Интервью с пианистом Зульфатом Фахразиевым

01.04.2015 11:32
860
Интервью с пианистом Зульфатом Фахразиевым

Обаяние таланта

 

В симфонической программе «Великий Маг, властитель душ», посвященной 175-летию П.И. Чайковского,  на сцене Астраханского государственного театра Оперы и Балета астраханские зрители впервые услышали молодого пианиста из Казани Зульфата Фахразиева.1

В его послужном списке немало побед на престижных конкурсах на родине и за рубежом. Зульфат успешно выступил на Всероссийском конкурсе пианистов им. В.Ю. Виллуана (Нижний Новгород, 2003), Региональном конкурсе пианистов им. Рустема Латыпова (Казань, 2007) и других.  Был удостоен второй премии на Международном конкурсе «Современное искусство и образование» в Москве в 2010-м, а год спустя
покорил рафинированную немецкую публику. Будучи абсолютным лидером Международного конкурса «Oldenburgerpromenade» в  Германии, З.Фазразиев увёз первую премию, приз зрительских симпатий и специальный приз
торгового дома «Стенвей» домой в Казань.  2014 и 2015 принесли пианисту новые яркие победы. Он стал обладателем второй премии на Международном конкурсе им. А.Д.Франка в Уфе и отмечен первой премией на Международном юношеском конкурсе классической музыки «SFORZANDO» в Казани.  Этот пианист является стипендиатом Фонда Мстислава Ростроповича и Министерства культуры Республики Татарстан. Зульфат много разъезжает. Ему интересно всё: участие в конкурсах, в мастер-классах, в концертах, поездки в разные города, культура других стран.

Он родился и вырос в семье музыкантов. Рассказывая о родителях и брате – исполнителях на народных инструментах – с озорством замечает, что пианистом стал случайно. Но, как известно, Его Величество Случай отмечает только избранных.  В свои 23 года Зульфат обладает собственным стилем.

В жизни он  человек самокритичный и не избалованный. Прекрасно сознавая все «рифы» профессии музыканта, предан музыке безмерно. На мир взирает с какой-то неповторимой радостью и почти детским удивлением. Его улыбка обескураживает. В общении ведёт себя просто и искренне, внимательно слушает, на вопросы отвечает рассудительно и радуется, если совпадают его собственные ожидания и вопросы собеседника. Поэтому, стоило ему появиться на сцене, публика мгновенно влюбилась в этого обаятельного музыканта очень высокого роста. После концерта он согласился  ответить на несколько вопросов.  

 Вы перемещаетесь по свету с невероятной скоростью. География Ваших поездок разнообразна: страны Европы, разные города России. Вы живёте между небом и землёй?

- Ну, что Вы. Я живу в Казани, учусь в Казанской консерватории на пятом курсе. Просто приходится ездить с концертами. Вот приехал в Астрахань. У вас здесь такие леденящие ветра и необыкновенно доброжелательные слушатели.

В жизни каждого большого музыканта бывает встреча, которая в корне меняет его судьбу, его отношение к жизни, к искусству, к себе. А на Вашем творческом пути такая судьбоносная встреча уже состоялась?

- Да. Решающая роль в моей жизни принадлежит моему педагогу – Флоре Ибрагимовне Хасановой, профессору кафедры фортепиано Казанской государственной консерватории, народной артистке Республики Татарстан. У меня были прекрасные учителя и в музыкальной школе в Набережных Челнах: Розалия Кагарманова и Эльвира Ногманова. В Казани на одном из  детских конкурсов меня услышала Флора Ибрагимовна и пригласила к себе. Так я оказался в Средней специальной музыкальной школе при Казанской консерватории. На  занятиях с Флорой Ибрагимовной мне открылся совершенно  новый необъятный мир. И вот уже 10 лет, фактически половину своей жизни, я занимаюсь в её классе. Общаться и работать с ней невероятно интересно! Она очень эмоциональный и импульсивный человек. При этом ведёт за собой неназойливо и просто, так, что каждый новый шаг доставляет радость.

 2 Сегодня Вы исполняли Первый концерт Чайковского. Он получился необычным, без пафоса и эффектов. Да, в прессе о Вас читаем немало восхищенного удивления по поводу неповторимых интерпретаций разных сочинений. И всё же слышать НЕЖНЫЙ концерт Чайковского прежде не приходилось. А когда Вы впервые вышли на сцену с этим произведением русского музыкального гения?

