Объяснять словами музыку (живопись, хорошие фильмы и театральные постановки) — то же, что говорить о вкусовых нюансах блюд изысканой кухни. Но подготовить к встрече — задача не безнадежная. Серьезность и ответственность обязывает начинать издалека, желательно с древних греков. Сократ, один из величайших гениев в мировой истории, предпочитал замкнутым в себе высказываниям двухстороннее общение, позволявшее искать и находить истину путем непрерывного обмена вопросами и ответами. Вместо лекции — импровизация подготовленных участников, процесс, порождающий внезапные и непредсказуемые откровения. Что-то джазовое уже зарождается. Весну и осень средневековья опускаем: не до вольностей с импровизациями, серьезное было время.
С конца XVII века свободное обращение с заимствованными темами и интонациями стало явлением обыденным. Композиторы, они же исполнители, брали то, что понравилось, и варьировали, фантазировали, рапсодировали, т. е. весьма свободно распоряжались чужим материалом и за рабочим столом, и на сцене.
Но великая письменная культура стремилась к точности, строгости и однозначности, поэтому импровизаторские привычки неуклонно изживались. К концу ХIХ века европейские музыканты научились превосходно обходиться без излишнего вольнодумства (за исключением органистов, которые до сих пор балуются импровизациями на заданные темы). На мельчайшие исполнительские вольности в передаче текста композиторы рубежа XIX и XX веков смотрели весьма недоброжелательно. Искусство импровизации обратилось в проблемы интерпретации. После первой мировой войны тенденция эта достигла апогея в эстетике нововенской школы и неоклассицизма: и Шенберг, и Стравинский, и Хиндемит требовали от исполнителей лишь точного воспроизведения партитуры (это, конечно, чересчур). Поэтому есть нечто глубоко закономерное в том, что джаз вышел на широкую европейскую сцену именно в те годы.
Джаз — это свобода, свобода музыкального мышления, свобода творческого самовыражения, внутренняя свобода исполнителя. И поди объясни, почему она так ярко и вдруг проявилась у афроамериканцев после столетий «Хижины дяди Тома». И почему христианское «уныние - смертный грех» было воспринято столь глубоко, что самые печальные джазовые баллады наполнены светлой энергией.
У джаза много истоков. Не задумываясь, джазмены свободно осваивали ритмы, интонации, гармонию разных эпох и наций, беззастенчиво используя их как кирпичики в построении собственного дома. «История джаза — это история прогресса в осознании свободы».
Много чего ещё можно услышать в джазовой музыке. И измененное, по-другому текущее время, и состояние, когда «никогда не удовлетворяясь достигнутым, музыка становится непрерывно возбуждающим средством, не имеющей конца композицией — и прелесть её не в завершении, а в творческом искании, в проявлении душевных сил, которые затмевают слабые человеческие эмоции, но не теряют подлинной человечности». Но по этим вопросам — к Х.Кортасару и повести «Преследователь».
Джаз открывается не сразу. Но открыть его для себя стоит. Поверим Сергею Довлатову: «Джаз- это мы сами в лучшие наши часы».
Откройте для себя джаз и непредсказуемые движения звуков в пространстве Вселенной создадут порядок в Душе и радость в Сердце.
Не пропустите яркое музыкальное событие осени! Третий Международный фестиваль «Дельта-джаз» ждёт своих поклонников 24, 25, 26 и 28 октября. Гостями фестиваля станут музыканты с мировым именем: американский коллектив из Нового Орлеана STOOGES BRASS BAND, знаменитые джазовые саксофонисты-близнецы Братья Бриль, известный коллектив Биг-бенд Георгия Гараняна (г. Краснодар), «Vittorio Cuculo Group» (Италия).
Музыкальный редактор АГТОБ
В. В. Базов
4 октября 2024 года в рамках IX Фестиваля музыкальных театров «Видеть музыку» состоялся показ оперы...
13 октября 2024 года при поддержке Президентского фонда культурных инициатив ценителей классики и джаза ждет...
3 октября 2024 года в Астраханском театре оперы и балета при поддержке Президентского фонда культурных...