Рецензия на спектакль "Мальчик у Христа на ёлке" в газете "Культура"

07.12.2021 18:03
137
Рецензия на спектакль "Мальчик у Христа на ёлке" в газете "Культура"

   Астраханский театр оперы и балета — один из самых молодых в стране. В 2021-м он празднует двойной юбилей — четверть века своего существования и десятилетие в статусе оперного. Десять лет и новому величественному зданию театра, который стал второй, наряду с белокаменным кремлем, доминантой города.

   Удивительно, но богатый волжский мегаполис, в отличие от многочисленных собратьев — Нижнего Новгорода, Казани, Самары, Саратова, до 1996 года не имел своего музыкального театра. Хотя музыкальными традициями город богат. До революции здесь давала спектакли знаменитая оперная антреприза Петра Медведева, пели Шаляпин и Собинов. Кроме того, Астрахань — родина таких выдающихся русских певиц, как Валерия Барсова, Мария Максакова, Тамара Милашкина.

   История музтеатра в Астрахани началась за двенадцать лет до того, как он появился официально. В середине 1980-х выпускница Ленинградской консерватории Лариса Химич приехала в Нижневолжье, чтобы поставить в оперной студии местной консерватории свой дипломный спектакль. Опыт оказался удачным, а на талант и энергию Химич обратили внимание в Астраханской филармонии. Возник тандем студенческой студии и филармонического коллектива, который в непростые для страны годы — конец 80-х — начало 90-х, когда в стране все разваливалось на части, ставил один за другим музыкальные спектакли. Оперы и оперетты, решенные как полноценные театральные спектакли, привлекали в филармонический зал большое количество публики, и было понятно, что Астрахани нужен свой музыкальный театр.

   Первые пятнадцать лет своей истории коллектив обживал летний гастрольный театр — помещение без отопления и гардеробов. И даже в этих условиях (не забудем еще и о безденежье 90-х годов) он умудрялся ставить весьма сложные вещи — и большую классическую оперетту, такую как «Сильва», «Веселая вдова», «Летучая мышь», и серьезную оперу, например «Царскую невесту» и «Бориса Годунова».

   Когда в 2008-м праздновали 450-летие Астрахани, то на самом высоком уровне было решено — городу нужен новый, полноценный оперный театр: раз есть жизнеспособный коллектив, он должен иметь и настоящий дом. Через три года белокаменный дворец с зеленой крышей, явно перекликающийся с архитектурой кремля, уже был возведен. Видимо, появление театра стало серьезным импульсом, так как за этим событием последовал настоящий творческий взлет. С тех пор театр четырежды номинировался на «Золотую маску» (со спектаклями «Мадам Баттерфляй», «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Осуждение Фауста»), получил национальную оперную премию «Онегин» (за «Тоску»), инициировал фестиваль под открытым небом в уникальном ансамбле Астраханского кремля, Там, среди исторических стен, были поставлены оперы «Борис Годунов», «Князь Игорь», «Сказание о невидимом граде Китеже», «Руслан и Людмила».

   Помимо работы с классикой, в том числе и очень сложной, среди которой были, например, вердиевские «Отелло» и «Трубадур», сегодня театр проявляет интерес и к современной музыке. Особенно это заметно в балетном и концертном репертуаре. Но в последнее время очередь дошла и до оперы. Пару сезонов назад в Астраханском музтеатре появился «Ревизор» Владимира Дашкевича, а к 200-летию Достоевского приготовили ни много ни мало мировую премьеру — оперу петербургского композитора Сергея Дягилева (музыканта из той самой знаменитой династии) «Мальчик у Христа на елке».

   Либретто композитор написал по одноименному рассказу, а также по другому камерному опусу классика — «Мальчику с ручкой». Получился внушительный опус — в двух действиях, с прологом и эпилогом, во многом обличительный и немодный по нынешним временам: от «России, которую мы потеряли», становится нехорошо. Дягилев прекрасно владеет оперной технологией — умеет вести музыкально-драматургическую линию, в совершенстве использует прием контраста. Богата и насыщенна симфоническая часть партитуры, очень удались хоровые фрагменты, написанные тонко и красиво. Вокалистам повезло чуть меньше — сольные партии выразительны и характеристичны, однако не поражают мелодической щедростью и изобретательностью.

   Над спектаклем работала молодежная команда — режиссер Юлия Хубатуллина, сценограф Валида Кажлаева, художник по костюмам Федор Архипов. Режиссер предложила реалистическое решение спектакля: мы видим времена Достоевского, более того, композитор в прологе и эпилоге выводит самого писателя на сцену в качестве рассказчика.

