«Вечер» прошёл под знаком классического балета. Основу программы составили номера из «Лебединого озеро», «Дон Кихота», «Щелкунчика», «Жизели». Подобное композиционное решение абсолютно оправданно: классика – это школа не только для артистов, но и для публики. На классическом репертуаре воспитывается интерес к балетному искусству, способность воспринимать красоту, выразительность движения. Прекрасным дополнением к классической программе стал дуэт из «Вальса белых орхидей» - балета, поставленного художественным руководителем балета театра и главным балетмейстером Константином Уральским по мотивам произведений Ремарка. Это был совершенно иной язык движений - завораживающий, пронзительный. Вкрапление современной пластики позволило и классическую хореографию увидеть в новом ракурсе.
Стоит ли говорить о том, что балет – это искусство, требующее колоссального труда, спортивной выдержки и самообладания?.. Парадокс балета в том, что на сцене всё выглядит легко, непринуждённо, изящно. Артисты (и публика) должны забыть о многочасовых репетициях и поверить в волшебство балета. Для артистов – это часть профессии, и от них же зависит то, поверит ли в это публика. На «Вечере балета» зал верил в волшебство.
Открывали «Вечер» три дебютанта – молодые артисты балетной труппы театра Ольга Цивилёва, Ольга Четвертных и Даниил Соколов. В па-де-труа из «Лебединого озера» они показали и хорошее чувство ансамбля, и умение держать внимание публики в сольных вариациях. Рассказывая о творческих проектах труппы на этот сезон, главный балетмейстер театра Константин Уральский сообщил о том, что уже весной вниманию публики будет предложена премьера «Лебединого озера». Хотелось бы подчеркнуть: балет Чайковского – один из самых сложных спектаклей классического репертуара. Тем отрадней, что в нынешнем составе балетной труппы астраханского театра есть исполнители, способные пройти серьёзное «испытание классикой»: причём не просто преодолеть технические трудности, а подчинить каждый элемент танца художественным целям.
Па-де-де из третьего акта «Лебединого озера» исполнили солисты Дарья Климова и Александр Зверев. Это так называемое «чёрное адажио»: Принц, влюблённый в Одетту, принимает за неё Одиллию – дочь Злого гения Ротбардта. Партии Одетты и Одиллии обычно исполняет одна балерина, что является довольно трудной актёрской задачей. Это совершенно разные образы: Одетта – нежная, хрупкая (в белом наряде), Одиллия – властная, обольстительная (в чёрном). Дарья Климова была убедительна в образе обольстительницы - несмотря на отблески хрупкой утончённости, свойственные самой исполнительнице. Па-де-де в исполнении Климовой и Зверева имело отчётливо читаемое драматургическое развитие. Эмоциональная наполненность присутствовала в каждом моменте этой сложной сцены.
Можно не владеть всеми тонкостями сюжета «Лебединого озера», и, поддавшись на провокации Злого гения, принять Одиллию за Одетту, но не узнать с первых же тактов «Танец маленьких лебедей» - просто немыслимо. Живейшую реакцию публики вызвало даже само объявление этого номера. Как правило, у людей, не посвящённых в тайны балетной профессии, «Танец» вызывает ассоциации с чем-то не вполне серьёзным. Возможность увидеть этот балетный «хит» в живом исполнении, на театральной сцене, я думаю, заставила многих зрителей изменить своё представление. Это очень трудный в техническом отношении номер, требующий исключительной чёткости движений, синхронности. Но, разумеется, исполняться он должен легко - словно играя, что вполне удалось молодым исполнительницам. Наталья Соколова, Ирина Фефилова, Эльвира Нафикова, Надежда Попова на сцене были легки и изящны.
После аккуратных линий классического балета - почти акробатический «Гопак» из балета Соловьёва-Седого «Тарас Бульба». Солист театра Владислав Борисов показал в номере не только высокий прыжок и умение «зависать» в воздухе: он сумел наполнить танец настоящей энергией и при этом не увлечься демонстрацией трюков.
Особое место в программе занял, как уже говорилось, дуэт из «Вальса белых орхидей». Этот номер, исполненный Владиславом Борисовым и Ульяной Батлук, каждую минуту рождал ожидание того, что герои вот-вот начнут говорить – настолько близко пластика подошла к выразительности слова. Хочется сделать акцент на том, что номер был настоящим дуэтом – и вовсе не потому, что его исполняли двое (Он и Она). Замечательно то, как исполнители слушали и слышали, чувствовали и понимали друг друга. Гармоничным партнёрством Ульяна и Владислав порадовали также в па-де-де из балета Адана «Жизель». Этот номер, в отличие от экспрессивной графики «Вальса белых орхидей», был решён в акварельных тонах. Найденная солистами нежная палитра в полной мере соответствовала стилю адановской партитуры.
Торжество насыщенных, энергичных красок – так можно охарактеризовать «Марш тореадоров и танец уличной танцовщицы» из балета Минкуса «Дон Кихот»: здесь были и дразняще яркие плащи, и эффектные игры с испанскими ножами, и кокетливая игра веера в руках красавицы. Солисты (А. Зверев, Д. Климова) и мужской ансамбль удачно воссоздали колорит испанского уличного праздника. Огненные краски заиграли также в «Цыганском танце», написанном В. Желобинским в качестве вставного номера для балета «Дон Кихот». В роли страстной цыганки выступила Диана Смирнова (партнёр – Н. Филонов).
В программу «Вечера» было включено также известнейшее па-де-де из «Дон Кихота». Оно было исполнено солистами Новосибирского государственного академического театра оперы и балета, лауреатами международных конкурсов Еленой Лыткиной и Иваном Кузнецовым, специально приглашёнными для участия в этом концерте. Гости из Новосибирска покорили астраханскую публику идеальной отточенностью движений, исполнительским темпераментом, виртуозностью, ослепительным артистизмом. Несомненно, для молодой труппы нашего театра их выступление явилось и своего рода мастер-классом.
Лирической кульминацией «Вечера» стал чудесный «Вальс цветов» из балета Чайковского «Щелкунчик» в постановке К. Уральского. Этот номер был исполнен солистами У. Батлук, В. Борисовым и артистами балета. «Вальс цветов» можно назвать своеобразным театральным анонсом – в конце декабря, в преддверии долгожданных зимних праздников, театр пригласит зрителей на сказку-балет «Щелкунчик и Мышиный Король».
Финальному выходу всех участников великолепного концерта аккомпанировал не только оркестр театра: я не решусь определить, что звучало ярче – оркестровый Марш или аплодисменты зрителей. Очень тепло публика приветствовала всех артистов, дирижёра оркестра Артёма Гладкова, главного балетмейстера Астраханского государственного театра оперы и балета Константина Уральского.
Кажется, эхо тех аплодисментов ещё не отзвучало, а балетная труппа уже готовится к новым выходам на сцену. Поэтому публике, желающей попасть на балетные программы, я бы посоветовала внимательно следить за афишей, чтобы не услышать драматичного «билетов нет». Все последующие выступления артистов балета обещают быть очень интересными!
А. Бояринцева
Балет «Спящая красавица» давно стал своего рода пособием для танцовщиков, а благодаря своей художественной гармонии...
В минувшие выходные в Астраханском театре оперы и балета семьи с детьми пригласили на...
Два вечера на Большой сцене Астраханского театра оперы и балета, 14 и 15 сентября вновь...