В преддверии премьеры балета "Жизель", которая состоится 26 и 27 мая, мы продолжаем рубрику "Загадка русской Жизели...", где рассказываем вам о русских балеринах - известных исполнительницах партии Жизель.
История шестая:
Свою Жизель в 1910 году представила публике другая выдающаяся русская балерина – Тамара Карсавина (1885–1978), которая покоряла красотой, женственностью, искренностью переживаний. В ней была «благородная скромность при безупречной классичности поз и танцев». Она трогала тихой, безмятежной радостью в первом акте и спокойной, почти молитвенной одухотворенностью во втором.
«Карсавина – большой художник и это она доказала в сцене сумасшествия Жизели, – писал рецензент газеты «Наше время». – Покоряющая сила Карсавиной – в простоте, искренности, в правдивости переживаний, без малейшего штриха подчеркивания, нажима… В хороводе виллис Карсавина – символ беззвучного стона страданий». В 1949 году из рук президента Франции Венсана Ориоля Тамара Карсавина получила гран-при «Жизель», что было признанием французами ее Жизели одной из лучших».
История седьмая:
Случались в истории исполнения партии Жизели в России, конечно, курьезы и неудачи. Одно из провальных выступлений связано с именем Матильды Кшесинской (1872–1971). Впервые партию Жизели, в которой блистали Павлова и Карсавина, Кшесинская решилась исполнить в 44 года, чтобы танцевать с молодым солистом – талантливым артистом и красавцем Петром Владимировым, – в которого она влюбилась. Возможно, это было одно из самых сильных ее увлечений после Наследника. С появлением нового партнера с двадцатилетней разницей в возрасте она будто обрела вторую творческую молодость. Нечто подобное, как известно, случилось с английской примой Марго Фонтейн, когда ее партнером стал танцовщик Рудольф Нуреев – моложе ее на 19 лет.
Роли лирико-романтического плана не были близки темпераментной индивидуальности Кшесинской. И Матильда Феликсовна впервые потерпела неудачу. Думаю, она могла бы с блеском танцевать в «Жизели» повелительницу виллис Мирту, но выступать в роли второго плана прима не хотела. И чтобы хоть как-то сгладить неприятный осадок, балерина решила станцевать свой
коронный балет – «Эсмеральду». Говорили, что в тот незабываемый вечер она танцевала как никогда.
История восьмая:
«Плачущим духом» назвал балетный критик Аким Волынский Жизель Ольги Спесивцевой (1895–1991).
Восемнадцатилетняя балерина вступила на сцену Мариинского театра в сложный период безвременья, неудовлетворенности прошлым и растерянности перед будущим. «Тело есть темница, в нее заключили душу» – эту фразу Гёте юная Спесивцева выписала в записную книжку, решив, что именно в этом заключается ее задача балерины – танцем освободить душу, дать ей простор и свободу. С той поры и на всю жизнь танец стал для нее не профессией, а насущной потребностью, радостью и проклятием Судьбы одновременно.
Свою Жизель Ольга Спесивцева подготовила в 1919 году с Агриппиной Вагановой.
«Героиня Спесивцевой любит, и это грозит ей тяжкой карой, – писал балетовед Юрий Слонимский. – Она борется за любовь, и этим обречена на гибель. Глаза Спесивцевой, широко раскрытые в начале первого акта, закрывались к его финалу. По сцене блуждало одинокое, сломленное потрясением существо… Во втором акте Спесивцева танцевала, полузакрыв глаза, словно не смела взглянуть на происходящее вокруг. И красота ее героини нарастала, по мере того как усиливалась борьба Жизели за счастье, только не свое, а чужое».
Жизель Спесивцевой, построенная на контрастах, стала одним из образцов, на который впоследствии равнялось не одно поколение балерин.
Еще две ученицы Вагановой – Галина Уланова и Марина Семёнова – впервые танцевали в «Жизели» в марте 1932-го и в апреле 1934-го, соответственно. Между их Жизелями существует некое духовное родство. Недаром они возникли почти одновременно.
История девятая:
Галина Уланова (1910–1998) открыла новую страницу в интерпретации старинного балета. Бережно сохраняя обаяние классики, она по-своему осмыслила философскую концепцию «Жизели». Уланова отказалась от двуплановости романтического балета, от противопоставления реальности и мечты, жизни и загробной тени. Для нее второй акт – это иное бытие Жизели, продолжение «жизни человеческого духа». Это поэтический рассказ о силе женской любви, побеждающей саму смерть. Уланова первой наполнила образ Жизели ощущением огромной духовной силы.
В танце Улановой было «упоение жизнью, которая дана всего до рассвета – печальное блаженство, торжественная и сладостная танцевальная элегия».
Внутренний спор Марины Семёновой (1908–2010) с «традиционной» Жизелью начался со спора о существе поэтического. Жизель в ее исполнении – это драма обманутого доверия, внезапного крушения мира, воздвигнутого доверчивой окрыленной любовью душой. Жизель Семёновой погибала потрясенная нежданностью обмана и страшной несправедливостью этого обмана.
В 1956 году Уланова приняла участие в гастролях Большого театра в Лондоне, которые стали триумфальными. О них написаны горы статей у нас и за рубежом. И, конечно, самых высочайших похвал была удостоена в них Галина Уланова, выступавшая в нескольких спектаклях театра, в том числе и в «Жизели». Прием, оказанный ее Жизели публикой, был фантастическим. После того, как спектакль заканчивался, наступала тишина – мертвая, звенящая, пугающая. И вдруг зал взрывался громом аплодисментов.
После этих гастролей Галину Уланову назвали лучшей Жизелью в мире.
В 1960-м году Уланова завершила исполнительскую карьеру и начала педагогическую деятельность в качестве балетмейстера-репетитора Большого театра. И начала она ее с Жизели.
***************
Русская Жизель… Ее особенная, проникновенная жизнь на отечественной сцене никогда не прерывалась. Вот имена некоторых талантливых балерин последних десятилетий: Елена Люком, Ирина Колпакова, Марина Кондратьева, Наталия Бессмертнова, Наталья Ледовская, Галина Мезенцева, Юлия Махалина, Ульяна Лопаткина, Диана Вишнёва, Светлана Захарова, Анна Никулина («Жизель Никулиной, в отличие от большинства современных Жизелей, не наивная простушка, она сродни пушкинской Татьяне, она «мечтою взращена»)...
По-настоящему воплотить классический образ – это не означает только бережно усвоить, освоить и воспроизвести лучшие традиции, связанные с его исполнением. Необходимо создать его заново, увидеть и раскрыть в нем нечто свое, живое, дотоле неведомое.
Поэтому пожелаем успеха в постановке своей «Жизели» и открытии новых Жизелей молодому балету Астрахани: хореографу Константину Уральскому и артистам созданного им балетного театра.
Благодарим за предоставленные материалы статьи Заслуженного работника культуры РФ В.С. Модестова
Три года назад Астраханский государственный театр оперы и балета представил мировую премьеру оперы Сергея Дягилева...
1 декабря состоялся показ балета «КаренинА», который был отобран на очный просмотр экспертами Российской Национальной театральной Премии «Золотая...
В этот день примите от коллектива Астраханского государственного театра оперы и балета пожелания счастья,крепкого здоровья...