Патриотическая премьера: «Иван Сусанин» у стен Астраханского кремля

08.09.2023 12:17
761
Патриотическая премьера: «Иван Сусанин» у стен Астраханского кремля

Этот спектакль на фестивале «Русские оперы в Астраханском кремле» посвятили 150-летию великого волжанина Федора Шаляпина.

Фестиваль впервые был проведен 11 лет назад, за предыдущие годы здесь поставили «Бориса Годунова» и «Хованщину», «Князя Игоря», «Сказание о невидимом граде Китеже», «Руслана и Людмилу» — великие русские оперы идеально вписывались в пространство архитектурного ансамбля Астраханского кремля. В этот раз мероприятие открыли произведением, считающимся первой русской национальной оперой. В разные исторические периоды шедевр Глинки шел под разными названиями — в монархической России опус ставился как «Жизнь за царя», советское время, конечно же, поменяло акценты, превратив оперу в «Ивана Сусанина». В 90-е годы все вновь перевернулось, и опера стала идти в большинстве российских театров под прежним «монархическим» названием. В Астрахани это снова «Иван Сусанин», что можно считать данью уважения композитору, потому что сам Глинка задумывал озаглавить свой опус именно так. Худрук Астраханского театра оперы и балета дирижер Валерий Воронин, который в свое время и придумал фестиваль, увидев в кремлевских пространствах огромный театральный потенциал, так объясняет этот выбор в буклете: «Наш спектакль — о простом русском человеке, на землю которого пришла беда. Он жертвует собственной жизнью ради защиты своего дома, своей семьи».

Премьеру в Астрахани приурочили к 150-летию великого волжанина Федора Шаляпина — когда-то первый русский бас блистал в титульной партии глинкинского шедевра. Первую русскую национальную оперу сегодня не часто увидишь на российских сценах, хотя, казалось бы, еще не так давно, в советское время, принято было открывать ею сезон в большинстве театров огромной страны, начиная с Большого в Москве. В постсоветские годы ее немного стеснялись: слишком патриотичная, с антизападным налетом, а сама постановка обросла множеством штампов имперского сталинского стиля, а еще — малоподходящая для актуализаций, которые так любят современные режиссеры.

Сегодня эти «недостатки», кажется, оборачиваются достоинствами — написанный двести лет назад шедевр актуален как никогда, никакие искусственные актуализации не нужны: история вновь сделала крутой вираж. Поэтому режиссер Михаил Панджавидзе и сценограф Гарри Гуммель смело возвращают на кремлевскую сцену большой имперский стиль, предложив масштабное и красочное действо. Стоит заметить, что в этом формате (оперных спектаклей под открытым небом) иное и невозможно — тонкие нюансы и слишком интеллектуальные иносказания потеряются на кремлевских просторах. Постановщики хорошо понимают обязывающую роль локации — делают мощное историческое высказывание, не стесняясь декоративности: вкус и чувство меры позволяют им воплотить свои задумки ярко и эстетично.

Сценограф строит внутри Кремля свою собственную «цитадель». Отчасти такое решение — вынужденное: местная епархия год назад (когда делали «Хованщину») запретила использование Успенского собора и Лобного места, самых колоритных локаций Кремля, в качестве фоновых декораций к спектаклю. В результате на сцене возведены четыре огромные башни, между двумя из них в «польском акте» и в торжественном финале-апофеозе в мгновение ока выстраивается зубчатая кремлевская стена — в первом случае это напыщенный краковский Вавель, во втором — белокаменная московская кладка. В тех сценах, где действие разворачивается в отчине титульного героя, башни разворачиваются своей внутренней стороной и там — дремучий лес и крестьянская изба. Массивные декорации оказываются мобильными и пластичными — смена картин происходит стремительно и едва заметно для публики, благодаря этому действие не теряет динамики: для длящегося два часа без антракта спектакля на свежем воздухе это важное достоинство.

Роскошные видеопроекции в сочетании со светом Сергея Шевченко усиливают иллюзию, расцвечивая и оживляя декорации. Публика оказывается то в непролазных костромских лесах, то на чопорном балу шляхты, то на Красной площади Москвы. Многолюдные сцены решены одновременно масштабно и изящно — размах чувствуется, а сутолоки нет: красивые, с большим вкусом сделанные костюмы Татьяны Кондрычиной особенное впечатление производят, когда в них одета массовка — веселящиеся магнаты или ликующие московиты в финальной сцене. Эффектности шоу добавляют яркие танцевальные номера от Юлианы Малхасянц, и появление на сцене животных и птиц — четверки гнедых рысаков и белоснежных голубей (последних выпускает из клетки во время знаменитой арии «Как мать убили» приемный сын Сусанина отрок Ваня).

