Театру надо служить!
Лауреаты международных конкурсов Анна Снежина (скрипка), Анна Кривцова (фортепиано) и любимый муж Роберт – в такой компании приехала в Астрахань со своим концертом Любовь Казарновская. Самая популярная российская оперная певица современности выступила с блистательной программой «Дорога любви» на сцене Астраханского государственного театра оперы и балета: исполнила русские романсы и композиции на итальянском, арии из известных опер и мюзиклов. А после нашей редакции удалось поговорить с Любовью Казарновской о современном оперном и эстрадном искусстве.
Каким Вы видите развитие оперы в России?
- Вы знаете, у меня был неудачный опыт посещения наших оперных театров: половой акт на сцене в постановке «Руслан и Людмила», падшая женщина Татьяна в «Евгении Онегине», голая Травиата. Мне надоело, это не имеет никакого отношения к оперному жанру! Мне стыдно, что из оперы сделали посмешище! Но я совсем не за нафталиновый старый театр в кринолинах, жутких тяжелых декорациях, я за то, чтобы театр шел в ногу со временем, но не оскорбительно. Достаточно минимализма, если хорошо работают певцы-актеры, если поставлен гениальный свет, сшиты красивые костюмы. Не нужно нагромождения, вся мелодрама должна быть высказана через работу с артистом.
Всегда ли совпадает Ваше мнение с позицией режиссера?
- Увы, не всегда. Режиссер говорит мне пойти от правой кулисы к левой и в это время крутиться вокруг шеста, а на вопрос зачем, отвечает: «Вам не нужно знать, делайте, как я говорю и все!». Как же выражение внутренней драмы, невероятной трагедии, которая есть у моей Тоски, например? «Оставьте, вы должны вписаться в мою картину», - таково мнение многих режиссеров. С этим театром я иметь дело не хочу.
А кого из современных оперных исполнителей вы выделяете?
- Есть много интересных молодых ребят, но о них судить трудно. Ведь столкнувшись с тем самым режиссером, они даже не смогут выразить себя. Талант нужно еще и показать! Должен быть очень большой кураж и внутренняя безумная сила, чтобы остаться самим собой. «Ой, это нехорошо, ты должен делать по-другому, или ты слишком скромный, а ты чересчур развязный», - сбивают с ног молодых талантов. Поэтому я отношусь с большим уважением ко всем, кто выступает на российских и международных оперных подмостках, кто выходит на сцену, наплевав на все, идет и гнет свою линию, выступает и показывает свой максимум. Могу долго перечислять имена, я снимаю шляпу перед всеми моими коллегами, потому как оперный мир сегодня совсем не тот, что был при Федоре Ивановиче Шаляпине.
Чем отличается современный оперный мир от того, шаляпинского?
- «С таким пиететом относились к певцам, я выходил после спектакля в частной опере, какие я получал комментарии! И потом мы шли с Коровиным, Бенуа, Головиным, Дягилевым в гостиницу «Метрополь» и продолжали до двух-трех ночи обсуждать, удачно ли прошел спектакль», - вспоминал Федор Иванович Шаляпин. Ушел этот мир! Ушла элитарность этого жанра! Именно поэтому я делаю концерт-театр, уже не раз на западе и здесь отмечали важность такого культурного пространства. Сегодня если певец взял высокую ноту, то, конечно, это вызовет восторг у зрителей, но через пять минут они все забудут. Я стараюсь предварять каждую композицию маленькими модерационными рассказами, публика загорается, отвечает, что читали и сейчас побегут домой вспоминать. Такое маленькое театральное действие без декораций, которое снова вводит слушателей в мир, где певец-актер царил. Низкий поклон всем артистам оперного театра, это безумно трудная профессия, если воспринимать ее как служение. А театру надо служить!
Сейчас Вы служите не только оперному театру, но и являетесь членом жюри шоу перевоплощений «Точь-в-точь». Повлияло ли это на ваше мнение о российском шоу-бизнесе?
- Вместе с Хазановым и Ярмольником, как сказал первый канал, мы сделали не просто развлекательное шоу, а еще и культурно-просветительское. Мы стали говорить, что Федор Шаляпин – это не ресторан на Остоженке и не корабль, идущий по Волге, а величайший оперный певец, Клавдия Шульженко – не только бабушка, исполнившая «Синий платочек», а целая эстрадная эпоха, Леонид Утесов – не только актер из фильма «Веселые ребята», но и пора развития джаза, Монсеррат Кабалье - не только певица, поющая с Колей Басковым, а эра бельканто, Мария Каллас – не скандалистка, а дикий ничего не прощающий себе профессионал. Для молодежи от 14-15 лет мы открываем неведомые страницы в легком формате, в формате первого канала. Я же открыла для себя ребят, которые участвуют в шоу. Даже не подозревала об их способностях. Они мне сами говорят, что копируя великих исполнителей, узнают в своем творчестве новые ноты. Здорово!
Сегодня поп-исполнители уделяют больше внимания созданию внешнего образа, нежели качеству звучания голоса. Как вы думаете, сказывается ли это на музыкальный вкус массовой аудитории?
- Если артист хочет только эпатировать публику, то люди с понятием вкуса, говорят, что это, конечно, второй класс. Такой эпатажный момент абсолютно не интересен. Есть исполнители с прекрасным стилем, они красивы как внешне, так и внутренне. Вторые заслуживают уважения за то, что не хотят подражать общей толпе полуголых людей, а с чувством достоинства, с чувством осознания своего предназначения дарят творчество поклонникам. Существуют и те и другие, но тенденция все-таки будет склоняться к тому, что публика хочет видеть эстетически красивых людей, которые хорошо поют и двигаются без оскорбления для общественного вкуса.
Текст: Виктория Бурова
Фото: Алексей Безугольников
По материалам портала http://zaryad.me
Астраханский государственный театр оперы и балета второй раз распахнул свои двери для юных зрителей и...
Астраханский государственный театр оперы и балета представляет своим зрителям приглашенных артистов балета Мариинского театра, которые...
Сказка — один из самых притягательных жанров для детей. Но сказка, как подметил Александр Сергеевич Пушкин, — «ложь, да в ней...