26 февраля на сцене Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко в рамках Российской национальной премии и фестиваля «Золотая Маска» будет представлен спектакль Астраханского государственного театра Оперы и Балета – лирические сцены Петра Чайковского «Евгений Онегин».
Спектакль включён в афишу самого главного театрального конкурса страны в 4-х номинациях:
опера/спектакль,
опера/работа режиссёра – Константин Балакин,
работа художника в музыкальном театре – Елена Вершинина,
работа художника по свету в музыкальном театре – Ирина Вторникова.
Премьера спектакля состоялась в апреле 2014 года и сразу стала событием в культурной жизни Астраханского региона. Профессиональное сообщество и обычные зрители высоко оценили художественный уровень новой постановки. Меньше чем за год спектакль посетило более 7 000 человек.
Представленный на соискание престижной премии «Золотая Маска» спектакль астраханского театра получил высокую профессиональную оценку ведущих театральных критиков современной России. Формируя список номинантов, экспертный совет фестиваля отсмотрел более шестисот спектаклей по всей стране. При обилии ярких, самобытных и дерзких постановок, новых режиссёрских прочтений и нестандартных решений, в список десяти лучших музыкальных спектаклей театрального сезона 2013-14гг. был включен астраханский «Евгений Онегин». Спектакль, созданный с применением новейших технологий, при этом сохранивший эстетику, соответствующую «золотой эпохе» эпохе Пушкина и лиричной атмосфере Чайковского. Спектакль, декларирующий отказ играть с классикой в современность, тем не менее, претендует стать событием на театральной карте всей России. В этом несвойственном сиюминутным тенденциям оперного театра внимательном отношении к авторскому тексту, в отсутствии постановочного радикализма, и проявляется смелое и долгожданное приближение к вдумчивому искусству, которое призвано не только развлекать.
Этот спектакль – подарок скептикам, отчаявшимся увидеть любимого «Евгения Онегина» в заданных авторами условиях, как «энциклопедию русской жизни» XIX века: милая деревенская усадьба и надменный Петербург не превратились в инопланетные цивилизации, и письмо Татьяна пишет – да, пером, а не на ноутбуке или печатной машинке, барышни носят кринолины, молодые люди – сюртуки и цилиндры. Художник Елена Вершинина впервые использовала технологию письма на прозрачном пластике, благодаря которой создается нежная и поэтичная атмосфера, отвечающая пушкинскому духу. Постановка Константина Балакина, пожалуй, наследует режиссерскую традицию психологического театра: это тонкая, умная работа о чувстве и о том, как сложно его удержать. Но и о дружбе, о семье, и – времени, которое, увы, необратимо. Кстати, режиссер ставит под сомнение, что история «Евгения Онегина» – выдумка. Впрочем, всех секретов раскрывать не будем.
Марина Гайкович,
музыкальный критик, обозреватель «Независимой газеты»,
кандидат искусствоведения
4 октября 2024 года в рамках IX Фестиваля музыкальных театров «Видеть музыку» состоялся показ оперы...
13 октября 2024 года при поддержке Президентского фонда культурных инициатив ценителей классики и джаза ждет...
3 октября 2024 года в Астраханском театре оперы и балета при поддержке Президентского фонда культурных...