«Двунадесяти языков Европы ворвались в Россию»... Этими словами Льва Толстого открывается хоровой Эпиграф оперы.
«Нашествием двунадесяти языков» в отечественной историографии называют начало Отчественной войны 1812 года, вторжение армии Наполеона. Двунадесять это старославянское обозначение числа двенадцать, поэтому выражение о двунадесяти языках воспринимается как метафора многонациональной армии Наполеона. Но нет ли в страрославянском обозначении числа двенадцать какого-то более глубокого символического смысла?
С.С. Прокофьев не первый композитор, обратившийся к теме вражеского нашествия на Русь западного мира, и не первый композитор в оперном либретто которого встречается понятие «двунадесяти». В прологе оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов» есть эпизод приближения калик перехожих. Каликами на Руси называли бродячих нищих, убогих, слепцов. Странствующие нищие считались на Руси «Христовой братией». Они же являлись носителями и распространителями большого числа духовных стихов. В символических текстах либретто М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова калики часто пророчествуют. В опере Мусоргского «Борис Годунов» калики как и Юродивый предрекают смуту на Руси и безначалие, будущее пришествие европейских завоевателей во главе со Лжедмитрием. Они исполняют следующий текст: «Сокрушие змия люта, со дванадесятью крылами хоботы. Таво змия смуту русскую да безначалие». Текст стиха отсылает к большому количеству духовных стихов на тему змееборчества Св. Георгия или Егория. Двенадцать хоботов змия упоминаются в былинах о борьбе Добрыни Никитича и Змея Горыныча. Добрыня отшибает у Змея дванадесяти хоботов, чтобы не летал более на святую Русь. В тексте Иоанна Богослова упоминается царственная жена (образ Богородицы и Церкви Христовой), рождение Христа и противостояние им змея. Рожденное женой дитя имеет великое назначение «пасти все языки жезлом железным». Понятие «язык»и богословы трактуют как языческие народы, то есть народы противостоящие духом языческой вражды против истинной Церкви. В таком контексте смысл фразы Льва Толстого приобретает гораздо более глубокое значение, нежели это принято в историографиии. «Нашествие двунадесяти языков» - это стремление уничтожить русский мир и русскую веру, как неотьемлемую часть русской государственности. Современное прочтение числа 12 и его применение в мировой госдарственной символике позволяет провести новые параллели, если вспомнить символику флага Евросоюза - корона из 12 звезд на голубом небесном фоне.
Художник-постановщик Иван Складчиков, заслуженный артист Республики Башкортостан, закодировал число 12 в каждой картине оперы Прокофьева Война и мир. Сделал он это через идеальный лейтмотив сцегографии оперы - в каждой картине присутствуют 12 колонн.
Идея греческой архитектуры, греческого театра художника вводящего зрителя в театральное действо идеально соединилась с идеей хорового начала как неотьемлемой части античного театра и основы профессионального искусства в России.

В период с 1 по 20 февраля 2026 года при поддержке Президентского фонда культурных инициатив...
Приглашаем вас на исключительное музыкальное событие — концерт лауреатов Международного конкурса вокалистов и концертмейстеров под...