Исторические факты.
Астраханский Кремль – один из самых красивых кремлей России, уникальный архитектурный комплекс, выдающийся памятник русского военно-инженерного искусства. Успенский собор Кремля в своё время привёл в восхищение самого Петра Великого. Лобное место в Астрахани – второе сохранившееся в России после московского и единственное, составляющее общий ансамбль с собором.
Но не только по этим причинам Астраханский государственный театр Оперы и Балета обратился к сложнейшему формату спектакля под открытым небом, на Соборной площади Кремля, и выбрал для постановки именно оперу «Борис Годунов».
С Астраханским Кремлём непосредственно связаны имена Бориса Годунова и Марины Мнишек
В 1584 году, после смерти Ивана Грозного и тотчас после венчания на царство Феодора Иоанновича Борис Годунов получил титул наместника царств Казанского и Астраханского. Он начал постройку городов на окраинах Московского государства. Первоначальный Астраханский Кремль, поставленный в 1558 году, был деревянным и не мог служить серьёзной защитой. Став правителем Астраханского царства, Годунов контролировал строительство каменного Кремля, которое, по его распоряжению, вели Михаил Вельяминов и Дей Губастый, и уже к 1589 году город был полностью обнесён каменной стеной с башнями: «… зделан город бесчисленно хорош, и кругом его пояс мраморен, зелен да красен».
Многое в истории Астраханского Кремля связано с Мариной Мнишек, русской царицей, женой Лжедмитрия I, а затем Лжедмитрия II.
Ровно 400 лет назад Москва была освобождена от поляков народным ополчением под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Лжедмитрий II, прозванный «Тушинским вором», был убит, Марина Мнишек со своим сыном, «Ворёнком», и атаманом Заруцким укрылась в Астрахани.
Надо сказать, появление в 1605 году Самозванца, «царевича Димитрия Ивановича», расколовшее Россию, в Астрахани отозвалось серьёзными волнениями. Астраханский воевода Михаил Сабуров и архиепископ Феодосий резко обличали лжеца Гришку Отрепьева и начали приводить астраханцев к присяге на верность царю Феодору, сыну Бориса. Именно поэтому Астрахань последней в России присягнула на верность Лжедмитрию. Сабуров и Феодосий были отстранены от власти, схвачены и отправлены в Москву.
Все последующие годы до изгнания поляков из России Астраханское царство было раздираемо смутой, вошедшей в историю под названием «астраханщина». Здесь появлялись собственные самозваные царевичи. Их было двенадцать за три года! Поразительно то, что в Астрахани первой приняла сторону самозванцев не чернь, а власть в лице воеводы князя Ивана Хворостинина.
Активнейшими участниками смуты были монахи Троицкого монастыря, поддержавшие Лжедмитрия I. Игумен Иона, сменивший низвергнутого архиепископа Феодосия, самолично ездил в Москву, чтобы поклониться самозваному царю. Не удивительно, что Мнишек и Заруцкий нашли приют именно в Троицком монастыре Астрахани.
Поначалу Заруцкий, которого князь Хворостинин принял в собственном доме, вёл себя тихо, но вскоре он и его казаки начали творить бесчинства. На пытках и казнях лилась кровь астраханцев; был убит и сам Хворостинин. Это быстро отрезвило астраханцев, в городе снова поднялись волнения. Марина Мнишек, страшась нарастающего возмущения горожан, даже запретила ранний благовест к заутреням – слишком хорошо она помнила набат 17 мая 1606 года, московское восстание против польских захватчиков, самосуд над Лжедмитрием I.
Астраханцы грозили расправой Заруцкому и «люторке-еретице», и те были вынуждены бежать. Побег стал возможен благодаря Никольской надвратной церкви с Никольскими воротами, выходившими прямо на пристань, где ночью 12 мая 1614 года беглецы погрузились на струги. Однако вскоре они были схвачены и 25 июня привезены в Астрахань, а отсюда, через Казань, отправлены в Москву. Заруцкого охраняли 230 стрельцов, Марину с сыном – 600. На случай попытки их освобождения существовал тайный приказ убить пленников.
В Москве Заруцкого посадили на кол, сына Марины повесили. Сама она скончалась в тюрьме: по московским сведениям, умерла с горя, по польским, была задушена или утоплена.
Так страшно и бесславно окончилась история первой коронованной русской царицы Марины Мнишек.
В Астраханском государственном музее хранится ценнейшая реликвия: плащаница, собственноручно вышитая матерью Ивана Грозного, Еленой Глинской. Она находилась в Архангельском соборе Московского Кремля и была вывезена Мариной среди других реликвий, а после бегства Мнишек многие годы хранилась в Астраханском кафедральном соборе, пока не была передана в музей.
На территории Астраханского Кремля сохранился Троицкий собор, оставшийся от Троицкого монастыря, где скрывалась Мнишек. Помнят её и кремлёвские стены: из 13 действующих кремлей России Астраханский Кремль - один из немногих, сохранивших свою историческую аутентичность.
Обветшавшая Никольская надвратная церковь в начале XVIII века была перестроена, но находится точно на том же месте, откуда бежала Марина.
Рядом с гордостью астраханцев, Успенским кафедральным собором, возвышается белоснежная Пречистенская колокольня. Во времена Мнишек на её месте была проездная башня. Вскоре после изгнания из Астрахани Мнишек и Заруцкого, в память об этом событии, на башне выстроили надвратную церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. С тех пор и поныне главные ворота Кремля называются Пречистенскими: по одному из наречений Богородицы – Пречистой Девы.