11 декабря в 18 часов в рамках программы Министерства культуры РФ «Творческие проекты региональных филармоний» на Большой сцене астраханского государственного театра оперы и балета состоится гала - концерт «Музыка как судьба». Концерт приурочен к 100-летию замечательного советского и российского композитора, пианиста Георгия Свиридова и к 90-летию советской и российской оперной певицы Ири́ны Архи́повой
Программу гала-концерта откроет знаменитая «Патетическая оратория» Свиридова на слова Владимира Маяковского для баса, меццо-сопрано, смешанного хора и оркестра, также в концертной программе прозвучат любимые всеми свиридовские «Романс», и «Вальс» из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель» и сюита «Время, вперёд»! А ещё слушатели смогут насладиться увертюрами, ариями, дуэтами, написанными известными композиторами XIX столетия к операм «Царская невеста», «Орлеанская дева» , «Кармен» и другим…
В гала – концерте примут участие солисты из Москвы, Санкт-Петербурга, хор и симфонический оркестр Астраханского государственного театра Оперы и Балета под управлением Валерия Воронина.
Свиридов, не тяготевший к «абстрактным» музыкальным жанрам, сочинявший, как правило, музыку текстовую, очень любил работу для театра и кино. В 1964 году к нему обратился известный артист и кинорежиссер В. Басов, приступавший к съемкам кинофильма «Метель» по пушкинской повести. Композитора привлекла идея воссоздать в музыке образ современной Пушкину провинциальной России. Он исходил из интонаций, бытовавших в начале XIX века: вальсовых, маршевых, романсовых, перезвона бубенцов, всегда висевших на дугах ямщицких лошадей. Но эти простые, подчас наивные интонации одухотворены им, использованы творчески, с особым, присущим только Свиридову настроением. Музыка зазвучала как ретроспектива давно ушедшей, но милой, привлекательной, вызывающей ностальгическое чувство жизни.
«Вальс» — открывается призывными фанфарами, после которых вступает непритязательная мелодия с характерным для вальса аккомпанементом (бас на первой доле и аккорды на второй и третьей). В нем нет пышности и великолепия бального танца. Кажется, он звучит в непритязательной обстановке домашнего праздника, в небогатой усадьбе или в саду провинциального городка. Мелодия, длительно разворачивающаяся то у скрипок, то расцвечивающаяся тембрами деревянных инструментов, неприхотлива, но обаятельна.
«Романс» - после четырех тактов вступления начинается привычным для бытового музицирования отыгрышем рояля. Скрипка соло запевает мелодию романса, основанную на попевках, типичных для романсовой музыки середины XIX века, но разворачивающуюся все шире, привольнее. Солирующий альт «подпевает», словно второй голос в дуэте, затем их сменяют флейта и гобой, потом к пению присоединяется английский рожок. А рояль продолжает меланхолично исполнять свою партию — долгий бас на первой доле и два аккорда арпеджиато, словно подражающие арфе, которая, однако, также вступает с длящимися по целому такту аккордами. Музыка становится более взволнованной, достигается кульминация, в которой роль солиста берет на себя труба, а подпевать ей начинают валторны. В заключении все утихает, кларнет и солирующая виолончель завершают дуэт.
Билеты на гала-концерт приобретайте в кассе и на сайте Chudobilet Тел 21-16-30
Три года назад Астраханский государственный театр оперы и балета представил мировую премьеру оперы Сергея Дягилева...
1 декабря состоялся показ балета «КаренинА», который был отобран на очный просмотр экспертами Российской Национальной театральной Премии «Золотая...
В этот день примите от коллектива Астраханского государственного театра оперы и балета пожелания счастья,крепкого здоровья...