Московский театральный критик Александр Матусевич о прошедшей премьере в Астраханском театре оперы и балета

02.06.2022 13:07
873
Московский театральный критик Александр Матусевич о прошедшей премьере в Астраханском театре оперы и балета

   Александр Матусевич – известный музыкальный обозреватель, аналитик, автор многочисленных рецензий, интервью, статей, посвященных оперному искусству.

    Газета "КУЛЬТУРА"

    Астраханский театр оперы и балета обратился к одной из самых популярных опер — «Риголетто» Джузеппе Верди и сумел добиться подлинного синтеза музыки и драмы.

   Один из самых молодых оперных театров страны, отпраздновавший в прошлом году четвертьвековой юбилей, с «Риголетто» уже работал: в 2004-м знаменитую оперу здесь ставил Юрген Коген. Это было еще в старом, мало приспособленном для работы здании, а сам театр пребывал тогда в статусе музыкального. Тем не менее, спектакль пользовался вниманием публики. Теперь шедевр Верди вернулся, дополнив репертуар, в котором две другие оперы знаменитой вердиевской триады – «Трубадур» и «Травиата» — уже присутствуют.

   «Риголетто» – совершенная опера, где гений композитора раскрылся как никогда до этого. В ней все просто и очевидно, но при этом глубоко и убедительно: именно триада 1850-х вывела композитора в разряд практически небожителей, эти оперы – качественный скачок в музыкальной драматургии и самого Верди, и итальянского оперного искусства в целом. И первым был именно «Риголетто» — обретшая музыкальное воплощение драма Виктора Гюго, достигшая в руках Верди невероятных высот реализма.

   Ставить «Риголетто» позвали Михаила Панджавидзе – мастера, который однажды познал с этой оперой грандиозный успех – его спектакль 2009 года в Казани невероятен по силе воздействия, яркости и убедительности. Именно в Астрахани начиналась двадцать лет назад режиссерская одиссея Панджавидзе. И он сумел создать принципиально новый спектакль, не повторив казанскую постановку.

   Новый астраханский «Риголетто» — безусловно спектакль большого стиля, органичный в просторном, празднично декорированном зале театра. Сценограф Гарри Гуммель воздвиг роскошные венецианские палаццо с грандиозными лестницами и изящными балкончиками, тут же и горбатый мост, отсылающий к знаменитому Понте-Риальто. По зеркальной глади сцены в клубах театрального дыма скользят гондолы, а гигантская луна романтически нависает над лагуной и каналами. Почему Венеция, а не Мантуя, как положено по либретто Франческо Марии Пьяве? Вариантов может быть много: во-первых, мировая премьера оперы в 1851 году прошла в венецианском театре «Ла Фениче»; во-вторых, Мантуя — условный и вынужденный выбор композитора и либреттиста, ведь цензура не позволила поместить действие трагедии в Париж; и в-третьих, Венеция – красивейший и уникальный город Италии, город искусств и сам их квинтэссенция.

   В Венеции, сконструированной Гуммелем, зрителей поражает не только ее романтизм и эстетичность, но и ее технологичность. Дворцы, мосты и лестницы то разъезжаются, открывая просторную площадь или водные красоты, то собираются в узкую улочку или внутренний дворик, и все это в мгновенье ока, не замедляя действия. Мощная световая партитура Сергея Шевченко, в которой задействована первоклассная техника, недавно приобретенная театром, дополняет эту иллюзию, создавая чуть ли не голливудский уровень правдоподобия. Герои одеты в роскошные исторические костюмы, правда, не времен Франциска Длинноносого (при дворе которого разворачиваются события драмы Гюго), а скорее более поздней эпохи блистательного заката Республики Святого Марка.

   На звуках сумрачного вступления публика видит перед закрытым занавесом на авансцене шеренгу гримерок — за одним из столиков раскрашивает себе лицо придворный шут. Распахивается занавес, и мы видим костюмированную герцогскую оргию в древнеримском стиле. Властелин живет ярко, с театральным размахом. Мотив закулисья со скромными гримерками еще не раз вернется в течение спектакля. В трагическом финале, оплакав погибшую дочь, шут вновь натянет красный колпак и продолжит, гримасничая, развлекать хозяев. Проходящая через все действо маскарадность еще более обостряет трагедию главного героя.

   Сделать эту линию выпуклой получается не только за счет интересных мизансцен и неожиданных драматургических ходов, но и путем тщательной, тонкой работы с артистом. Несмотря на формат гранд-опера спектакль Панджавидзе одновременно оказывается и глубоко психологическим: каждый жест, взгляд, выражение лица имеют значение, и они не теряются за внешней эффектностью. Метафоричность не отменяет реалистической сути действа, оно отличается глубинной искренностью, а внешняя красивость с ее флером романтизма, выступая оправой, служит усилению общего впечатления.

   И еще один важнейший слой сводит все здесь воедино — это музыка. Режиссура Панджавидзе в высшей степени музыкальна – и потому естественна. Она существует по законам музыкальной драматургии. Так получается настоящий синтез, благодаря чему любые новации, примененные режиссером, не кажутся автономными по отношению к партитуре. В результате получился подлинный союз режиссера и дирижера: Валерий Воронин ведет спектакль чутко, а присущая вердиевскому шедевру стремительность получается у него словно сама собой. Качественная игра оркестра и уверенное пение мужского хора (хормейстер Галина Дунчева) радует соответствием вердиевской стилистике и выразительностью.

   Интересен и вокальный состав премьеры. Пожалуй, лишь к Сергею Маньковскому – Герцогу есть вопросы: качественный материал с баритональными насыщенными низами и яркими теноровыми верхами нуждается в шлифовке для достижения стабильности и подлинного блеска. Яна Павлова (Джильда) пленяет точностью и техничностью пения, а Антон Перминов (Спарафучиле) – богатым тембром и яркостью вокализации. Наконец, Андрею Пужалину удается достичь вершин подлинного драматизма в сложнейшей титульной партии — его игра и пение глубоко трогают. 

Источник: https://portal-kultura.ru/articles/theater/341790-venetsianskaya-roskosh-i-tonkiy-psikhologizm-novyy-rigoletto-v-astrakhani/

Другие новости все новости


Самая знаменитая опера Шостаковича впервые поставлена в Астрахани
1
июл
2025

Самая знаменитая опера Шостаковича впервые поставлена в Астрахани
01.07.2025

Музыкальный критик Мария Бабалова о прошедшей премьере .

«Между прошлым и будущим»
27
июн
2025

«Между прошлым и будущим»
27.06.2025

В выставочном пространстве театра открыта выставка известного астраханского фотохудожника ,участника народной фотостудии «Дельта» Астраханского областного...

XIII (29  театральный сезон (2024–2025гг.)
24
июн
2025

XIII (29 театральный сезон (2024–2025гг.)
24.06.2025

Нынешний сезон, безусловно, является очередным успешно взятым рубежом для астраханского театра и продолжается в не...

«ЛЕДИ МАКБЕТ» АСТРАХАНСКОГО ТЕАТРА
19
июн
2025

«ЛЕДИ МАКБЕТ» АСТРАХАНСКОГО ТЕАТРА
19.06.2025

Лучшая советская опера, гениально сочетающая традиции русской оперной школы...Музыкальный критик, искусствовед, публицист - Александр Матусевич...

Уважаемые зрители!
18
июн
2025

Уважаемые зрители!
18.06.2025

Балет «Корсар», запланированный на 22 июня 2025 года, отменён. Возврат билетов осуществляется в кассе и...

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!