В Астраханском театре возвели собственного "Медного всадника"

05.04.2023 15:35
894
В Астраханском театре возвели собственного "Медного всадника"

Старый балет в трех актах Ростислава Захарова, включавший рудименты нескольких пушкинских произведений, был образцом хореодрамы на ее выдохе - длинным, подробным, не лишенным отдельных хореографических красот, но безнадежно скучным. Он обслуживал тему маленького человека перед лицом великой и великолепной империи, предпочитая патетический язык жестов и выдавливая танец в минимальных дозах.

Обаяние тому "Медному всаднику" придавали исполнители. Уланова и Стручкова в роли скромницы Параши, Сергеев и Брегвадзе в образе мечтательного и пылкого Евгения, величественная Марина Семенова, превращавшая маленькую партию Царицы бала в центральную, принадлежали к поколению, которое опасалось слов в жизни, зато умело передать эмоцию движением приподнятого плеча или опущенной головы.

Астраханский "Медный всадник" заново возведен на перекрестке старого и нового. Хореограф Юрий Клевцов начал с полного пересмотра драматургии хрестоматийного балета. Он не ограничился техническим сокращением либретто, а написал его заново. У Захарова Петр Первый, как Дон Кихот в одноименном балете, был лишь поводом для движения сюжета.

Клевцов оснастил его некоторым количеством танцев и поставил во главе трио главных героев: Евгений и Параша, названная в новом либретто Прасковьей, становятся воплощением мечты Петра о России будущего и соединяют его время не только с пушкинским, но и вечным.

Изменения драматургии повлекли трансформации в партитуре Рейнгольда Глиэра - она, с одной стороны, сокращена, с другой - наращена фрагментами из его другого балета, "Красный мак", а также Полонезом Анатолия Лядова, под который танцуют на петровской ассамблее. Арап (Рудольф Дудоладов) и Меншиков (Прохор Зеленин) вместе с Царицей Екатериной (Виктория Перова), выросшей из Царицы бала старой постановки, обрели собственную действенную роль, а с ней - и хореографический язык. Здесь Клевцов умело воспользовался собственным богатым опытом: премьером Большого и аргентинского театра "Колон" он танцевал и симфонические спектакли, и драмбалеты, и модернистские постановки, и чистую неоклассику.

В "Медном всаднике" он как хореограф играет на контрастах и легко меняет регистры. Классическое па де де переплетается с историко-бытовым танцем (хотя полонез, поставленный на пуанты, выиграл бы в туфлях на каблуках), в сцены мягко вплавлены эффектный трепак от Меншикова и барыня от Матери Прасковьи. В памяти всплывают мизансцены из "Онегина" Крэнко и "Ромео и Джульетты" Лавровского, изящные перестроения Баланчина и Уилдона, которые не воспроизводятся буквально, но использованы как идеальные модели.

Фото: Александр Потапов

Небольшая по численности и не обладающая богатым опытом труппа при этом выглядит в постановке органично. Ей хватает ресурсов и на массовые сцены, и на небольшие ансамбли. Главная удача постановщика - ведущие исполнители: Максим Мельников, выразительный, обладающий довольно точным жестом, в партии Петра; Артур и Айгуль Альмухаметовы, абсолютно естественные в партиях Евгения и Параши.

Но главное событие премьеры - образовавшийся в процессе ее подготовки тандем постановщиков. Дирижер Валерий Воронин, хореограф Юрий Клевцов и художник Олег Молчанов представили спектакль современный по идее и воплощению, динамичный и эмоциональный, заставляющий труппу работать с максимальной отдачей, демонстрирующий ее лучшие стороны и позволяющий надеяться, что у театра появляются новые перспективы.

Подробнее на RG.RU

Другие новости все новости


Специалисты театра помогут интегрировать музыкально-драматические творческие проекты в общеобразовательные программы
19
апр
2024

Специалисты театра помогут интегрировать музыкально-драматические творческие проекты в общеобразовательные программы
19.04.2024

Семинар «Музыкальное и театральное искусство Астраханского края» собрал в театре оперы и балета около тридцати...

«По ту сторону занавеса…»
19
апр
2024

«По ту сторону занавеса…»
19.04.2024

Приглашаем зрителей погрузиться в мир уникальных кадров и необычных ракурсов с выставкой театральных фотографий «По...

Опера «Любовь к трём апельсинам» увлечёт содержанием, восхитит музыкой, удивит артистизмом и соблазнит посмотреть ещё не раз!
17
апр
2024

Опера «Любовь к трём апельсинам» увлечёт содержанием, восхитит музыкой, удивит артистизмом и соблазнит посмотреть ещё не раз!
17.04.2024

На астраханской сцене в дни премьеры зрителей ждёт яркий фейерверк событий, калейдоскоп красок, буйство эмоций...

Астраханцев приглашают посетить причудливый мир барокко
16
апр
2024

Астраханцев приглашают посетить причудливый мир барокко
16.04.2024

В рамках Всероссийского проекта «Музыкальные истории от барокко до классицизма» на разных площадках Астраханского театра...

Поздравляем Юрия Викторовича Клевцова с Днем рождения!
14
апр
2024

Поздравляем Юрия Викторовича Клевцова с Днем рождения!
14.04.2024

Сегодня День рождения празднует главный балетмейстер Астраханского театра оперы и балета, Народный артист России...

Фестиваль "Грани барокко" в театре оперы и балета завершится премьерой оперы «Дидона и Эней»
12
апр
2024

Фестиваль "Грани барокко" в театре оперы и балета завершится премьерой оперы «Дидона и Эней»
12.04.2024

Первый майский фестиваль музыки эпохи барокко пройдёт в Астрахани с 20 по 26 мая.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!