Монолог о «Князе Игоре»

02.10.2014 13:51
834
Монолог о «Князе Игоре»

5 и 6 сентября 2014 года на Соборной площади Астраханского кремля свершилось беспрецедентное событие: в течение двух вечеров около 20 000 зрителей увидели новую грандиозную постановку Астраханского государственного театра Оперы и Балета оперу прекрасного русского композитора Александра Порфирьевича Бородина «Князь Игорь». Этот спектакль взбудоражил весь город. Многочисленные отклики заполонили СМИ Астрахани, Волгограда, Москвы и других регионов. Своими впечатлениями об увиденном спектакле поделилась Раиса Алексеевна Захарова – старший научный сотрудник Отдела зарубежного искусства Астраханской государственной картинной галереи им. П.М. Догадина. Раиса Алексеевна –  человек не равнодушный, искренне радующийся всем культурным событиям в родной Астрахани и за её пределами.

 

Опера Бородина «Князь Игорь» сегодня чрезвычайно актуальна. В нашей жизни, развивающейся  на пересечении всевозможных энергий, событий, культур и историй, новый спектакль Астраханского государственного театра Оперы и Балета и сам стал частью астраханской истории и астраханских реалий. Этот спектакль не случаен. Я называю спектаклем большое драматургическое полотно, объединившее  архитектуру,  музыкальную часть, балет и  рождённую самим городом атмосферу. После спектакля большинство зрителей испытали явную эйфорию. Мы уходили наполненные музыкой, событиями, драмой. Драмой монументальной, интимной и очень современной. Благодаря грамотному выбору знаковых прочтений, она нашла отклик в душе каждого и стала личным событием. Все, кто смотрел это роскошное действо, очарованы спектаклем. Это был и мой личный праздник! Великое счастье, что у нас в городе появился ТАКОЙ театр!

Дмитрий Рогулин.jpg«Князь Игорь» - объёмная работа, выполненная чрезвычайно качественно, на высочайшем творческом уровне! Я не могу даже представить всех усилий, которые потребовались от коллектива для осуществления этой работы. Техника (звукорежиссура, свет, видеоинсталляции, осуществление трансляции в режиме он-лайн) – это фантастика и загадка. Технический антураж спектакля сделан настолько деликатно, что вся механика осталась незаметной для слушателей. Захватывало само действо, срежиссированное Константином Балакиным и поддержанное великолепным оркестром. Отдаю дань Художественному руководителю и дирижёру Валерию Воронину, который создал такую мощную музыкальную полифонию! Казалось,  что мы находимся внутри, в эпицентре этого объемного звука и вибрируем вместе с ним. 

Среди исполнителей меня потряс хор. Я постоянно отмечаю и вновь повторю, что в астраханском театре хор, ведомый Галиной Дунчевой, обладает особым качеством и фантастической органикой. Слушая его, кажется, что звучит один голос («единые уста» 60 человек)! Во всех сценах оперы Бородина они пели единодушно и настолько красиво, что захватывало дух!

Я долго размышляла о рисунке роли Князя Игоря в исполнении Руслана Сигбатулина. Он пел душой русского человека. Его Князь Игорь мягок, мужественен и лиричен. Убеждена, что такое прочтение может иметь место, оно оправдано двусмысленной ситуацией, в которой действовал герой. Для молодого певца мощная роль в опере Бородина – подлинный подарок судьбы! Исполнители других ролей тоже хороши. Фантастическое впечатление оставили исполнительницы женских ролей. Елена Разгуляева (Ярославна), Наталья Воробьёва и Зинаида Дюжова (Кончаковна), Альбина Шакирова и Евгения Старцева (половецкая девушка), Елена Малышева и Екатерина Чернышёва (няня Ярославны) меня потрясли. Мастерство артистов астраханского театра, а также певцов, приглашенных из других театров – Александра Никитина (Санкт-Петербург), Али Аскерова (Баку), Андрея Валентия (Минск), – заставило звучать спектакль на столичном уровне.