При всех этих театральных чудесах Валерию Воронину и его театру удалось представить партитуру Глинки на высокохудожественном уровне. «Сусанин» сложен и своим музыкальным стилем, и вокальными изысками, и не всегда совершенной драматургией. Кроме того, соблюдая формат «опен-эйр», пришлось прибегнуть к купюрам, местами значительным (особенно было обидно за красивейшую партию Антониды), хотя в то же время прозвучали некоторые фрагменты, которые обычно опускают, например, сложнейшая теноровая ария «Братцы, в метель».

В оркестровой игре удалось сочетать бетховенский героический посыл и белькантовую тонкость: последнее особенно непросто было сделать в условиях микрофонной подзвучки, которая на этот раз оказалась качественной. Хоровой состав был усилен гостями. Государственный хор Калмыкии (худрук Ольга Сердюкова) и хор Астраханского театра (главный хормейстер Алексей Мельков) совместными усилиями сумели донести весомость того соборного посыла, что заложен Глинкой, — хор в русской опере играет большое значение с самого ее возникновения.

Состав солистов оказался смешанным — помимо астраханских солистов, пели гости из Петербурга и Челябинска. Роскошный бас мариинца Юрия Власова, сочный и объемный, был в целом хорош в титульной партии — правда, помимо героических интонаций хотелось бы более тонкой нюансировки и разнообразия в пении. Приятный тенор челябинца Алексея Пьянкова, звонкий и яркий, смело штурмовал архисложные фрагменты партии Собинина: пока не все получается идеально, но сама отвага певца впечатляет — редкий исполнитель берется за эту почти непосильную задачу. Виртуозное сопрано астраханки Анны Каденковой прекрасно звучало в колоратурной части партии Антониды, а вот лирико-драматические фрагменты оказались не столь трогательными, наполнить их подлинной экспрессией юной солистке еще только предстоит. Экспериментом оказалось исполнение партии Вани контратенором, а не контральто: маститый Артем Крутько из Челябинска, пожалуй, один из лучших представителей этого экзотического голоса. Микрофоны позволили его специфическому голосу уверенно держать баланс в сложнейших ансамблях, филигранно собранных маэстро Ворониным.

Газета "Культура"

Александр МАТУСЕВИЧ

Патриотическая премьера: «Иван Сусанин» у стен Астраханского кремля

Фотография: Александр Потапов

Фотостудия "Дельта"

Другие новости все новости


Внимание! Изменение в режиме работы кассы
21
июн
2024

Внимание! Изменение в режиме работы кассы
21.06.2024

Во время театральных каникул касса Астраханского театра Оперы и Балета переходит на летний режим работы.

Стиль эпохи и высокая мода: в мастерских театра готовятся к премьере балета «КаренинА»
17
июн
2024

Стиль эпохи и высокая мода: в мастерских театра готовятся к премьере балета «КаренинА»
17.06.2024

Около 200 костюмов для артистов изготовлены в театральных мастерских

Астраханский театр оперы и балета впечатлил федеральных блогеров
17
июн
2024

Астраханский театр оперы и балета впечатлил федеральных блогеров
17.06.2024

Популярный проект о путешествиях «По краю» с аудиторией более 1,35 млн подписчиков пополнился серией роликов...

Астраханцам предложат оперу с оздоровительным эффектом
14
июн
2024

Астраханцам предложат оперу с оздоровительным эффектом
14.06.2024

«Свадьба Фигаро» Моцарта – классическая весёлая опера, ярко раскрывает характеры и чувства героев, при этом...

Валерий Воронин утвержден председателем Экспертного совета «Музыкальный театр» Российской национальной театральной премии «Золотая Маска»
13
июн
2024

Валерий Воронин утвержден председателем Экспертного совета «Музыкальный театр» Российской национальной театральной премии «Золотая Маска»
13.06.2024

Решением Секретариата Союза театральных деятелей Российской Федерации утверждён состав Экспертного совета «Музыкальный театр» Итогового Фестиваля-конкурса...

Астраханский театр оперы и балета стал обладателем гранта Президентского фонда культурных инициатив
11
июн
2024

Астраханский театр оперы и балета стал обладателем гранта Президентского фонда культурных инициатив
11.06.2024

Астраханский государственный театр оперы и балета приступает к подготовке и реализации проекта при поддержке Президентского...

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!