Премьерный спектакль «Руслан и Людмила» посетила известный музыкальный критик, обозреватель и журналист Мария Бабалова

03.09.2019 13:37
876
Премьерный спектакль  «Руслан и Людмила»  посетила известный музыкальный критик, обозреватель и журналист Мария Бабалова

Мария Бабалова – критик с большим опытом и авторитетом. В разное время она сотрудничала с газетами «Известия», «Ведомости», «Коммерсант», «Российской газетой» и другими авторитетными изданиями.

«Критика – это дело, которым начинают заниматься из любви и огромного почтения к предмету», – убеждена Мария Бабалова.

Представляем вашему вниманию её статью:

"Руслан и Людмила" встретились в Астраханском кремле

   Год Театра масштабным марафоном от Владивостока до Калининграда шагает по стране. Добравшись до южного региона России - Астрахани, он впервые обратился к опере. Уже завоевавший интерес и уважение проект "Русская опера в Астраханском кремле" в рамках всероссийского праздника представил спектакль по опере Глинки "Руслан и Людмила" в постановке худрука Московского академического детского музыкального театра имени Н. И. Сац Георгия Исаакяна и главного дирижера Астраханского театра оперы и балета Валерия Воронина.

    Под открытым небом не в условных декорациях, а на фоне реального исторического пейзажа - в стенах Астраханского кремля, на территории действующего храма - опера не только выглядит особенно впечатляюще, но и являет прекрасный пример не часто ныне возникающего не противостояния, а взаимодействия РПЦ и современного театра. Этому проекту уже семь лет, в таком формате были показаны "Борис Годунов" Мусоргского, "Князь Игорь" Бородина, "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Римского-Корсакова.

   Теперешний выбор "Руслана и Людмилы" - оперы, которая крайне редко появляется на театральных подмостках, очевиден: 220 лет со дня рождения Пушкина, чья сказка лежит в основе шедевра, и 215 лет со дня рождения Михаила Глинки. Но воплощение оказалось неожиданно дерзким и даже диссонирующим с атмосферой Соборной площади Кремля. И дело не столько во множестве купюр, превративших почти пятичасовую оперу в 120-минутный набор хитовых номеров, часто лишенных внутренних драматических связей, сколько в возникшем ярморочно-клиповом толковании.

   Действо начинается с выкриков базарных зазывал: "Русский дух - покупай, налетай". И понеслось: ряженные медведи, "ниндзя", цыгане и красавицы в кокошниках будто с трибун российского футбольного мундиаля. А к ним в придачу фанерные матрешки и лимузины, настоящий русский балет, реальные курсанты Суворовского училища, и трогательные юные воспитанницы школы художественной гимнастики, приручающие непослушную ленту под глинковские аккорды, а ближе к финалу десятитысячную аудиторию двух представлений развлекают и бессмертные гайдаевские персонажи Трус, Балбес и Бывалый. И все это - антураж для селфи современной молодежи, гуляющей на свадьбе Руслана и Людмилы. Получается этакий квест, совсем не комплиментарно показывающий пристрастия поколения next.

   В спектакле задействовано около трех сотен артистов. В титульных партиях заняты специально приглашенные солисты Мариинского театра Глеб Перязев и Анна Денисова, также Анна Каденкова - солистка Астраханской труппы, ставшая Людмилой во второй день представления. Гений композитора выдерживает и режиссерскую шалость, намекающую на языческую природу эпического сюжета, и трудную попытку для оркестра найти баланс звучания на открытом воздухе с микрофонной поддержкой, чтобы можно было говорить о событийном уровне музицирования. И тут самым запоминающимся, пронзительным эпизодом этого шоу становится ария Руслана "О поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями?", заставив задуматься о цене наших поступков, желаний и амбиций, что ныне часто слишком доминируют над ценностью человеческой жизни. Урок от Глинки и Пушкина на все времена.

   За той шутейной, порой эпатирующей интерпретацией, которая оттягивает на себя столько внимания, что музыка подчас оказывается в опере второстепенным фактором, все же, конечно, читается и беглый взгляд на злободневность, и провокативное стремление быть понятным, а не понятым. Но все же главное, дает твердо понять, что подвиг людей не только в том, чтобы не предать друг друга, а в том, чтобы с честью выбраться из лабиринта самых трудных и парадоксальных испытаний. И ключ к этой победе - любовь, единственная подлинная вещь в этом странно изуродованном мире.

Астрахань, где красивый, мощный замысел "Русская опера в Кремле", уже зарекомендовал себя значимым пунктом каспийских туристических маршрутов и силой, что привлекает в оперный театр новую аудиторию, стала 61-м городом-участником Всероссийского театрального марафона. Ныне коллективу Театра оперы и балета указом президента из госбюджета выделяется постоянная субсидия на премьерные работы. А Год театра идет дальше. И следующая встреча с оперой ожидается в Санкт-Петербурге на торжественном закрытии этого театрального шествия.


Источник: https://rg.ru/2019/09/02/reg-ufo/v-astrahanskom-kremle-predstavili-operu-ruslan-i-liudmila.html

Фото Максима корточенко

Другие новости все новости


Волшебный вечер февраля
27
янв
2022

Волшебный вечер февраля
27.01.2022

Симфонический концерт «За музыкой вечность» подарит сразу два уникальных музыкальных события

Опера "Евгений Онегин"
23
янв
2022

Опера "Евгений Онегин"
23.01.2022

Действующие лица и исполнители

22и 23 января приглашаем на новую концертную программу «140 пальцев»
20
янв
2022

22и 23 января приглашаем на новую концертную программу «140 пальцев»
20.01.2022

Концерт ансамбля скрипачей — божественный эликсир для души и сердца

Симфонический концерт «Ни дня без строчки...»
17
янв
2022

Симфонический концерт «Ни дня без строчки...»
17.01.2022

13 февраля яркие музыканты выступят на сцене Астраханского театра Оперы и Балета

Опера, которую невозможно пропустить
14
янв
2022

Опера, которую невозможно пропустить
14.01.2022

27 января астраханским зрителям будет представлена опера «Богема»

«Пушкинская карта» в январе
12
янв
2022

«Пушкинская карта» в январе
12.01.2022

Любимые оперы и балетные премьеры ждут юных астраханцев