Суханкин 9.jpg

Отдельная тема – балет. В Половецких плясках зрители увидели настоящую феерию цвета, пластики и жеста. Молодая  балетная труппа под руководством Константина Уральского растёт стремительными темпами. Думаю, в дальнейшем мы увидим немало первоклассных постановок.

Особый восторг у меня вызвали костюмы, задуманные Еленой Вершининой. Они были выполнены из высококачественных материалов, прекрасно сидели и не сковывали пластику артистов. В костюмах выдержан национальный колорит с изысканностью, изобретательностью и шармом, без излишней прямолинейности. Благодаря выразительным костюмам каждая сцена превращалась в настоящее художественное полотно. Я не могу согласиться с меломанами, иронизировавшими по поводу излишней роскоши в облачении героев и обилия драгоценностей в женских нарядах. Хочу напомнить, что парадный русский великокняжеский гардероб был намного роскошнее. Кроме того этого «требовали» естественные декорации архитектурного памятника и великолепие Успенского собора, на фоне которого всё теряется. Для этого понадобилась видеопроекция, мне ближе термин, принятый в изобразительном искусстве, – видеоинсталляция.

Видиоинсталляции достаточно старый вид искусства, с давних времён хорошо известный на Западе и часто используемый многими современными художниками. В спектакле видеоинсталляции превратились в один из оживляющих элементов. Они вводились чрезвычайно деликатно, заставляя звучать сам собор. Собор как архитектурное сооружение превратился в отдельный элемент драматургии. В нём появилась живая музыка, которая «звучала» в унисон с оркестром и солистами. На мой взгляд, некоторые нюансы нуждаются в доработке. К примеру, скорректировав время демонстрации и масштабы фигур, проецируемых на собор, можно было внести больше динамики в некоторые сцены. К примеру, достаточно долго выдерживался женский образ. В целом изображения, возникавшие во время проекции, превратились в очень убедительные и очень сильные аргументы. Они не мешали восприятию. Они дополняли его и вносили современные акценты.

Роман Шейн 3.jpg

Меня поразило, как деликатно удалось провести светскую линию на фоне культовых зданий. Все переживали, ведь среда, в которой разворачивался спектакль, была очень хрупкой и риск невероятный. Так хотелось, чтобы всё получилось.

Два с половиной часа прошли на одном дыхании. Тысячи зрителей, оказавшиеся в контексте событий, ощущали себя современниками развивавшегося действия и были объединены единым патриотическим порывом. Именно так народ должен собираться перед важными испытаниями.

Огромное спасибо всем создателям спектакля и всем тем, кто оказывал ему поддержку!  Опера «Князь Игорь» на Соборной площади Астраханского кремля – СОБЫТИЕ года!!!

 

Раиса Захарова

Идея, запись и литературная обработка монолога – Наталии Калиниченко.

 

Другие новости все новости


Астраханский театр оперы и балета приглашает на Гала-концерт
14
сен
2022

Астраханский театр оперы и балета приглашает на Гала-концерт
14.09.2022

18 сентября в 18:30 состоится Гала-концерт с участием лучших артистов театра.

«Раймонда» - апогей классического романтического балета
13
сен
2022

«Раймонда» - апогей классического романтического балета
13.09.2022

15 и 16 октября в Астраханском театре оперы и балета состоится премьера балета «Раймонда».

Выставка «Многогранная Астрахань» в театре оперы и балета
12
сен
2022

Выставка «Многогранная Астрахань» в театре оперы и балета
12.09.2022

С 18 сентября 2022 года в театре проходит совместная выставка художника Карине Бабаян и фотографа...

Московский театральный критик Александр Матусевич о "Хованщине" в Астраханском кремле
9
сен
2022

Московский театральный критик Александр Матусевич о "Хованщине" в Астраханском кремле
09.09.2022

Фестиваль "Русские оперы в Астраханском кремле" отметил первый юбилей.

Юрий Клевцов - наш новый балетмейстер
6
сен
2022

Юрий Клевцов - наш новый балетмейстер
06.09.2022

Нашим главным балетмейстером в этом сезоне стал российский артист балета и балетмейстер, педагог Юрий Клевцов.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!