«Вечер» прошёл под знаком классического балета. Основу программы составили номера из «Лебединого озеро», «Дон Кихота», «Щелкунчика», «Жизели». Подобное композиционное решение абсолютно оправданно: классика – это школа не только для артистов, но и для публики. На классическом репертуаре воспитывается интерес к балетному искусству, способность воспринимать красоту, выразительность движения. Прекрасным дополнением к классической программе стал дуэт из «Вальса белых орхидей» - балета, поставленного художественным руководителем балета театра и главным балетмейстером Константином Уральским по мотивам произведений Ремарка. Это был совершенно иной язык движений - завораживающий, пронзительный. Вкрапление современной пластики позволило и классическую хореографию увидеть в новом ракурсе.
Стоит ли говорить о том, что балет – это искусство, требующее колоссального труда, спортивной выдержки и самообладания?.. Парадокс балета в том, что на сцене всё выглядит легко, непринуждённо, изящно. Артисты (и публика) должны забыть о многочасовых репетициях и поверить в волшебство балета. Для артистов – это часть профессии, и от них же зависит то, поверит ли в это публика. На «Вечере балета» зал верил в волшебство.
Открывали «Вечер» три дебютанта – молодые артисты балетной труппы театра Ольга Цивилёва, Ольга Четвертных и Даниил Соколов. В па-де-труа из «Лебединого озера» они показали и хорошее чувство ансамбля, и умение держать внимание публики в сольных вариациях. Рассказывая о творческих проектах труппы на этот сезон, главный балетмейстер театра Константин Уральский сообщил о том, что уже весной вниманию публики будет предложена премьера «Лебединого озера». Хотелось бы подчеркнуть: балет Чайковского – один из самых сложных спектаклей классического репертуара. Тем отрадней, что в нынешнем составе балетной труппы астраханского театра есть исполнители, способные пройти серьёзное «испытание классикой»: причём не просто преодолеть технические трудности, а подчинить каждый элемент танца художественным целям.
Па-де-де из третьего акта «Лебединого озера» исполнили солисты Дарья Климова и Александр Зверев. Это так называемое «чёрное адажио»: Принц, влюблённый в Одетту, принимает за неё Одиллию – дочь Злого гения Ротбардта. Партии Одетты и Одиллии обычно исполняет одна балерина, что является довольно трудной актёрской задачей. Это совершенно разные образы: Одетта – нежная, хрупкая (в белом наряде), Одиллия – властная, обольстительная (в чёрном). Дарья Климова была убедительна в образе обольстительницы - несмотря на отблески хрупкой утончённости, свойственные самой исполнительнице. Па-де-де в исполнении Климовой и Зверева имело отчётливо читаемое драматургическое развитие. Эмоциональная наполненность присутствовала в каждом моменте этой сложной сцены.
Можно не владеть всеми тонкостями сюжета «Лебединого озера», и, поддавшись на провокации Злого гения, принять Одиллию за Одетту, но не узнать с первых же тактов «Танец маленьких лебедей» - просто немыслимо. Живейшую реакцию публики вызвало даже само объявление этого номера. Как правило, у людей, не посвящённых в тайны балетной профессии, «Танец» вызывает ассоциации с чем-то не вполне серьёзным. Возможность увидеть этот балетный «хит» в живом исполнении, на театральной сцене, я думаю, заставила многих зрителей изменить своё представление. Это очень трудный в техническом отношении номер, требующий исключительной чёткости движений, синхронности. Но, разумеется, исполняться он должен легко - словно играя, что вполне удалось молодым исполнительницам. Наталья Соколова, Ирина Фефилова, Эльвира Нафикова, Надежда Попова на сцене были легки и изящны.
После аккуратных линий классического балета - почти акробатический «Гопак» из балета Соловьёва-Седого «Тарас Бульба». Солист театра Владислав Борисов показал в номере не только высокий прыжок и умение «зависать» в воздухе: он сумел наполнить танец настоящей энергией и при этом не увлечься демонстрацией трюков.
Особое место в программе занял, как уже говорилось, дуэт из «Вальса белых орхидей». Этот номер, исполненный Владиславом Борисовым и Ульяной Батлук, каждую минуту рождал ожидание того, что герои вот-вот начнут говорить – настолько близко пластика подошла к выразительности слова. Хочется сделать акцент на том, что номер был настоящим дуэтом – и вовсе не потому, что его исполняли двое (Он и Она). Замечательно то, как исполнители слушали и слышали, чувствовали и понимали друг друга. Гармоничным партнёрством Ульяна и Владислав порадовали также в па-де-де из балета Адана «Жизель». Этот номер, в отличие от экспрессивной графики «Вальса белых орхидей», был решён в акварельных тонах. Найденная солистами нежная палитра в полной мере соответствовала стилю адановской партитуры.
Торжество насыщенных, энергичных красок – так можно охарактеризовать «Марш тореадоров и танец уличной танцовщицы» из балета Минкуса «Дон Кихот»: здесь были и дразняще яркие плащи, и эффектные игры с испанскими ножами, и кокетливая игра веера в руках красавицы. Солисты (А. Зверев, Д. Климова) и мужской ансамбль удачно воссоздали колорит испанского уличного праздника. Огненные краски заиграли также в «Цыганском танце», написанном В. Желобинским в качестве вставного номера для балета «Дон Кихот». В роли страстной цыганки выступила Диана Смирнова (партнёр – Н. Филонов).
В программу «Вечера» было включено также известнейшее па-де-де из «Дон Кихота». Оно было исполнено солистами Новосибирского государственного академического театра оперы и балета, лауреатами международных конкурсов Еленой Лыткиной и Иваном Кузнецовым, специально приглашёнными для участия в этом концерте. Гости из Новосибирска покорили астраханскую публику идеальной отточенностью движений, исполнительским темпераментом, виртуозностью, ослепительным артистизмом. Несомненно, для молодой труппы нашего театра их выступление явилось и своего рода мастер-классом.
Лирической кульминацией «Вечера» стал чудесный «Вальс цветов» из балета Чайковского «Щелкунчик» в постановке К. Уральского. Этот номер был исполнен солистами У. Батлук, В. Борисовым и артистами балета. «Вальс цветов» можно назвать своеобразным театральным анонсом – в конце декабря, в преддверии долгожданных зимних праздников, театр пригласит зрителей на сказку-балет «Щелкунчик и Мышиный Король».
Финальному выходу всех участников великолепного концерта аккомпанировал не только оркестр театра: я не решусь определить, что звучало ярче – оркестровый Марш или аплодисменты зрителей. Очень тепло публика приветствовала всех артистов, дирижёра оркестра Артёма Гладкова, главного балетмейстера Астраханского государственного театра оперы и балета Константина Уральского.
Кажется, эхо тех аплодисментов ещё не отзвучало, а балетная труппа уже готовится к новым выходам на сцену. Поэтому публике, желающей попасть на балетные программы, я бы посоветовала внимательно следить за афишей, чтобы не услышать драматичного «билетов нет». Все последующие выступления артистов балета обещают быть очень интересными!
А. Бояринцева
На Большой сцене Астраханского театра оперы и балета команда постановщиков осуществила реконструкцию «Сильфиды», опираясь на...
Директор Астраханского государственного театра Оперы и Балета Наталья Шагова поздравляет Вас с Новым годом и...
Художественный руководитель и главный дирижёр Астраханского театра оперы и балета Валерий Воронин от всего коллектива...