В Астраханском государственном театре Оперы и Балета начался период просмотров и прослушиваний. Художественный руководитель театра и главный дирижер Валерий Воронин в многочисленных своих интервью неоднократно отмечал, что «труппа продолжает расти, мы готовимся к большим премьерам. Мы продолжаем приглашать молодых и опытных вокалистов из Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и Саратова. Изменения происходят не только количественные, но и качественные». Оказалось - это касается не только вокалистов. Театр ждет приезда дирижера. Кто он? Откуда? Знаком ли спецификой дирижерской работы в театре? Чем увлекается и какую музыку слушает? Загоревшись идеей узнать о нем первыми - мы отправились в социальные сети. Более того, наш «человек-фантом» оказался активным пользователем, искренним собеседником и ответил на все вопросы.
Сергей Сергеевич Гринев. Дирижер оперного и симфонического оркестров.
Многие считают, что дирижером надо родиться? Согласны ли вы с этим мнением? Как приходят в эту профессию?
С.С. Гринев: Не думаю, что дирижером можно родиться. Это профессия, которой можно овладеть, как и многими другими, хотя для этого нужно приложить много усилий. Однако некоторые качества личности, на мой взгляд, должны присутствовать у дирижера если не с рождения, то с детства точно. Это, во-первых ощущение музыкальной ткани, во-вторых развитое образное мышление, не последнюю роль играет чувство юмора (ведь им наделены в основном коммуникабельные, "мобильные" личности), ну и ,конечно же, лидерские качества, способность организовать коллектив, повести его за собой. Без этого стать дирижером будет сложно, но все же возможно, ведь и дирижеры бывают разные....
Какими качествами должен обладать дирижер?
С.С. Гринев: Помимо перечисленных выше качеств состоявшийся дирижер должен обладать сугубо профессиональными данными (музыкальный слух, знание теоритических основ музыки, её историю, разбираться в оркестровке и т.д. и т.п.), но самое главное (по моему мнению) дирижер должен быть психологом и дипломатом. Ведь в оркестре работает около ста состоявшихся личностей со своими проблемами, заботами и устоявшимися творческими взглядами и к каждому нужно постараться найти свой подход, убедить следовать за собой в процессе созидания музыкальной ткани.
Какова техника дирижирования? Это определенный механизм, элемент импровизации, опыт, который приобретается со временем, навыки, которые воспитываются?
С.С. Гринев: Дирижерская техника - это тема несколько докторских диссертаций :-)). Мнений, на этот счет - бесчисленное множество. Даже если сравнивать между собой "Великих", то у каждого найдутся "изъяны", за которые на экзамене снизят балл. Дирижерская техника должна быть, прежде всего, понятна оркестрантам, убедительна так сказать. А складывается она из многих аспектов. Это и качества, которые я перечислял ранее и опыт и импровизации. Главное, чтобы ощущение и понимание музыкального материала органично и ЕСТЕСТВЕННО (природа все нам дала, не надо выдумывать ничего нового) сочеталось с умением передать это руками. А для того, чтобы оркестр лучше понимал ваши жесты (по моему субъективному мнению) каждому дирижеру нужно пройти практику игры в оркестре. Посмотреть на дирижирование, так сказать, с другой стороны.
Кто Ваши Учителя?
Моими первыми учителями дирижирования стали – Нигматуллин Наиль Мухтарович, заведующий кафедрой духовых, ударных и струнных инструментов Шахтинского музыкального колледжа и Артемьев Игорь Львович – ныне профессор Тамбовской Консерватории. Далее (во время обучения в консерватории по классу тромбона) моим творческим воспитанием занимался Народный артист России, профессор, главный дирижер симфонического оркестра Чеченской республики Хлебников Валерий Владимирович. А специальность я получал у народного артиста России, профессора Ростовской консерватории, наделенного большим жизненным и творческим опытом, Когана Семена Аркадьевича. Так же мне повезло пройти стажировку – мастер-класс у народного артиста России Федосеева В. И. и поработать ассистентом у Анисимова А. М., Аниханова А. А. и Воронина В.В.
Хочется добавить, что дирижеры учатся и самосовершенствуются всю жизнь. Учатся друг у друга, наблюдая за тем как надо и как не надо дирижировать.
Назовите Ваши последние работы, творческие планы?
С.С. Гринев: Мои творческие планы напрямую связаны с Астраханским театром Оперы и Балета, а предыдущая работа весьма разнообразна. Особую роль, в моей жизни, играет работа с молодыми музыкантами. Являясь руководителем молодежных оркестров при Шахтинском музыкальном колледже, я стараюсь организовать проекты интересные в первую очередь самим студентам, что может повлиять на их дальнейший творческий рост. Помимо этого выступаю с различными коллективами Ростова и не только.
Дирижер со стороны напоминает человека, связанного с искусством, иногда спортсмена, порой даже танцора, затрачивая при этом колоссальную энергию. В чем смысл дирижерской энергии? Где вы ее черпаете? Кстати, у Вас на страничке в контакте, много ссылок по баскетболу? Ваша любимая игра?
Энергией для дальнейшей работы меня питает моя семья. Моя жена Мария (теоретик-музыковед), мой сын Мирослав и родившийся 12.08.12 сын Гавриил, мои родители (Сергей Николаевич и Татьяна Дмитриевна), перед которыми, я в неоплатном долгу за все, что они мне дали. Я очень благодарен семье за безграничную поддержку и понимание. Так же неисчерпаемым источником энергии является сама музыка. Баскетбол - моя любимая игра. Я сам играл в школьной, колледжной и консерваторской команде атакующего защитника. Стараюсь и сейчас поддерживать форму.
В Вашем резюме я посмотрела репертуарный лист, большинство перечисленных произведений имеет яркую драматургическую окраску. Правильно, ли сделать вывод, что работа в театре вам ближе всего?
С.С. Гринев: Я действительно тяготею к музыке драматического склада. Это близко моему мироощущению, моему складу характера. В связи с этим меня всю мою недолгую жизнь влечет музыкальный театр и Русская музыка. Мне кажется, что не последнюю роль в этом сыграло и то обстоятельство, что я "вижу" музыку образно.
Римский-Корсаков считал дирижирование "темным делом", Игорь Маркевич, определяет его как "искусство, наука и управление", некоторые считают, что дирижер - это гуру, посредник, медиум, гипнотизер, исполнитель, который играет на инструменте под названием "оркестр" и т.д. Как определяете его вы?
С.С. Гринев: Дирижер – это музыкант. Проводник душевных вибраций от композитора к оркестру и слушателям.
Что дирижеру помогает, его так скажем "ключики": партитура, которая "переносится в голову" или моделируется? А, может быть, палочка, без которой нельзя представить дирижера?
С.С. Гринев: По моему мнению, дирижер должен отталкиваться от содержания музыки, от замысла композитора, при этом обязательно, пропустив партитуру через собственную душу. Без этого не помогут ни выученная наизусть партитура, ни палочка, которая, иногда даже мешает...