Московский театральный критик Александр Матусевич о "Хованщине" в Астраханском кремле

09.09.2022 14:52
440
Московский театральный критик Александр Матусевич о "Хованщине" в Астраханском кремле

   Александр Матусевич – известный музыкальный обозреватель, аналитик, автор многочисленных рецензий, интервью, статей, посвященных оперному искусству.

   "Независимая газета" 

Десятилетие существования проекта ознаменовала премьера «Хованщины». Декаду начинали с другой великой оперы Мусоргского – с «Бориса Годунова», после нее в разные годы в пространствах уникального архитектурного памятника-ансамбля были реализованы «Князь Игорь», «Сказание о невидимом граде Китеже», «Руслан и Людмила».

За это время команда Валерия Воронина, художественного руководителя и главного дирижера Астраханского театра оперы и балета, который в свое время и придумал фестиваль, увидев в кремлевских пространствах огромный театральный потенциал, научилась многому. Например, справляться с подзвучкой и делать ее естественной – ведь своей акустики на Соборной площади Кремля, конечно, нет: это общая проблема всех российских проектов под открытым небом. Или договариваться с погодой – лишь однажды дождь чуть было не испортил астраханцам и гостям города музыкальный праздник, в остальных же случаях с погодой угадывали: в нашем климате это тоже искусство.

Но жизнь вносит свои коррективы. Сначала пандемия надолго прервала реализацию фестивальной инициативы. А в этом году неожиданно возникли проблемы с местной епархией: церковноначалие вдруг воспротивилось использованию Успенского собора и Лобного места, самых колоритных локаций Кремля, в качестве фоновой декорации к спектаклю. Сценографию «Хованщины», одной из самых «церковных» опер в истории русской музыки, пришлось развернуть от главного храма и ориентировать на другие визуальные доминанты исторического места. Однако в этом вызове, безусловно, есть и свой промысел: театр блистательно справился с возникшими трудностями, доказав, что способен решать на высокохудожественном уровне любые творческие и организационные задачи. Режиссер Константин Балакин и сценограф Елена Вершинина создали спектакль, гармонично сочетающий исторические реалии, столь уместные в этом знаковом месте.

...Чуть забрезжило сияние знаменитого вступления к опере «Рассвет на Москве-реке», а на авансцене уже воздвигается гигантский столб, увенчанный золоченым двуглавым коронованным орлом – с одной стороны, 500-летней эмблемой большой и сильной страны-империи, с другой – символом самовластья и произвола. Сами собой в памяти всплывают сакраментальные строки – «в России нет закона, есть столб, а на столбе корона».

Отсутствие белокаменного фона в виде храмовой стены приводит к другому художественному решению-символу, быть может, еще более уместному и знаковому, – образу Деревянной Руси, выросшей в непроходимых лесах восточно-славянской цивилизации – откуда, собственно, и характеры у ее носителей. Лесной частокол в качестве задника, мощными стволами устремленный ввысь, и тут же гигантское древо в разрезе – причудливые изгибы годичных колец говорят сразу о многом: и о вечности, о связи времен, и в то же время о загубленных судьбах переломной эпохи – как говорится, лес рубят – щепки летят.

А еще древесное сечение очень напоминает мишень: такие будут нарисованы в финале на белых рубахах готовящихся к самосожжению раскольников – именно в них целится своим острием безжалостный императив петровских преобразований. В сцене несостоявшейся казни стрельцов древесные кольца обернутся тюрьмой для непокорных вояк. Деревянные скамьи, длинные и красные, обильно расставлены по специально воздвигнутой для проекта сцене – стоит их лишь перевернуть и сложить одна к другой, вмиг возникает образ кремлевской стены с зубцами – ласточкиными хвостами: князья хорошо знают, как отгородиться от народа. И тут же для вечного напоминания-устрашения холопам – огромная деревянная дыба…

Исторические костюмы, с одной стороны, изрядно передают колорит эпохи, с другой – не являются буквалистским воспроизведением артефактов – скорее это эстетичная фантазия Вершининой на темы XVII века, где тонко соблюдены пропорции, цветовые сочетания, сформированы силуэты. И вся эта красота мастерски подсвечена Ириной Вторниковой, которая работает в Астраханском кремле не впервые – ее точная световая партитура придает нужный объем и расставляет акценты, филигранно дополняя активную режиссуру Балакина, который прекрасно ставит и массовые сцены и умеет сформировать крупный план в условиях больших расстояний, когда все внимание публики сконцентрировано на главном.

Русскую гранд-оперу, пожалуй, самую русскую, без романтических приукрашиваний, с ее откровенно «варварскими» созвучиями, театр дает в редакции Шостаковича – деликатные купюры, необходимые в условиях опен-эйра, практически незаметны, не мешают воспринимать музыкальную драму во всей ее целостности. Вокальные силы в основном свои, и они очень достойного качества – красивые голоса Татьяны Чупиной (Марфа), Романа Завадского (Андрей), Сергея Маньковского (Голицын), Вадима Шишкина (Досифей), Сергея Тараненко (Шакловитый) и др. создают действенное напряжение, нарастающее от картины к картине. Украшением ансамбля стали столичные певцы – мариинец Андрей Зорин (Подьячий) и габтовец Николай Казанский (Хованский). Выше всяких похвал работа оркестра и хора – под водительством Воронина они звучат мощно и ярко, при этом точно и выразительно: получается Мусоргский с подлинным размахом и эмоциональным выворотом. 

Источник: https://www.ng.ru/culture/2022-09-08/7_8535_festival.html

Другие новости все новости


Астраханский государственный театр оперы и балета объявляет конкурс на замещение вакантной должности дирижера
31
янв
2023

Астраханский государственный театр оперы и балета объявляет конкурс на замещение вакантной должности дирижера
31.01.2023

Необходимые требования: высшее профессиональное образование по специализации "Дирижер оперно-симфонического оркестра"

Открытие выставки художественных работ участников арт-проекта "Рисую Астрахань"
25
янв
2023

Открытие выставки художественных работ участников арт-проекта "Рисую Астрахань"
25.01.2023

Проект направлен на сохранение уникального образа нашего региона на основе изображения культурных образцов архитектурных и...

"Я объявляю Вам любовь"
24
янв
2023

"Я объявляю Вам любовь"
24.01.2023

18 и 19 февраля концерт в Малом зале Астраханского театра оперы и балеты

Концерт "Трудов и неги уголок..." (Мир дворянской усадьбы) 5 февраля
23
янв
2023

Концерт "Трудов и неги уголок..." (Мир дворянской усадьбы) 5 февраля
23.01.2023

Программа концерта рассказывает о крупнейших очагах интеллигенции, связанных с именами писателей, поэтов, драматургов.

Балет Игоря Моисеева приедет на гастроли в Астрахань 30 и 31 января  со специальной программой к 85-летию коллектива
17
янв
2023

Балет Игоря Моисеева приедет на гастроли в Астрахань 30 и 31 января со специальной программой к 85-летию коллектива
17.01.2023

Философия Игоря Моисеева – это философия добра, философия первенства: всегда быть впереди, сближать людей разных...

Интерактивная экскурсия «Евгений Онегин-энциклопедия русской жизни»
13
янв
2023

Интерактивная экскурсия «Евгений Онегин-энциклопедия русской жизни»
13.01.2023

Уже сегодня театр открыл свои двери в вояж по российской культуре

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!