Алексей Смирнов о планах и перспективах театра

30.09.2022 09:44
468
Алексей Смирнов о планах и перспективах театра

В Астраханском театре оперы и балета новое назначение на должность главного режиссера. Это молодой, но уже хорошо зарекомендовавший себя постановщик Алексей Смирнов. Астраханскому зрителю он знаком по работе над двумя спектаклями, «Свадьба Фигаро» (премьера - декабрь 2020) и «Ревизор» (премьера - ноябрь 2019).

- Алексей, вы успешно работаете в разных театрах страны и зарубежья начиная с 2015 года, но назначение на должность главного режиссера театра у вас впервые. Расскажите о своих ощущениях и предвкушениях. Может быть, раскроете какие-то планы?

- Я был штатным режиссером музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко в Москве, но главным режиссером стал впервые. Ощущения у меня очень приятные. С труппой нашего театра я работал уже два раза. Мы поставили спектакли «Ревизор» и «Свадьба Фигаро», поэтому большая часть театра меня уже знает. Мне кажется, мы сможем вместе сделать ряд интересных спектаклей и концертных программ. Планы на сезон сформированы и будут объявлены в ближайшем времени. Астраханских зрителей ждут премьеры как популярных, так и менее известных опер.

- Каким станет Астраханский театр оперы и балета? Какие тенденции развития намечены здесь и какие вообще существуют в современных музыкальных театрах?

- Одной из главных тенденций развития музыкального театра является расширение репертуара. В последние 30-40 лет практически во всех оперных театрах ставятся одинаковые названия. Максимум 15-20 опер, и большинство из них уже представлено в Астраханском театре оперы и балета. Но, оперное наследие очень большое - 400 лет оперы не прошли даром и написано много замечательных произведений.

Мне бы хотелось, чтобы в репертуаре театра были спектакли разных жанров. Комические оперы, лирические и трагические. Чтобы жанровое разнообразие было сбалансировано. Также, хотелось бы, чтобы были представлены все крупнейшие оперные школы (русская, итальянская, немецкая и французская). И все эпохи начиная от барокко и классицизма и до музыки XX и XXI века. Особенно хочется обратиться к барокко, так как эта эпоха вообще не представлена в нашем театре. Эти оперы требуют особых инструментов в оркестре и определенной подготовки солистов, но, мне кажется, что в перспективе нескольких лет мы способны выйти на этот уровень. Это те вещи, которые мы обсуждаем с художественным руководителем театра — Валерием Владимировичем Ворониным. И мне приятно, что практически во всем наши взгляды находят точки соприкосновения.

- Зрители еще увидят ваши спектакли «Ревизор» и «Свадьба Фигаро»?

- Конечно. Эти спектакли остаются в репертуаре, и зрители смогут увидеть их в этом сезоне. Время идет, и сейчас требуются вводы новых солистов. Так что совсем скоро эти спектакли предстанут перед публикой обновленными.

- Не помешают ли новые административные функции вашим творческим планам?

- Я надеюсь, что нет. Конечно, главный режиссер - это должность во многом административная. И баланс между творчеством и административной работой очень важен. Но, со второго курса ГИТИСа я много времени проводил в кабинете моего мастера - Александра Борисовича Тителя (художественного руководителя и главного режиссера музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко) и видел, как он руководит труппой, составляет планы на сезон и решает текущие вопросы на протяжении многих лет. Это, конечно, мне очень помогает в работе в Астрахани.

- Мы знаем, что сейчас в столице идет премьера вашей мультимедиа-оперы «Curiosity». Не хотите ли сделать что-то подобное в Астрахани?

- Эта опера - совсем новое произведение, которые мы написали совместно с композитором Николаем Поповым и драматургом Татьяной Рахмановой. Она придумана специально для драматического “Электротеатра Станиславский”. В ней обширно применяются такие технологии, как обработка звука в реальном времени и работа с предзаписанной электроникой. Она также включает в себя большое количество видеоконтента, проекций и различного взаимодействия со звуком и светом. Этот, во многом экспериментальный проект посвящен освоению Марса и марсоходу «Curiosity». Поэтому и применение технологий здесь было оправдано драматургически. Немногие театры в России могут выпускать такие проекты так как это требует специального оборудования и технологий.

По поводу экспериментальных постановок в Астрахани - мне бы очень хотелось иметь их в репертуаре. Чаще всего для подобных проектов, все-таки более уместна камерная сцена. Так как зрительский потенциал у них ниже, чем у классических названий. Еще одно из направлений моей работы в Астрахани как раз и будет связано с развитием проектов на малой сцене и других пространствах театра.

- Что вас вдохновляет в жизни больше всего?

- Меня вдохновляет работа и путешествия.

 

Блиц-опрос:

- Семья или карьера?

- Семья.

- Традиции или новаторство?

- Новаторство.

- Премьера или репетиция?

- Репетиция.

- Руководство или творчество?

- Творчество.

- Четкий рисунок или импровизация?

- Четкий рисунок.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!