Вздох из глубины сердца

27.04.2018 12:40
854
Вздох из глубины сердца

До премьеры оперы "Царская невеста" остаются считанные часы.  Мы предлагаем читателя нашего сайта познакомиться с краткой историей создания оперы

ВЗДОХ ИЗ ГЛУБИНЫ СЕРДЦА

   В 1898 году Николай Андреевич Римский-Корсаков начал работу над "Царской невестой". Он мечтал создать оперу, в которой мог бы показать и настоящую вокальную кантилену, и богатство и драматические возможности традиционных оперных форм. Позже, в "Летописи моей музыкальной жизни", он написал: "Весною 1898 года я приступил к осуществлению давнишнего своего намерения - написать оперу на «Царскую невесту» Мея. Стиль оперы должен был быть певучий по преимуществу, арии и монологи предполагались развитые, насколько позволяли драматические положения; голосовые ансамбли имелись в виду настоящие, законченные. Ввиду этого в тексте Мея должны были быть сделаны известные добавления и изменения. Эти добавления и изменения взялся сделать по моей просьбе И.Ф. Тюменев, знаток литературы и старины, бывший мой ученик, с которым я сблизился вновь за последнее время. Лето 1898 года протекло быстро за сочинением «Царской невесты». В течение лета вся опера была сочинена, и полтора действия было инструментовано".

   "Сочинение ансамблей вызывало во мне особый интерес новых для меня приёмов, и я полагаю, что по певучести и изяществу самостоятельного голосоведения со времён Глинки подобных оперных ансамблей ещё не было. Песню Любаши в действии я решил оставить совсем без сопровождения, за исключением промежуточных аккордов между куплетами, что немало устрашало певиц, боявшихся удалиться от тональности. Но боязнь их оказалась напрасной; все певицы оставались, к удивлению своему, всегда в тоне, а я говорил им, что песня эта у меня заговорённая. При сочинении «Царской невесты» я не воспользовался, против обыкновения, ни одной народной темой, за исключением мелодии песни «Слава», которая требовалась самим сюжетом. В сцене, когда Малюта Скуратов объявляет волю царя Ивана, избравшего себе в жёны Марфу, я ввёл тему Грозного из «Псковитянки», соединив ее контрапунктически с темою песни «Слава»".

В тот же год, 24 ноября, опера была закончена.

   Ещё в процессе работы было решено, что премьера пройдёт в Мамонтовской опере, существовавшей при финансовой поддержке Саввы Мамонтова. Партию Марфы Римский-Корсаков писал в расчёте на голос и талант блистательной Надежды Забелы-Врубель, жены художника Михаила Врубеля. Голос у неё был "ни с чем несравнимый, ровный-ровный, лёгкий, нежно-свирельный и полный красок или, точнее, сменяющихся переливов одной какой-то краски, предельно выразительный, хотя и совершенно спокойно льющийся. И какой облик! Возможно ли было, раз увидев это существо, не обольститься им на всю жизнь! Эти широко расставленные глаза, пленительно-женственная, зазывно-недоумённая улыбка, тонкое и гибкое тело" (Михаил Гнесин).

   У Мамонтова, однако, возникли серьёзные финансовые проблемы, и он перестал участвовать в деятельности Частной оперы. 22 октября 1899 года в бывшей Мамонтовской опере, которая называлась теперь Московским товариществом частной русской оперы, состоялось первое представление "Царской невесты". Дирижировал Михаил Ипполитов-Иванов, режиссёром был Василий Шкафер, принятый в оперу Мамонтова, как солист, но скоро интересно проявившийся в режиссуре; художником спектакля был Михаил Врубель. Марфу исполнила, как и мечтал Римский-Корсаков, Надежда Забела-Врубель. В "Летописи" композитор написал просто: " Опера прошла с успехом. Забела - Марфа пела прекрасно, высокие ноты в её ариях звучали чудесно". Позже выдающийся музыкальный критик Борис Асафьев написал об опере проникновенные строки: "Я не знаю лучшего определения мелодического стиля «Царской невесты», чем «напевность». Тут именно мелос как высказывание душевной жизни - вот когда хочется «напеть» своё чувство. Почти все лучшие мелодии «Царской невесты» возникают как вздох из глубины сердца…"

 

 

Другие новости все новости


28 мая в Астраханском театре оперы и балета состоится единственный за 32 года концерт Семёна Альтова в Астрахани!
8
май
2024

28 мая в Астраханском театре оперы и балета состоится единственный за 32 года концерт Семёна Альтова в Астрахани!
08.05.2024

Юморист-сатирик Семён Альтов приглашает на концертную программу «Классика жанра»

Концертная программа «Музыка на траве» 9 мая посвящена Дню Победы
8
май
2024

Концертная программа «Музыка на траве» 9 мая посвящена Дню Победы
08.05.2024

Астраханский театр оперы и балет приглашает посетить фестивальную площадку и провести праздничный вечер с лучшими...

В преддверии юбилея А.С. Пушкина театр оперы и балета приглашает на спектакли по произведениям русского классика
7
май
2024

В преддверии юбилея А.С. Пушкина театр оперы и балета приглашает на спектакли по произведениям русского классика
07.05.2024

Накануне 225-летнего юбилея со Дня рождения поэта Астраханский театр оперы и балета приглашает зрителей 11...

Визитная карточка. Константин Скляров.
6
май
2024

Визитная карточка. Константин Скляров.
06.05.2024

18 и 19 мая на Малой сцене Астраханского театра оперы и балета в проекте «Визитная...

В День своего рождения Астраханский театр оперы и балета преподнёс городу музыкальный подарок
6
май
2024

В День своего рождения Астраханский театр оперы и балета преподнёс городу музыкальный подарок
06.05.2024

4 мая в День своего рождения коллектив Астраханского театра оперы и балета открыл сезон майских...

4 мая - замечательная дата в истории культуры нашего города
4
май
2024

4 мая - замечательная дата в истории культуры нашего города
04.05.2024

В этот день в 1996 году состоялось публичное открытие музыкального театра спектаклем-ревю «Этот головокружительный день»

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!