Борис Годунов в Астраханском Кремле

28.09.2012 00:00
2522
Борис Годунов в Астраханском Кремле
Исторические факты. Астраханский Кремль – один из самых красивых кремлей России, уникальный архитектурный комплекс, выдающийся памятник русского военно-инженерного искусства. Успенский собор Кремля в своё время привёл в восхищение самого Петра Великого. Лобное место в Астрахани – второе сохранившееся в России после московского и единственное, составляющее общий ансамбль с собором. Но не только по этим причинам Астраханский государственный театр Оперы и Балета обратился к сложнейшему формату спектакля под открытым небом, на Соборной площади Кремля, и выбрал для постановки именно оперу «Борис Годунов». С Астраханским Кремлём непосредственно связаны имена Бориса Годунова и Марины Мнишек В 1584 году, после смерти Ивана Грозного и тотчас после венчания на царство Феодора Иоанновича Борис Годунов получил титул наместника царств Казанского и Астраханского. Он начал постройку городов на окраинах Московского государства. Первоначальный Астраханский Кремль, поставленный в 1558 году, был деревянным и не мог служить серьёзной защитой. Став правителем Астраханского царства, Годунов контролировал строительство каменного Кремля, которое, по его распоряжению, вели Михаил Вельяминов и Дей Губастый, и уже к 1589 году город был полностью обнесён каменной стеной с башнями: «… зделан город бесчисленно хорош, и кругом его пояс мраморен, зелен да красен». Многое в истории Астраханского Кремля связано с Мариной Мнишек, русской царицей, женой Лжедмитрия I, а затем Лжедмитрия II. Ровно 400 лет назад Москва была освобождена от поляков народным ополчением под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Лжедмитрий II, прозванный «Тушинским вором», был убит, Марина Мнишек со своим сыном, «Ворёнком», и атаманом Заруцким укрылась в Астрахани. Надо сказать, появление в 1605 году Самозванца, «царевича Димитрия Ивановича», расколовшее Россию, в Астрахани отозвалось серьёзными волнениями. Астраханский воевода Михаил Сабуров и архиепископ Феодосий резко обличали лжеца Гришку Отрепьева и начали приводить астраханцев к присяге на верность царю Феодору, сыну Бориса. Именно поэтому Астрахань последней в России присягнула на верность Лжедмитрию. Сабуров и Феодосий были отстранены от власти, схвачены и отправлены в Москву. Все последующие годы до изгнания поляков из России Астраханское царство было раздираемо смутой, вошедшей в историю под названием «астраханщина». Здесь появлялись собственные самозваные царевичи. Их было двенадцать за три года! Поразительно то, что в Астрахани первой приняла сторону самозванцев не чернь, а власть в лице воеводы князя Ивана Хворостинина. Активнейшими участниками смуты были монахи Троицкого монастыря, поддержавшие Лжедмитрия I. Игумен Иона, сменивший низвергнутого архиепископа Феодосия, самолично ездил в Москву, чтобы поклониться самозваному царю. Не удивительно, что Мнишек и Заруцкий нашли приют именно в Троицком монастыре Астрахани. Поначалу Заруцкий, которого князь Хворостинин принял в собственном доме, вёл себя тихо, но вскоре он и его казаки начали творить бесчинства. На пытках и казнях лилась кровь астраханцев; был убит и сам Хворостинин. Это быстро отрезвило астраханцев, в городе снова поднялись волнения. Марина Мнишек, страшась нарастающего возмущения горожан, даже запретила ранний благовест к заутреням – слишком хорошо она помнила набат 17 мая 1606 года, московское восстание против польских захватчиков, самосуд над Лжедмитрием I. Астраханцы грозили расправой Заруцкому и «люторке-еретице», и те были вынуждены бежать. Побег стал возможен благодаря Никольской надвратной церкви с Никольскими воротами, выходившими прямо на пристань, где ночью 12 мая 1614 года беглецы погрузились на струги. Однако вскоре они были схвачены и 25 июня привезены в Астрахань, а отсюда, через Казань, отправлены в Москву. Заруцкого охраняли 230 стрельцов, Марину с сыном – 600. На случай попытки их освобождения существовал тайный приказ убить пленников. В Москве Заруцкого посадили на кол, сына Марины повесили. Сама она скончалась в тюрьме: по московским сведениям, умерла с горя, по польским, была задушена или утоплена. Так страшно и бесславно окончилась история первой коронованной русской царицы Марины Мнишек. В Астраханском государственном музее хранится ценнейшая реликвия: плащаница, собственноручно вышитая матерью Ивана Грозного, Еленой Глинской. Она находилась в Архангельском соборе Московского Кремля и была вывезена Мариной среди других реликвий, а после бегства Мнишек многие годы хранилась в Астраханском кафедральном соборе, пока не была передана в музей. На территории Астраханского Кремля сохранился Троицкий собор, оставшийся от Троицкого монастыря, где скрывалась Мнишек. Помнят её и кремлёвские стены: из 13 действующих кремлей России Астраханский Кремль - один из немногих, сохранивших свою историческую аутентичность. Обветшавшая Никольская надвратная церковь в начале XVIII века была перестроена, но находится точно на том же месте, откуда бежала Марина. Рядом с гордостью астраханцев, Успенским кафедральным собором, возвышается белоснежная Пречистенская колокольня. Во времена Мнишек на её месте была проездная башня. Вскоре после изгнания из Астрахани Мнишек и Заруцкого, в память об этом событии, на башне выстроили надвратную церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. С тех пор и поныне главные ворота Кремля называются Пречистенскими: по одному из наречений Богородицы – Пречистой Девы.

Другие новости все новости


Загадка Эпиграфа и двенадцать колонн
15
июл
2025

Загадка Эпиграфа и двенадцать колонн
15.07.2025

«Двунадесяти языков Европы ворвались в Россию»... Этими словами Льва Толстого открывается хоровой Эпиграф оперы.

Может декорация быть музыкой?
9
июл
2025

Может декорация быть музыкой?
09.07.2025

Как дать ощутить гений Прокофьева через визуальный ряд, когда речь идет о воплощении оперы...

Самая знаменитая опера Шостаковича впервые поставлена в Астрахани
1
июл
2025

Самая знаменитая опера Шостаковича впервые поставлена в Астрахани
01.07.2025

Музыкальный критик Мария Бабалова о прошедшей премьере .

«Между прошлым и будущим»
27
июн
2025

«Между прошлым и будущим»
27.06.2025

В выставочном пространстве театра открыта выставка известного астраханского фотохудожника ,участника народной фотостудии «Дельта» Астраханского областного...

XIII (29  театральный сезон (2024–2025гг.)
24
июн
2025

XIII (29 театральный сезон (2024–2025гг.)
24.06.2025

Нынешний сезон, безусловно, является очередным успешно взятым рубежом для астраханского театра и продолжается в не...

«ЛЕДИ МАКБЕТ» АСТРАХАНСКОГО ТЕАТРА
19
июн
2025

«ЛЕДИ МАКБЕТ» АСТРАХАНСКОГО ТЕАТРА
19.06.2025

Лучшая советская опера, гениально сочетающая традиции русской оперной школы...Музыкальный критик, искусствовед, публицист - Александр Матусевич...

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!