От величественных дворцов до фантастических морских пещер, от загадочных островов до невиданных городов… а еще корабль, который будет плавать на театральных волнах – все это скоро увидит зритель на сцене Театра оперы и балета. АстраКульт рассказал о предстоящей премьере!
Художественное видение премьерной постановки воплощает Дмитрий Чербаджи – выдающийся художник-постановщик, академик Российской академии художеств и член Союза художников СССР и России. Ранее он уже проявил себя в Астраханском театре, создав впечатляющее оформление для балета «Баядерка», что позволяет зрителям с особым интересом ожидать его нового творения.
Под руководством мастера творческая группа постановщиков разработала уникальный визуальный образ спектакля «Корсар». Концепция постановки органично сочетает классические представления о романтическом произведении с новаторскими решениями в области сценографии и визуального оформления, что создает особую атмосферу представления, где традиции встречаются с современностью.
Художественное решение базируется на контрасте между мрачной атмосферой пиратского острова и экзотическими декорациями восточного дворца. Особое внимание уделяется созданию атмосферы морской стихии и романтического колорита эпохи.
Сценография спектакля включает современные технологические решения: подвижные конструкции, мультимедийные проекции и световые эффекты. Эти элементы помогают передать динамику морских приключений и драматизм происходящего, создавая полное погружение зрителя в атмосферу постановки.
О работе над постановкой нам рассказал Дмитрий Чербаджи.
— Для создания атмосферы морских приключений используются все доступные средства: как классические, традиционные, живописно-аппликационные, так и многие современные технологии, включая видеоконтент. Как и в костюмах, сочетание разных технологий создаёт тот самый неповторимый, оригинальный пластический образ морской стихии. С его помощью можно быстро менять картины, события — думаю, зрителям это должно быть интересно.
— Балет «Корсар» – многоплановый спектакль и немаловажную роль при создании образа спектакля, колорита, времени, места действия, играют костюмы. Как мне показалось, смешение и сочетание различных стилей от классики до стимпанка создают неповторимый колорит и характер героев, динамику в развитии сюжетной линии спектакля, обогащая визуальный ряд.
— Меня всегда привлекала загадочная культура Востока с её самобытным и порой непонятным для нас ярким экзотическим колоритом. Хотелось проникнуть в эту цивилизацию, увидеть её изнутри, создать свой неповторимый образ. Когда начинаешь работать, всплывает много факторов: это и музеи, и библиотеки, и путешествия, и умение всё это обработать. Но когда все эти факторы сходятся в одной точке, рождается какое-то условное пространство, магия. Это, конечно, так, рассуждение по этому поводу. А как на самом деле всё это происходит — думаю, никто не знает. Как-то само собой всё получается.
Наша команда получила уникальную возможность заглянуть в закулисный мир подготовки к премьере. Атмосфера здесь поистине волнительная — каждый уголок театра наполнен предвкушением чего-то особенного. Особенно впечатляют репетиции артистов балета: грациозные движения, отточенные до совершенства, завораживают даже без сценических костюмов.
В пошивочном цехе мы стали свидетелями примерки костюмов. Здесь царит особая магия: от нежно-розовых пачек, искусно расшитых цветами, до элегантных костюмов главных героев. Рядом расположились пиратские наряды, а также костюмы для артистов балетной школы. Отдельного внимания заслуживает внушительный арсенал сценического оружия. Кроме того, зрителей ждут захватывающие поединки на настоящих саблях! В спектакле также примут участие артисты миманса и живой хор, что добавит постановке особую атмосферность.
Особое внимание привлекла работа над большими декорациями — жесткими кулисами. О процессе их создания рассказал Олег Троцкий, заведующий художественно-постановочной частью. Здесь полным ходом идет подготовка уникальных элементов сценического оформления, которые станут важной частью будущего представления. Каждый элемент постановки — от мельчайших деталей костюмов до грандиозных декораций — создается с особым вниманием к деталям.
Наблюдая за кропотливой работой художников, чувствуешь, как постепенно рождается нечто удивительное, что вскоре увидит публика.
Олег Троцкий рассказывает:
— Картина «Дворец» представляет собой сложную композицию с жесткими кулисами. Такой выбор материала обусловлен обилием декоративных элементов и тяжелых деталей, включая массивный шнур в отделке. В конструкции используется металлический каркас, пластиковая обшивка и тканевые декоративные элементы с художественной росписью. Композиция включает два плана кулис — третий и четвертый, а завершает картину живописный задник с многочисленными аппликациями.
Декорации «Корсар» включают в себя уникальные элементы — колоннады со вторым мобильным этажом. Особое внимание привлекает мобильный корабль, который будет взаимодействовать с видеопроекцией.
Конструкция позволяет судну раскачиваться и «плавать» по сцене: артисты будут находиться на высоте 1.5 метра, а сам корабль — на трехметровой высоте.
Олег Троцкий:
— Картина «Пиратский остров» включает подвесные декорации, представляющие собой скалы с разбитыми кораблями и мачтами. Эти элементы монтируются на театральной дороге и управляются при помощи подъемно-опускного штангета. Уникальность конструкции в том, что декорации могут перемещаться как вертикально, так и горизонтально, создавая эффектное появление пиратского острова из-за кулис. Занавес, скрывающий декорации, также представляет собой живописное полотно, добавляющее художественную ценность постановке.
Технические особенности декораций требуют особого подхода к их изготовлению. Для создания легких, но прочных конструкций используется алюминиевая металлоконструкция. Бутафоры и художники Астраханского театра оперы и балета работают над воплощением замысла художника-постановщика, воссоздавая все рельефы и объемы, включая разбитые корабли и мачты по предоставленным макетам.
Элементы декораций включают различные детали, такие как гальюнная фигура (элемент корабля). В постановке задействовано 18 колонн, а также отдельный комплекс декораций для грота с собственными кулисами и падугами. Пиратский остров имеет свою уникальную систему кулис и занавеса.
Размеры и изготовление занавесов требуют значительных временных затрат. Сцена имеет габариты 18 метров в ширину и 11 метров в высоту. Каждый занавес создается художниками вручную по эскизам, на что уходит около двух недель работы всего цеха. В цеху одновременно может размещаться и создаваться только один занавес, что подчеркивает масштабность и трудоемкость процесса.
На сцене театра развернутся удивительные пейзажи — от величественных дворцов до фантастических морских пещер, от загадочных островов до невиданных городов. Каждый элемент декораций создан с особой тщательностью.
Художник-постановщик подчеркивает уникальность своего творения: перед зрителем предстанут площади, города, дворцы, морские пещеры и острова, которых никогда не существовало ни в реальности, ни на театральной сцене. Это совершенно новый мир, где фантазия художника воплотилась в грандиозных сценических образах.
Премьера балета «Корсар» состоится 17 и 18 мая, в 18.30.
Лучшая советская опера, гениально сочетающая традиции русской оперной школы...Музыкальный критик, искусствовед, публицист - Александр Матусевич...
Балет «Корсар», запланированный на 22 июня 2025 года, отменён. Возврат билетов осуществляется в кассе и...
«Война и мир» Сергея Прокофьева по одноименному роману Л.Н. Толстого