Всего два дня остаётся до премьеры оперы Римского-Корсакова "Царская невеста"

26.04.2018 15:10
756
Всего два дня остаётся до премьеры оперы Римского-Корсакова "Царская невеста"

   Спектакль Астраханского оперного театра «Царская невеста» - о человеческих чувствах и человеческих отношениях, которые не изменились со времён Шекспира, о вечности страдания и счастья, о губительной силе необузданных страстей и о держащей всех в страхе тирании царя-деспота. Все герои оперы – заложники страшного государственного устройства, в котором опричнине позволены бесчинство, грабёж, насилие.

   Атмосфера спектакля, как и оперы, пронизана тревогой от незримого присутствия царя, от ощущения, что Грозный где-то рядом, что всякий неверный шаг опасен и может стать роковым. В любой момент каждый может стать жертвой доноса верных царских холопов или произвола опричников.

   В сводчатые подвалы, характерные для архитектуры всех старинных кремлей и палат, только сквозь редкие окна пробивается свет. На потёртой штукатурке возникают и растворяются тени людей. Их отбрасывают опричники и герои драмы, попавшие в эти подвалы, но они живут и самостоятельно, то убегая от своих объектов, то оставаясь, когда сцена пустеет… И хотя на стенах нет преступных улик, но они словно пропитаны информацией страшных пыток, издевательств, убийств; они становятся «говорящими» свидетелями событий не только нынешних, но и минувших. Ещё ужаснее подвал царских покоев, пространство которого, сжимаясь, задавливает всякого, искажает тени, которым уже почти нет места в удушающей атмосфере.

   Единственная картина под открытым небом – улица в Александровской слободе. Именно в этой сцене единственный раз появляется Иван Грозный. В ремарке сказано: "Государь останавливает коня и молча пристально смотрит на Марфу. Она не узнаёт царя, но пугается и застывает на месте, чувствуя его проницательный взгляд". В оркестре звучит зловещий лейтмотив Грозного. В спектакле Астраханского театра Грозный не появляется как реальный человек. Огромная тень коня с всадником вырастает на стене, кажется, что копыта коня взлетают над домами, и Марфа уже здесь словно растоптана этими копытами…

   Пространство сцены изменяется вместе с эмоциональным состоянием героев. Когда Любаша видит Марфу и понимает, что эту красавицу Григорий не сможет разлюбить, стены улицы замыкаются в тупик, оставляющий Любаше только один выход – к Бомелию за колдовским зельем.

   С незамутнённо-чистым образом юной Марфы, светло и нежно любящей Ивана Лыкова, ассоциируется цветущий яблоневый сад. В финале, когда Марфа трагично и бессмысленно гибнет жертвой людских страстей и царского произвола, подвал осеняется этим садом: он по-прежнему цветёт, и только самая прекрасная хрупкая молодая яблоня - осыпается…

 

Другие новости все новости


Всероссийская акция «Ночь музеев» пройдет 21 мая
18
май
2022

Всероссийская акция «Ночь музеев» пройдет 21 мая
18.05.2022

Двери музея Истории театра открыты для всех зрителей Оперного дома

Итоги «Больших гастролей» в Уфе
18
май
2022

Итоги «Больших гастролей» в Уфе
18.05.2022

Художественный руководитель и главный дирижёр Астраханского театра Оперы и Балета Валерий Воронин получил благодарность от...

Спешим на фестиваль
17
май
2022

Спешим на фестиваль
17.05.2022

18 мая фестиваль "Музыка на траве" приглашает своих поклонников

Легендарная музыка Дж. Верди
16
май
2022

Легендарная музыка Дж. Верди
16.05.2022

28 и 29 мая Астраханский театр оперы и балета представит новый спектакль «Риголетто»

Балет "Сильфида"
15
май
2022

Балет "Сильфида"
15.05.2022

Действующие лица и исполнители

Внимание!
13
май
2022

Внимание!
13.05.2022

Замена концерта "Крещендо советского искусства"