Обаяние таланта
В симфонической программе «Великий Маг, властитель душ», посвященной 175-летию П.И. Чайковского, на сцене Астраханского государственного театра Оперы и Балета астраханские зрители впервые услышали молодого пианиста из Казани Зульфата Фахразиева.
В его послужном списке немало побед на престижных конкурсах на родине и за рубежом. Зульфат успешно выступил на Всероссийском конкурсе пианистов им. В.Ю. Виллуана (Нижний Новгород, 2003), Региональном конкурсе пианистов им. Рустема Латыпова (Казань, 2007) и других. Был удостоен второй премии на Международном конкурсе «Современное искусство и образование» в Москве в 2010-м, а год спустя
покорил рафинированную немецкую публику. Будучи абсолютным лидером Международного конкурса «Oldenburgerpromenade» в Германии, З.Фазразиев увёз первую премию, приз зрительских симпатий и специальный приз торгового дома «Стенвей» домой в Казань. 2014 и 2015 принесли пианисту новые яркие победы. Он стал обладателем второй премии на Международном конкурсе им. А.Д.Франка в Уфе и отмечен первой премией на Международном юношеском конкурсе классической музыки «SFORZANDO» в Казани. Этот пианист является стипендиатом Фонда Мстислава Ростроповича и Министерства культуры Республики Татарстан. Зульфат много разъезжает. Ему интересно всё: участие в конкурсах, в мастер-классах, в концертах, поездки в разные города, культура других стран.
Он родился и вырос в семье музыкантов. Рассказывая о родителях и брате – исполнителях на народных инструментах – с озорством замечает, что пианистом стал случайно. Но, как известно, Его Величество Случай отмечает только избранных. В свои 23 года Зульфат обладает собственным стилем.
В жизни он человек самокритичный и не избалованный. Прекрасно сознавая все «рифы» профессии музыканта, предан музыке безмерно. На мир взирает с какой-то неповторимой радостью и почти детским удивлением. Его улыбка обескураживает. В общении ведёт себя просто и искренне, внимательно слушает, на вопросы отвечает рассудительно и радуется, если совпадают его собственные ожидания и вопросы собеседника. Поэтому, стоило ему появиться на сцене, публика мгновенно влюбилась в этого обаятельного музыканта очень высокого роста. После концерта он согласился ответить на несколько вопросов.
Вы перемещаетесь по свету с невероятной скоростью. География Ваших поездок разнообразна: страны Европы, разные города России. Вы живёте между небом и землёй?
- Ну, что Вы. Я живу в Казани, учусь в Казанской консерватории на пятом курсе. Просто приходится ездить с концертами. Вот приехал в Астрахань. У вас здесь такие леденящие ветра и необыкновенно доброжелательные слушатели.
В жизни каждого большого музыканта бывает встреча, которая в корне меняет его судьбу, его отношение к жизни, к искусству, к себе. А на Вашем творческом пути такая судьбоносная встреча уже состоялась?
- Да. Решающая роль в моей жизни принадлежит моему педагогу – Флоре Ибрагимовне Хасановой, профессору кафедры фортепиано Казанской государственной консерватории, народной артистке Республики Татарстан. У меня были прекрасные учителя и в музыкальной школе в Набережных Челнах: Розалия Кагарманова и Эльвира Ногманова. В Казани на одном из детских конкурсов меня услышала Флора Ибрагимовна и пригласила к себе. Так я оказался в Средней специальной музыкальной школе при Казанской консерватории. На занятиях с Флорой Ибрагимовной мне открылся совершенно новый необъятный мир. И вот уже 10 лет, фактически половину своей жизни, я занимаюсь в её классе. Общаться и работать с ней невероятно интересно! Она очень эмоциональный и импульсивный человек. При этом ведёт за собой неназойливо и просто, так, что каждый новый шаг доставляет радость.
Сегодня Вы исполняли Первый концерт Чайковского. Он получился необычным, без пафоса и эффектов. Да, в прессе о Вас читаем немало восхищенного удивления по поводу неповторимых интерпретаций разных сочинений. И всё же слышать НЕЖНЫЙ концерт Чайковского прежде не приходилось. А когда Вы впервые вышли на сцену с этим произведением русского музыкального гения?
- Первый концерт Чайковского – это необыкновенное произведение, его можно сравнить с главной вершиной, с Олимпом. Первый раз я услышал его в двенадцатилетнем возрасте. Музыка произвела ошеломляющее впечатление, тогда же решил, что непременно его сыграю. Думаю, каждый пианист испытывает такое потрясение от музыки Чайковского. Три года назад моя мечта осуществилась: будучи студентом второго курса консерватории, я впервые исполнял этот концерт. Над ним можно работать бесконечно. Поэтому приглашение Валерия Владимировича Воронина выступить сегодня с симфоническим оркестром астраханского театра оперы и балета меня невероятно обрадовало.
Вы довольны своим выступлением?
- Конечно, нет. Ни один нормальный музыкант не может быть доволен собой.
В каком репертуаре Вы чувствуете себя наиболее комфортно?
- (немного помедлив) Думаю, в настоящее время особенно привлекает романтизм русских композиторов, прежде всего – Петра Ильича Чайковского, Сергея Васильевича Рахманинова. Постепенно начинаю приближаться, как мне кажется, к пониманию музыки Шопена, Шумана. Был опыт исполнения интермеццо Брамса из опуса 118, но, честно признаться, пока для меня это не просто, далеко, что ли.
А музыка современных композиторов? Джаз?
- Сочинения современных композиторов мне интересны. С огромным удовольствием играл потрясающую Чакону Софьи Губайдуллиной на Международном конкурсе пианистов им.Софьи Губайдуллиной в Казани в 2012 году. Большое впечатление произвела на меня музыка Николая Капустина, мне посчастливилось исполнить один из его интересных концертных этюдов.
К джазу у меня сложно отношение. Сегодня многие играют джазовые композиции и не всегда удачно. Часто эти опыты не вызывают восторга. Я люблю традиционный джаз.
Как Вы относитесь к игре в ансамбле?
- Конечно, мне приходилось играть с другими исполнителями. В консерватории, как известно, есть класс камерного ансамбля. Всё изменилось, когда в концерте, посвящённом творчеству Астора Пьяццоллы, вместе со скрипачом Арсланом Сайфи и виолончелистом Сергеем Пономарёвым мы исполняли цикл «Четыре сезона в Буэнос-Айресе» в переложении для фортепианного трио. Какая музыка!
В Вашей исполнительской деятельности есть пианисты, которые для Вас являются эталоном совершенства?
- Я ждал такого вопроса. Скажу, что невозможно выделить кого-то одного. У каждого исполнителя есть свои достоинства и особенности. Но, признаюсь, бесконечно могу слушать записи Эмиля Гилельса – он был гигантской личностью.
В заключении нашей беседы, позвольте, ещё раз выразить Вам своё восхищение. Хочется надеяться, что в недалёком будущем ещё не раз услышит Вас астраханская публика. Творческих удач Вам!
С пианистом беседовала Наталия Калиниченко
Астраханский театр оперы и балета в рамках проекта «Шедевры русского балета — великие учителя танцев»...
Крупные театры, как утверждает мировая практика, способны развиваться и зарабатывать, как крупные корпорации и холдинги.
Балет «Спящая красавица» давно стал своего рода пособием для танцовщиков, а благодаря своей художественной гармонии...