   Основа сценографического решения — двухуровневая конструкция: нижний ярус — жизнь социального дна, где обитает главный герой с Матерью, терпя голод и унижения; верхний — праздничный Петербург, сытый и веселый, довольный собой, с барским домом и ярмарочным гуляньем, равнодушный к бедам и судьбам простого люда. Во втором акте появляется еще одно пространство — идеальный мир сказки, мечты, веры, загробное царство Христа, где торжествует справедливость, где все счастливы у сверкающей рождественской елки. Для его отображения постановщики нашли убедительное цветовое и световое (в исполнении Алексея Акимова) решение, дарящее публике ощущение встречи с чудом. И Достоевский, и Дягилев, и авторы спектакля предлагают идеалистическое разрешение социального противоречия: Мальчик и его Мать счастливы на том свете, а на этом — находится пара добрых богатых людей, приглашающих к столу в свой дом голодающую бедняцкую детвору...

   Новой партитуре повезло: в театре отнеслись к постановке с большим вниманием и участием. Оркестр под управлением маэстро Валерия Воронина выявляет все ее богатство, демонстрируя богатство тембральных красок и прорисовывая необходимые смысловые линии повествования. Стройно и выразительно звучит хор Галины Дунчевой. Звонкое сопрано Оксаны Ворониной идеально подходило партии Мальчика, образ главного героя получился убедительным и трогательным благодаря актерским способностям и пластике певицы. Обволакивающее меццо Зинаиды Дюжовой очень подошло образу Матери, а пронзительный тенор Романа Завадского — партиям Писателя и Квартального. Колоритными получились фигуры пропойц-халатников в исполнении Ивана Михайлова, Андрея Шитикова и Дмитрия Шарманова.

   После мировой премьеры художественный руководитель, главный дирижер театра и дирижер-постановщик спектакля Валерий Воронин рассказал «Культуре», чем сегодня живет театр и как появилась идея воплотить на сцене эту современную оперу.

— С композитором Сергеем Дягилевым мы знакомы давно, еще по Петербургу. Партитуру этой оперы он мне вручил лет одиннадцать назад — он же ее далеко не вчера написал. Я тогда ее посмотрел, понял, что она непростая, должна отлежаться, и прежде всего у меня в голове. Вообще что-то должно произойти, и тогда она вдруг станет всем необходимой. Юбилей Достоевского, конечно, подтолкнул. За все прошедшие годы в нашем театре не было современной оперы. Первый опыт был с «Ревизором» совсем недавно. Вот эти два импульса привели к тому, что я стал изучать, что вообще написано современного по Достоевскому, и в результате понял, что самое лучшее — это мировая премьера: дать жизнь принципиально новому произведению. Тем более что такое существует и давно ждет своего часа. Я считаю это своим долгом — знакомить зрителя с новым, пропагандировать современную музыку. Как музыкант, как профессионал, полагаю, что надо давать слушателю возможность увидеть новое, приобщить их к современному музыкальному языку, к современной стилистике, показать те направления, куда движется композиторская мысль.

— Кроме того, вы поощряете современную режиссуру...

— Совершенно верно: у нас есть проект АRT PRO, в рамках которого мы уже в третий раз даем попробовать себя на большой сцене совсем молодым — выпускникам факультетов музыкальной режиссуры. Лично мне такой карт-бланш очень интересен, а в данном случае особенно: это абсолютно новое, эту музыку никто не слышал, не исполнял, никто оперу не ставил — полная свобода действий. Как молодые прочитают это, как поймут, как пропустят через свое мироощущение и что в итоге выйдет? (В постановке оперы «Мальчик у Христа на елке» как раз участвовала молодежная команда. — «Культура».) Дать дорогу молодым, которым всегда непросто пробиться на большую сцену, — это хорошее дело. Что из этого выйдет, оправданно ли будет — практика покажет. У нас это на конкурсной основе — приносят по семь — десять проектов-концепций на каждую объявленную постановку, мы смотрим, выбираем, как нам кажется, лучшее. А бывает, приносят всякое — самые фантастические, даже нелепые варианты... Но на то оно и творчество — чтобы искать.

— Вас как музыканта новая партитура заинтересовала сразу?

