В Астраханском театре возвели собственного "Медного всадника"

05.04.2023 15:35
925
В Астраханском театре возвели собственного "Медного всадника"

Старый балет в трех актах Ростислава Захарова, включавший рудименты нескольких пушкинских произведений, был образцом хореодрамы на ее выдохе - длинным, подробным, не лишенным отдельных хореографических красот, но безнадежно скучным. Он обслуживал тему маленького человека перед лицом великой и великолепной империи, предпочитая патетический язык жестов и выдавливая танец в минимальных дозах.

Обаяние тому "Медному всаднику" придавали исполнители. Уланова и Стручкова в роли скромницы Параши, Сергеев и Брегвадзе в образе мечтательного и пылкого Евгения, величественная Марина Семенова, превращавшая маленькую партию Царицы бала в центральную, принадлежали к поколению, которое опасалось слов в жизни, зато умело передать эмоцию движением приподнятого плеча или опущенной головы.

Астраханский "Медный всадник" заново возведен на перекрестке старого и нового. Хореограф Юрий Клевцов начал с полного пересмотра драматургии хрестоматийного балета. Он не ограничился техническим сокращением либретто, а написал его заново. У Захарова Петр Первый, как Дон Кихот в одноименном балете, был лишь поводом для движения сюжета.

Клевцов оснастил его некоторым количеством танцев и поставил во главе трио главных героев: Евгений и Параша, названная в новом либретто Прасковьей, становятся воплощением мечты Петра о России будущего и соединяют его время не только с пушкинским, но и вечным.

Изменения драматургии повлекли трансформации в партитуре Рейнгольда Глиэра - она, с одной стороны, сокращена, с другой - наращена фрагментами из его другого балета, "Красный мак", а также Полонезом Анатолия Лядова, под который танцуют на петровской ассамблее. Арап (Рудольф Дудоладов) и Меншиков (Прохор Зеленин) вместе с Царицей Екатериной (Виктория Перова), выросшей из Царицы бала старой постановки, обрели собственную действенную роль, а с ней - и хореографический язык. Здесь Клевцов умело воспользовался собственным богатым опытом: премьером Большого и аргентинского театра "Колон" он танцевал и симфонические спектакли, и драмбалеты, и модернистские постановки, и чистую неоклассику.

В "Медном всаднике" он как хореограф играет на контрастах и легко меняет регистры. Классическое па де де переплетается с историко-бытовым танцем (хотя полонез, поставленный на пуанты, выиграл бы в туфлях на каблуках), в сцены мягко вплавлены эффектный трепак от Меншикова и барыня от Матери Прасковьи. В памяти всплывают мизансцены из "Онегина" Крэнко и "Ромео и Джульетты" Лавровского, изящные перестроения Баланчина и Уилдона, которые не воспроизводятся буквально, но использованы как идеальные модели.

Фото: Александр Потапов

Небольшая по численности и не обладающая богатым опытом труппа при этом выглядит в постановке органично. Ей хватает ресурсов и на массовые сцены, и на небольшие ансамбли. Главная удача постановщика - ведущие исполнители: Максим Мельников, выразительный, обладающий довольно точным жестом, в партии Петра; Артур и Айгуль Альмухаметовы, абсолютно естественные в партиях Евгения и Параши.

Но главное событие премьеры - образовавшийся в процессе ее подготовки тандем постановщиков. Дирижер Валерий Воронин, хореограф Юрий Клевцов и художник Олег Молчанов представили спектакль современный по идее и воплощению, динамичный и эмоциональный, заставляющий труппу работать с максимальной отдачей, демонстрирующий ее лучшие стороны и позволяющий надеяться, что у театра появляются новые перспективы.

Подробнее на RG.RU

Другие новости все новости


Внимание! Изменение в режиме работы кассы
21
июн
2024

Внимание! Изменение в режиме работы кассы
21.06.2024

Во время театральных каникул касса Астраханского театра Оперы и Балета переходит на летний режим работы.

Стиль эпохи и высокая мода: в мастерских театра готовятся к премьере балета «КаренинА»
17
июн
2024

Стиль эпохи и высокая мода: в мастерских театра готовятся к премьере балета «КаренинА»
17.06.2024

Около 200 костюмов для артистов изготовлены в театральных мастерских

Астраханский театр оперы и балета впечатлил федеральных блогеров
17
июн
2024

Астраханский театр оперы и балета впечатлил федеральных блогеров
17.06.2024

Популярный проект о путешествиях «По краю» с аудиторией более 1,35 млн подписчиков пополнился серией роликов...

Астраханцам предложат оперу с оздоровительным эффектом
14
июн
2024

Астраханцам предложат оперу с оздоровительным эффектом
14.06.2024

«Свадьба Фигаро» Моцарта – классическая весёлая опера, ярко раскрывает характеры и чувства героев, при этом...

Валерий Воронин утвержден председателем Экспертного совета «Музыкальный театр» Российской национальной театральной премии «Золотая Маска»
13
июн
2024

Валерий Воронин утвержден председателем Экспертного совета «Музыкальный театр» Российской национальной театральной премии «Золотая Маска»
13.06.2024

Решением Секретариата Союза театральных деятелей Российской Федерации утверждён состав Экспертного совета «Музыкальный театр» Итогового Фестиваля-конкурса...

Астраханский театр оперы и балета стал обладателем гранта Президентского фонда культурных инициатив
11
июн
2024

Астраханский театр оперы и балета стал обладателем гранта Президентского фонда культурных инициатив
11.06.2024

Астраханский государственный театр оперы и балета приступает к подготовке и реализации проекта при поддержке Президентского...

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!