Артисты оркестра Астраханского государственного театра оперы и балета (к слову, выпускники Астраханской консерватории) представили программу под названием «Танцы XV–XVII веков».
…Выйдя из быстрого лифта на шестом этаже, сразу попадаешь в темный мир Чёрного зала Астраханского государственного театра оперы и балета. На полу – изысканный канделябр с зажженными свечами, полукругом стоят стулья зрителей, в центре, выхваченные двумя лучами прожекторов, в настороженном загадочном полумраке – квинтет музыкантов-инструменталистов. Все располагаются, затихают… Без особых предварительных слов, объяснения особенностей концерта слаженно зазвучала элегантная многосинкопированная, средневековая музыка эпохи Ренессанса. Задавленный алеаторическими изысками нынешних композиторов музыкальный слух современных меломанов в этот вечер отдыхал на ясных и читаемых формах, на красивых гармониях, прихотливом танцевальном ритме диковинных танцев. Минимум конферанса, с лишь короткими объявлениями названий кротких пьес и имен композитов. 7 ноября 2014 года астраханский зритель, пожалуй впервые, познакомился с произведениями композиторов Пьера Аттеньяна и Эразмуса Видмана. Всего в программе было около 20 танцев эпохи Возрождения. Всеобщее тогда увлечение танцем охватило Европу XVI века. Для того времени это был скорее всего «музыкальный авангард», потому что под воздействием идеалов итальянского Возрождения церковные запреты постепенно исчезали, и тяга к земным радостям постепенно привела ко все более свободной танцевально-песенной моде. И еще, важным завоеванием той эпохи стало изобретение способов нотопечатания: издаваемые уже большими тиражами, ноты танцев начали переходить из одной страны в другую. Каждая страна уже привносила свой колорит. Торжественные испанские паваны и итальянские пассамеццо, групповые круговые французские бранли, степенные немецкие аллеманды, живые, энергичные гальярды «путешествовали» по Европе.
Как сообщают различные источники, первым нотопечатником в Париже был Пьер Аттеньяни. За период своей деятельности (1528-1552 гг.) он опубликовал около 1500 песен и множество сборников танцев. Они написаны просто, их относительно легко сыграть и, естественно, удобно танцевать. Очарование этих пьес, что и продемонстрировали студенты и выпускники Астраханской консерватории, в их непосредственности.
В начале XVII века танцевальные пьесы начали объединять в концертные сюиты. Название и ритмическая схема танцев сохранялись, но роль их была уже другой: их не столько танцевали, их больше слушали. Немецкий композитор Эразмус Видман (1572-1634) публикует сюиту паван и гальярд, где в форме танцев представляют серию музыкальных портретов, и каждый танец ассоциируется с определенным женским образом. В целом, цикл разбился на танцы повествовательные, лиричные, народные, но все вместе – очень галантные, утонченные, изысканные.
Итак, яркие произведения эпохи XV–XVII веков в этот вечер собрали в концерте артисты ансамбля «INVERNO» (Валентин Рулёв и его друзья-коллеги) Театра оперы и балета. Вечер получился изысканным и приятным, в кругу интересных собеседников-слушателей.
Константин Гузенко
Балет «Спящая красавица» давно стал своего рода пособием для танцовщиков, а благодаря своей художественной гармонии...
В минувшие выходные в Астраханском театре оперы и балета семьи с детьми пригласили на...
Два вечера на Большой сцене Астраханского театра оперы и балета, 14 и 15 сентября вновь...