— Скорее нет. Сначала она у меня отлежалась. А когда я к ней обратился вновь, то увидел главное — цельную форму произведения. Если в партитуре прослеживается музыкальная драматургия, то, несмотря на современный замысловатый язык и технические сложности, непростой гармонический и вокальный язык, постановка получается убедительной. С композитором у нас был диалог — в чем-то он меня убеждал, в чем-то я его, подступался я к этой работе постепенно и несколько раз. Была и редактура, и какие-то корректировки — как опытный человек, уже давно работающий в театре, я понимал, что что-то надо немного переделать, приспособить к сцене.

— Сергей Дягилев раньше работал для театра?

— Эту оперу он написал 14 лет назад, это был его первый опыт в жанре. До того он больше работал в симфонических жанрах. Но театральный опыт у него тоже есть, в частности у нас в Астрахани: здесь идет его водевиль на камерной сцене, а на большой — его балет «Винни-Пух».

— Обычно публика настороженна в отношении современной музыки, особенно оперы. Вы надеетесь, что астраханцы поймут и полюбят новое произведение?

— Надеюсь. В любом случае это непростая тема для публики. Это не развлечение, тут надо прийти и умственно поработать, потрудиться и душевно, и интеллектуально. Но оперный театр — это не только удовольствие. Мы стараемся быть понятными для зрителя, донести наши идеи. Создан прекрасный буклет к спектаклю, мы даем в русской опере титры. Поскольку это все впервые, особенности словообразования в академическом вокале таковы, что не всегда можно понять текст, хотя мы, конечно, работаем над дикцией. Ну и, кроме того, есть прямые цитаты из Достоевского, которые не хотелось потерять.

— Насколько Астрахань — оперный город? Публика ходит, она отзывчивая?

— Ходит, но избирательно. Причем не всегда можно объяснить их пристрастия. Например, «Баттерфляй» у нас идет 11 лет — всегда зал продан. А «Тоска» того же автора — не так популярна. Сложное и нераскрученное название — «Осуждение Фауста» Берлиоза прекрасно продается, хотя спектаклю уже пять лет. А «Бориса Годунова» — не любят, хотя это бренд. Но в целом публика интересуется и ходит на спектакли — это точно. И вкус у нее развивается: за годы существования в городе оперного театра публика многому научилась, появились настоящие любители жанра. Вкус мы воспитываем не только на оперных спектаклях, но и на симфонических программах, которые наш оркестр играет регулярно — причем весьма сложные вещи: Бетховена, Брамса, Малера, Рихарда Штрауса, Прокофьева, Шостаковича. Это рост не только для публики, но в первую очередь для самих музыкантов — оркестрантов и певцов.

— За пределы Астрахани часто выезжаете?

— До пандемии театр много ездил на гастроли в Англию, Германию и Францию — и с оперой, и с балетом. Сейчас собираемся в Арабские Эмираты — везем «Тоску» и «Щелкунчика». Ездим и по России: с «Большими гастролями» были в Красноярске и Самаре. В Москву приезжали неоднократно на фестивали «Золотая маска» и «Видеть музыку».

Источник: https://portal-kultura.ru/articles/theater/337159-mirovaya-premera-v-astrakhani-dostoevskiy-dyagilev-i-rozhdestvenskaya-istoriya-po-russki/

Другие новости все новости


22и 23 января приглашаем на новую концертную программу «140 пальцев»
20
янв
2022

22и 23 января приглашаем на новую концертную программу «140 пальцев»
20.01.2022

Концерт ансамбля скрипачей — божественный эликсир для души и сердца

Симфонический концерт «Ни дня без строчки...»
17
янв
2022

Симфонический концерт «Ни дня без строчки...»
17.01.2022

13 февраля яркие музыканты выступят на сцене Астраханского театра Оперы и Балета

Опера, которую невозможно пропустить
14
янв
2022

Опера, которую невозможно пропустить
14.01.2022

27 января астраханским зрителям будет представлена опера «Богема»

«Пушкинская карта» в январе
12
янв
2022

«Пушкинская карта» в январе
12.01.2022

Любимые оперы и балетные премьеры ждут юных астраханцев

Новая концертная программа «Добрые сказки детства»
11
янв
2022

Новая концертная программа «Добрые сказки детства»
11.01.2022

Солисты Астраханского театра Оперы и Балета приглашают в Малый зал

Симфонический концерт "За музыкой - вечность"
10
янв
2022

Симфонический концерт "За музыкой - вечность"
10.01.2022

На сцене Астраханского театра оперы и балета выступит одна из самых прославленных пианисток современности -...