- Первый концерт Чайковского – это необыкновенное произведение, его можно сравнить с главной вершиной, с Олимпом. Первый раз я услышал его в двенадцатилетнем возрасте. Музыка произвела ошеломляющее впечатление, тогда же решил, что непременно его сыграю. Думаю, каждый пианист испытывает такое потрясение от музыки Чайковского. Три года назад моя мечта осуществилась: будучи студентом второго курса консерватории, я впервые исполнял этот концерт. Над ним можно работать бесконечно. Поэтому приглашение Валерия Владимировича Воронина выступить сегодня с симфоническим оркестром астраханского театра оперы и балета меня невероятно обрадовало.

Вы довольны своим выступлением?

- Конечно, нет. Ни один нормальный музыкант не может быть доволен собой.

В каком репертуаре Вы чувствуете себя наиболее комфортно?

- (немного помедлив) Думаю, в настоящее время особенно привлекает романтизм русских композиторов, прежде всего – Петра Ильича Чайковского, Сергея Васильевича Рахманинова. Постепенно начинаю приближаться, как мне кажется, к пониманию музыки Шопена, Шумана. Был опыт исполнения интермеццо Брамса из опуса 118, но, честно признаться, пока для меня это не просто, далеко,  что ли.

А музыка современных композиторов? Джаз?

- Сочинения современных композиторов мне интересны. С огромным удовольствием  играл потрясающую Чакону Софьи Губайдуллиной на Международном конкурсе пианистов им.Софьи Губайдуллиной в Казани в 2012 году. Большое впечатление произвела на меня  музыка Николая Капустина, мне посчастливилось исполнить один из его интересных концертных этюдов.

К джазу у меня сложно отношение. Сегодня многие играют джазовые композиции и не всегда удачно. Часто эти опыты не вызывают восторга. Я люблю традиционный джаз.

Как Вы относитесь к игре в ансамбле?

- Конечно, мне приходилось играть с другими исполнителями. В консерватории, как известно, есть класс камерного ансамбля. Всё изменилось, когда в концерте, посвящённом творчеству Астора Пьяццоллы, вместе со скрипачом Арсланом Сайфи и виолончелистом Сергеем Пономарёвым мы исполняли цикл «Четыре сезона в Буэнос-Айресе» в переложении для фортепианного трио. Какая музыка!

В Вашей исполнительской деятельности есть пианисты, которые для Вас являются эталоном совершенства?

- Я ждал такого вопроса. Скажу, что невозможно выделить кого-то одного. У каждого исполнителя есть свои достоинства и особенности.  Но, признаюсь, бесконечно  могу слушать записи Эмиля Гилельса – он был гигантской личностью.

В заключении нашей беседы, позвольте, ещё раз выразить Вам своё восхищение. Хочется  надеяться, что в недалёком будущем ещё не раз услышит Вас астраханская публика.  Творческих удач Вам!

 

С пианистом беседовала Наталия Калиниченко

Другие новости все новости


Долгожданное события ноября
26
окт
2020

Долгожданное события ноября
26.10.2020

8 ноября приглашаем зрителей на гала-концерт «Шедевры мирового балета»

Приглашаем друзей театра на «Ночь искусств - 2020»
23
окт
2020

Приглашаем друзей театра на «Ночь искусств - 2020»
23.10.2020

Астраханский театр Оперы и Балета присоединится к Всероссийской акции

Новая концертная программа «Книга в кино»
22
окт
2020

Новая концертная программа «Книга в кино»
22.10.2020

Солисты Астраханского театра Оперы и Балета приглашают в Малый зал

Поздравляем
22
окт
2020

Поздравляем
22.10.2020

Сегодня празднует день рождения Владимир Петрович Дунчев, заведующий художественно-постановочной частью Астраханского государственного театра Оперы и...

Новая возможность нашего сайта
21
окт
2020

Новая возможность нашего сайта
21.10.2020

Зрители смогут увидеть спектакли из архива театра

Общероссийская антинаркотическая акция
20
окт
2020

Общероссийская антинаркотическая акция
20.10.2020

Сообщи, где торгуют смертью