы – заложники страшного государственного устройства, в котором опричнине позволены бесчинство, грабёж, насилие.
Атмосфера спектакля, как и оперы, пронизана тревогой от незримого присутствия царя, от ощущения, что Грозный где-то рядом, что всякий неверный шаг опасен и может стать роковым. В любой момент каждый может стать жертвой доноса верных царских холопов или произвола опричников.
В сводчатые подвалы, характерные для архитектуры всех старинных кремлей и палат, только сквозь редкие окна пробивается свет. На потёртой штукатурке возникают и растворяются тени людей. Их отбрасывают опричники и герои драмы, попавшие в эти подвалы, но они живут и самостоятельно, то убегая от своих объектов, то оставаясь, когда сцена пустеет… И хотя на стенах нет преступных улик, но они словно пропитаны информацией страшных пыток, издевательств, убийств; они становятся «говорящими» свидетелями событий не только нынешних, но и минувших. Ещё ужаснее подвал царских покоев, пространство которого, сжимаясь, задавливает всякого, искажает тени, которым уже почти нет места в удушающей атмосфере.
Единственная картина под открытым небом – улица в Александровской слободе. Именно в этой сцене единственный раз появляется Иван Грозный. В ремарке сказано: "Государь останавливает коня и молча пристально смотрит на Марфу. Она не узнаёт царя, но пугается и застывает на месте, чувствуя его проницательный взгляд". В оркестре звучит зловещий лейтмотив Грозного. В спектакле Астраханского театра Грозный не появляется как реальный человек. Огромная тень коня с всадником вырастает на стене, кажется, что копыта коня взлетают над домами, и Марфа уже здесь словно растоптана этими копытами…
Пространство сцены изменяется вместе с эмоциональным состоянием героев. Когда Любаша видит Марфу и понимает, что эту красавицу Григорий не сможет разлюбить, стены улицы замыкаются в тупик, оставляющий Любаше только один выход – к Бомелию за колдовским зельем.
С незамутнённо-чистым образом юной Марфы, светло и нежно любящей Ивана Лыкова, ассоциируется цветущий яблоневый сад. В финале, когда Марфа трагично и бессмысленно гибнет жертвой людских страстей и царского произвола, подвал осеняется этим садом: он по-прежнему цветёт, и только самая прекрасная хрупкая молодая яблоня - осыпается…
Астраханский театр оперы и балета в рамках проекта «Шедевры русского балета — великие учителя танцев»...
Крупные театры, как утверждает мировая практика, способны развиваться и зарабатывать, как крупные корпорации и холдинги.
Балет «Спящая красавица» давно стал своего рода пособием для танцовщиков, а благодаря своей художественной гармонии...