"Музыка, объединяющая эпохи прозвучала в Астраханском театре оперы и балета: Шедевры Моцарта и Шостаковича"
Бывают в искусстве произведения, популярность которых создается публикой, порой вопреки суждениям профессионалов. Но бывают и произведения, которые снискали славу только среди профессионалов, вразрез со мнением слушателей. В программе симфонического концерта «Судьба мира и человечества» прозвучали подлинно классические сочинения, которые не одно столетие остаются любимыми у обеих сторон.
Споры о значении и ценности Десятой симфонии Д. Шостаковича начались с момента ее первого исполнения. Они продолжаются и будут продолжаться, поскольку Десятая симфония относится к числу основных, определяющих симфоний в его творчестве.
Первая часть симфонии – порождение темного начала: медленное закипание напряжения. Рождение трагической музыки из духа противоречий. Томительное ожидание развязки, которой нет и не может быть. Оркестр начинает с полуслова, с полузвука и затихает словно на рассвете, сомкнув глаза, музыка умолкает вместе с сознанием.
Вторая часть галопом срывается с места и мчится куда-то, деловая, энергичная, мгновенно вспыхивающая и прогорающая, а вот третья входит тихо, на цыпочках, третья часть есть автопортрет (здесь, в этой части, Шостакович зашифровал собственное имя). Здесь, на краю леса, он слышит военный зов – знак людского присутствия, от которого душа, уставшая от одиночества, начинает таять и согреваться. В четвёртой части ощущается приход весны. Вполне гуманистический танец, без обычного для Шостаковича подмигивания и надрыва.
«Реквием» Моцарта глубоко человечен, хор Астраханского театра оперы и балета совместно с государственным хором Республики Калмыкия им. А. Цебекова, солистами А. Радугиной, К. Кирилиной, Д. Шармановым и И.Абрамовым и симфоническим оркестром под управлением Валерия Воронина умело смогли сочетать сердечную лирику с драматизмом. Страдания человека, его отчаяние и надежда, его боль и муки – вот основное содержание Реквиема Моцарта. И в этом, последнем своём творении, Моцарт, как и во всём своём творчестве, остаётся великим художником-реалистом и гуманистом.
Сочинения, исполненные в программе концерта представляют большую сложность в исполнительском отношении, как для дирижёра, так и для хорового коллектива. Они требуют от дирижёра безупречного владения мануальной техникой, а от исполнителей владения вокалом и вокально-хоровой техникой в целом.
Шедевры двух гениев по происшествии более чем двух веков со времени создания, продолжают по сей день волновать сердца музыкантов и любителей музыки во всём мире.
Фото: Евгений Полонский
«А правда, что балерины сидят на жесткой диете?.. Действительно ли их стопы стерты до костей?.....
15 и 16 февраля в 16:00 в Малом зале Астраханского государственного театра оперы и балета...
Составы на предстоящие показы балета "Баядерка"