Одно из самых заметных хореографических произведений последних лет, спектакль «Место, которого еще не было», покажут на главной сцене АГТОиБ.
AST-NEWS.ru встретился с резидентами знаменитого петербуржского Александрийского театра, хореографом-постановщиком Ксенией Михеевой, обладательницей сразу двух премий «Золотая маска» за лучший спектакль современного танца и лауреата премии «Золотой софит» в номинации лучший балетный спектакль, и её коллегой, танцовщиком Александром Перцовым.
– Ксения, расскажите о своём проекте?
– Наша компания – уникальное явление, я не знаю, если ещё подобные коммуны искусства. Есть сборные проекты, действующие определённый период, а наша команда работает вместе с 2015 года. Долгое время мы существовали сами по себе, репетируя на разных площадках. Перманентно нам помогает Союз театральных деятелей. А теперь мы регулярно показываем спектакли на Новой сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге. Также в другом качестве сотрудничаем с московским иммерсивным театром «Дашков, 5», которым руководит Мигель. Тем не менее, официально закреплённой за нами площадки у нас нет, поэтому мы пребываем на границе свободы и обязанности.
– Ваши спектакли можно увидеть в других городах. Как среди них оказалась Астрахань?
– Наш постоянный продюсер Павел Шевченко занимается коммуникациями с различными театрами в России и за рубежом. Астрахань вошла в число мест, готовых принять нас, найдя наше искусство интересным.
– Как фестивальные награды помогают продвижению вашего творчества?
– Любая премия не только выделяет лидера того или иного театрального направления, но и помогает наладить контакт между аудиторией и художником. Цель правильных премий и хороших фестивалей не в том, чтобы одних погладить, а кого-то задвинуть, но стать медиатором во взаимоотношениях создателей произведения и зрителями. Важно, что благодаря этим наградам люди приходят посмотреть спектакль, знакомятся с новыми формами и новыми именами, расширяя свой кругозор. «Золотая маска» построила своеобразный мост между нами и публикой. Мы объездили много городов, и в каждом из них люди аплодировали стоя. После спектакля у нас проходили открытые дискуссии со зрителями, среди которых были люди, вообще не знакомые с современными танцами. Они признавались, какое потрясение пережили на наших спектаклях. Такая обратная связь очень вдохновляет. Между нами и залом происходит невероятный энергетический обмен, что очень приятно.
– К какому танцевальному жанру можно отнести ваше творчество?
– Например, спектакль «Место, которого еще не было» получил «Золотую маску» за лучший спектакль современного танца, а «Золотой софит» взял как лучший балетный спектакль. В наше время много моментов коллабораций и пересечений, когда соединяются новые смыслы и формы. Наше поколение создаёт нечто, что, возможно, будет осмыслять следующее. Сейчас балетный театр открыт к соприкосновению с современными формами, что здорово, при этом он сохраняет традиции. Мы тоже ищем эксклюзивные формы, при обязательном условии высокого качества
– Участники вашего проекта – танцовщики с классическим балетным образованием?
– По-разному. У некоторых наших танцовщиков, как и у меня, имеются дипломы академии Русского балета имени Вагановой. Александр, например, окончил торгово-экономический университет. К сожалению, у нас в стране пока нет качественного государственного образования по направлению современного танца. Многие подростки предпочитают учиться по конкретному танцевальному направлению не в специализированных школах, а у определённых педагогов, которые выстраивают компиляцию интересных им дисциплин и развиваются по индивидуальному пути. Молодые люди приходят к осознанности, когда не учебное заведение определяет правила и программы, а они направляют сами себя. Многие мои ученики, развивающиеся таким образом, работают в престижных российских и зарубежных труппах.
– Расскажите о драматургии вашего спектакля с таким необычным названием.
– Мы провезли спектакль «Место, которого еще не было» по множеству городов и не нашли людей, которые бы его не поняли. Над созданием спектаклей работает целая команда, которая складывает всю драматургическую цепочку действа, чтобы зритель понял, что современный танец – это не что-то непонятное за большие деньги, а многоплановое зрелищное повествование.
В нашем спектакле мы рассматриваем, что происходит в мировом искусстве, готов ли человек получать любую форму власти – известность, безграничные возможности, деньги... Обладание преимуществами, к которым художник внутренне не готов, разрушает не только его, но и окружающее пространство. Если конкуренция и все формы соперничества не здоровые, то это уничтожает всю художественную среду. Мы исследуем готовность человека к власти – может ли он созидать или разрушать. Мы констатируем факт сегодняшнего дня, не фантазируя о будущем, коснувшись области искусства.
– Александр, в чём особенность хореографического почерка Ксении Михеевой в этом спектакле?
– В первую очередь, хореографию Ксении отличает множество слоёв, в каждом из которых – яркая выразительность, захватывающая надолго внимание. Рядом существует огромное количество идей, которые составляют полотно спектакля. Мне нравится мой персонаж в спектакле «Место, которого ещё не было», он является не однородной субстанцией. Мне и моему партнёру в спектакле приходится воплощать массу взаимодействующих между собой единиц и показывать одного человека, пытающегося разобраться в себе. У персонажей спектакля нет имён и я бы даже не стал настаивать на том, что это вообще люди. Художественно мы можем наделить разумом и способностью принимать решения любой объект. Мы танцуем в большей степени не персонажей, а темпераменты, показываем, как яркие архетипы взаимодействуют друг с другом.
Ксения Михеева: В нашем спектакле есть явные персонажи, но каждый из них имеет возможность перехода из положительной фазы в отрицательную и наоборот. Зрители чётко отслеживают эти драматургические трансформации. В спектакле выражена надежда на то, что люди в определённый момент всё-таки смогут обрести гармонию с собой и миром. Мы рассказываем о месте, которое вот-вот должно появиться и хаос станет порядком. Если сравнивать наш спектакль с кино, то его можно назвать интеллектуальным экшеном.
Приобрести билеты можно в кассе театра (телефон 66-76-30), а также на САЙТЕ Астраханского театра Оперы и Балета.
4 октября 2024 года в рамках IX Фестиваля музыкальных театров «Видеть музыку» состоялся показ оперы...
13 октября 2024 года при поддержке Президентского фонда культурных инициатив ценителей классики и джаза ждет...
3 октября 2024 года в Астраханском театре оперы и балета при поддержке Президентского фонда культурных...