«Сильфида» – абсолютный символ романтического балета. Премьера спектакля состоялась 12 марта 1832 года в Гранд-Опера в Париже. Спектакль пользовался огромной популярностью и шел на сценах всех главных европейских столиц, включая Санкт-Петербург. И вот на сцене нашего театра главный балетмейстер,народный артист России Дмитрий Гуданов осуществил реконструкцию «Сильфиды», опираясь на свидетельства современников, рисунки, гравюры и архивные материалы XIX века. Таким образом, зрители получили возможность посмотреть на балет, каким он был в давно ушедшую эпоху, в начале XIX века, когда его зрителями, быть может, были А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов. Открылся занавес, и зрители перенеслись в романтические времена и неудивительно, ведь Сильфида – пленительный дух воздуха – воздушное существо, попирающее законы притяжения земли. Сюжет балета основан на фантастической новелле французского писателя Шарля Нодье "Трильби" (1822). По сюжету Сильфида является молодому шотландскому крестьянину Джеймсу накануне его свадьбы с девушкой Эффи. Она порхает вокруг дремлющего у камина Джеймса и будит его поцелуем. Камилла Исмагилова танцующая партию Сильфиды, действительно кажется сверхъестественным существом, неподвластным законам притяжения земли. Она порхает по сцене, взлетает в высоком прыжке, лёгкая и грациозная, как пёрышко. Далее по сюжету жители шотландской деревушки собираются на свадьбу Джеймса (Дангыт Субедей ). И здесь зрители могут всласть полюбоваться на яркие народные шотландские костюмы – клетчатые юбки и килты. Шотландские юноши и девушки танцуют, парами и по отдельности. На праздник является колдунья Мэдж (Наталья Коробейникова) и предсказывает Эффи совсем другого жениха. Разгневанный предсказанием Джеймс прогоняет колдунью, и та уходит, затаив на него обиду. Во время свадебного празднества вновь появляется влюбленная в Джеймса Сильфида. Ее не видит никто из гостей, только Джеймс и в погоне за Сильфидой, свадьба расстраивается.Во втором действии балета зрители видят уже не деревенский дом, а дремучий горный лес. Колдунья Мэдж ворожит, склоняясь над кипящим котлом, а ее товарки кружатся вокруг в грозном танце. Сцена чем-то напоминает известную сцену с ведьмами из «Макбета». Сцена с сильфидами в лесу сказочно красива, зрители увидели масштабные и сложные декорации, почти не отличимые от настоящего леса. И балерины, изображающие сильфид, летали между деревьев леса вполне буквально, по-настоящему! Всё это в сочетании с прекрасной живой музыкой, грациозными танцами стайки воздушных балерин-сильфид переносит зрителей в настоящую сказку, призрачную фантазию, заставляет на миг забыть о реальности. И пусть сказка имеет печальный конец – в памяти зрителя остаётся впечатление чего-то прекрасного и неуловимого. А ведь за этим мы и ходим в театр – чтобы хоть на пару часов побывать в сказке!
Над премьерным спектаклем работал главный балетмейстер Астраханского театра Оперы и Балета, народный артист России Дмитрий Гуданов, который был одним из лучших исполнителей партии Джеймса. Дирижёром — постановщиком выступил заслуженный деятель искусств Республики Северная Осетия- Алания Евгений Кириллов.
Поздравляем и благодарим всех артистов, музыкантов, работников цехов театра и, конечно же, постановщиков балета «Сильфида» с премьерой!
Фото Александра Потапова
Воспроизведение хореографии и постановка
Народный артист России
Дмитрий Гуданов
Дирижёр-постановщик
Заслуженный деятель искусств Республики Северная Осетия-Алания
Евгений Кириллов
Художник-сценограф
Народный художник России
Вячеслав Окунев
Художники по костюмам
Ирина Пресс
Кирилл Гасилин
Художник по свету
Сергей Шевченко
Балет «Спящая красавица» давно стал своего рода пособием для танцовщиков, а благодаря своей художественной гармонии...
В минувшие выходные в Астраханском театре оперы и балета семьи с детьми пригласили на...
Два вечера на Большой сцене Астраханского театра оперы и балета, 14 и 15 сентября вновь...