31 января на Большой сцене состоится концерт для ценителей симфонической музыки. В программе вечера:
Симфония № 4 фа минор op. 36 П. И.Чайковского
Фантазия «Франческа да Римини» — симфоническая поэма П. И. Чайковского.
Концерт для контрабаса с оркестром фа-диез минор ор. 3 С.А.Кусевицкого.
Сегодня подробнее остановимся на симфонической фантазии по Данте «Франческа да Рамини» Петра Ильича Чайковского.
Непосредственным поводом к созданию этого симфонического произведения послужило чтение Чайковским V песни "Ада" в июле того же года во время переезда в поезде из Монпелье в Париж. Сильнейшее впечатление произвели на Чайковского не только перечитанные им стихи Данте, но и иллюстрации Гюстава Доре к "Божественной комедии". Это издание сохранилось в библиотеке Чайковского.
Чайковский, не отказываясь в музыке от приемов изобразительных (адские вихри, стоны и стенания грешников, момент "рокового удара"), на первый план выдвигает эмоционально-художественное обобщение, противопоставляя в крупном масштабе сгущенно мрачный колорит второго круга ада и развитие - от зарождения до высшей кульминации - светлого чувства любви Франчески к Паоло - брату супруга. Данная фантазия - образец идеального соотношения изобразительности и выразительности в программной музыке.
Виднейший музыкант и современник Чайковского К.Ю.Давыдов отмечал: "Франческа - величайшее произведение нашего времени."
В разной степени положительно оценили фантазию
Кюи, Римский-Корсаков, Ларош. Сам Чайковский лишь в очень редких случаях, выражая недовольство своей программной музыкой, упоминал и данное сочинение, но в основном любил его, разыгрывал в 4 руки, дирижировал в авторских концертах. Во время присуждения почетной степени доктора Кембриджского университета (1893 г.) Чайковский сам выбрал именно "Франческу да Римини". Тогда же
К.Сен-Санс, тоже почетный доктор, отметил в своей рецензии достоинства произведения и сравнил его с симфонией "Данте"
Листа, находя, что с точки зрения чисто музыкальной "Франческа да Римини "Чайковского "выше симфонии Листа".