Может декорация быть музыкой?

09.07.2025 16:48
793
Может декорация быть музыкой?

Звуковая среда Прокофьева не может оставить равнодушным никого, потому как содержит невероятный синтез всего самого дорогого: невероятные по красоте мелодии, барочная роскошь всевозможных сочетаний –  гармоний, ритмов, тембров… И все это складывается в совершенный по драматургии архитектурный Абсолют.

Как дать ощутить гений Прокофьева через визуальный ряд, когда речь идет о воплощении  оперы «Война и мир».

Прокофьев очень тонко передал эпоху, описанную в романе Льва Толстого. Его собственный стиль удивительно воплотился в дух эпохи романа, во все нюансы переживания мира героями Толстого. При этом его собственный музыкальный гений, как самостоятельный  код, проник в плоть и кровь образной среды романа.

Удивительно сложный синтез гения и автора оперы воплотил художник-постановщик Иван Складчиков. Иван входит в топ лучших современных театральных художников. Его прочтение Прокофьева, конечно,  прямое тому доказательство. Удивительно другое – способность художника посредством визуального ряда стать частью музыкальной поли-матрицы Прокофьева.

Первое, что воздействует сразу это одна из самых сильных в искусстве универсалий – «античный театр».  Зритель ощущает это моментально, на уровне подсознания, потому как  ему предлагают вневременные образные модели: античную скульптуру, колонны с капителями ионического и коринфского орденов, организующими сцену как архитектурную модель греческого храма.  Этот синтез как первая ступень начинает формировать в сознании сложный архитектурный ансамбль смыслов, в том числе музыкальных: античное, как основа жанра оперы, барочные и классические черты стиля музыки Прокофьева, барокко в русском зодчестве. Сценография создает в сознании звучания из опер Генделя и Люлли, незаметно обволакивает восприятие сюжета, задуманного в определенной исторической локации, вневременной составляющей, имя которой – красота.

Но через капитель коринфского ордена мы попадаем и в конкретную историческую эпоху тоже. Как передать принадлежность главных героев оперы (Андрея Болконского, Наташи Ростовой, Пьера Безухова) определенной социальной группе. Конечно через архитектурную формулу. Что в сознании современного человека может явиться визуальной моделью аристократического дореволюционного мира? Конечно идеальная по форме и пропорциям античная колонна белого мрамора. А что можно ей противопоставить, чтобы изобразить действие за пределами дворянских особняков? – неотесанное, угловато обрубленное бревно. Эта гениальная простота и явилась основным строительным материалом сценографии Ивана Складчикова.

 Очень тонко продумана и цветовая палитра. Она решена в духе живописных полотен эпохи классицизма: Пуссена, Лоррена, батальной живописи XVIII века. Из данной палитры формируются символические задники сценического оформления. У каждого героя этот фон решен в особенном стиле, подчеркивает статус и характер героя.

Тонкий интеллектуализм художника проявился и в оформлении обрамляющих все действие прологе и финале. Зрителю представлен один и тот же фон. В прологе центр его композиции  перекрыт плотным рядом колонн, в финале объёмные колонны расступаются, открывая зрителю композиционный центр фона, в основании которого спрятаны 4 живописные колонны, которые теперь не реальный объект пространства, а часть живописного фона. Такой прием измененного  повторения изображения, как узнаваемая музыкальная тема, выстраивает  сценографически-драматургическую арку, и становится еще одним тонким ребусом и мастерской игрой художника с подсознанием зрителя – реальность стала предметом искусства.

Приобрести билеты можно в кассе театра (телефон 66-76-30), а также на САЙТЕ Астраханского театра Оперы и Балета

 

Другие новости все новости


Лауреаты Международного конкурса вокалистов и концертмейстеров Хиблы Герзмава выступят в Астрахани
17
ноя
2025

Лауреаты Международного конкурса вокалистов и концертмейстеров Хиблы Герзмава выступят в Астрахани
17.11.2025

17 ноября лауреаты Международного конкурса вокалистов и концертмейстеров выступят в Астраханском государственном театре оперы и...

26 и 27 ноября в Лектории театра состоится театральная встреча, посвященная Майе Плисецкой. В честь 100-летия со дня рождения королевы балета.
14
ноя
2025

26 и 27 ноября в Лектории театра состоится театральная встреча, посвященная Майе Плисецкой. В честь 100-летия со дня рождения королевы балета.
14.11.2025

20 ноября 1925 года родилась Майя Плисецкая - легендарная советская и российская балерина.  Майя Плисецкая стала...

Специальное предложение! «Театральная пятница 2025»!
12
ноя
2025

Специальное предложение! «Театральная пятница 2025»!
12.11.2025

Скидка 30% при покупке от двух билетов.

Концерт лауреатов Международного конкурса вокалистов и концертмейстеров Хиблы Герзмава: встреча с будущим оперного искусства
6
ноя
2025

Концерт лауреатов Международного конкурса вокалистов и концертмейстеров Хиблы Герзмава: встреча с будущим оперного искусства
06.11.2025

Приглашаем вас на исключительное музыкальное событие — концерт лауреатов Международного конкурса вокалистов и концертмейстеров под...

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!