Образ хрупкой и героической Чио-Чио-сан по прозвищу Баттерфляй (бабочка, мотылёк) стоит в ряду самых привлекательных героинь оперной сцены и принадлежит к вершинам вокального и драматического искусства. Оказавшись между двумя мирами, двумя культурами, оставленная возлюбленным и проклятая родными, героиня убивает себя, чтобы сохранить свою честь.
Как правило, уже одного сюжета «Мадам Баттерфляй», пропетого гениальной музыкой Пуччини, достаточно для сочувственной – как минимум – реакции публики. Постановщики сделали непростой выбор: отказавшись от ресурса эмоционального воздействия, вдохновились главной идеей – созданием атмосферы, в которой раскрываются новые ассоциации, образы, символы произведения.
Баттерфляй увидена и услышана создателями спектакля как воплощение естественности и загадочности Японского искусства. Это и заставляет с первого же появления героини предчувствовать её обречённость: природа совершенна, человек уязвим.
Сценография спектакля опирается на символическую условность японского искусства и создает на сцене как бы мир души Баттерфляй - любящей, страдающей, изменяющейся, резко противопоставленной тому бездушному, холодному миру, воплощением которого является Пинкертон.
Постановка Астраханского театра заставляет поверить в то продолжение истории Чио-Чио-сан, которое придумал уже в ХХI веке Масахико Симада в книге «Хозяин кометы»: «Чио-Чио-сан в последние свои дни не могла и мечтать о том, что её любовь передастся далеким потомкам и повлияет на них. Любовь искажает радости и печали, разрушает рациональное, даже подвергает жизнь опасности, но она не заканчивается, не погибает, она и сегодня живет в ком-то из нас. Даже если возлюбленные умерли и о них забыли, их неисполненные желания воскресают в будущем».
Музыкальный руководитель и дирижёр Валерий Воронин
Режиссёр-постановщик Ольга Маликова
Художник-постановщик Елена Вершинина
Художник по костюмам Елена Вершинина
Хормейстер-постановщик – заслуженный деятель искусств России Галина Дунчева
Художник по свету Елена Вершинина