О нас пишут...

25.06.2012 00:00
1188
О нас пишут...

           Премьера уходящего театрального сезона прошла. Два дня (22 и 24 июня) потрясли астраханскую публику. Около четырех часов шла премьера оперы П. Чайковского «Пиковая дама» в Астраханском государственном театре оперы и балета. Спектакль состоялся в старом здании по ул. Калинина.  Постановка получилась грандиозной. Аншлаг. (К слову, были и те одинокие зрители, что бормоча что-то себе под нос, уходили в антрактах). Три действия, семь картин. В каждой – своя мизансцена, световая партитура. Символы. Их было много, порой даже слишком много. Как в шахматной партии, слушателю приходилось постоянно быть в напряжении, предугадывая следующий ход и анализировать прошедшие схемы. У каждого, скорее всего, были свои версии увиденного действия. Мне показалось, например, что мы наблюдаем театр в театре, причем есть в нем есть некий кукловод (а может – судьба), который ведет по жизни человека, слабого и малодушного. И опять – символы, символы, символы.

 Пиковая ДАМА.jpg

«Пиковая дама» Чайковского – опера из тех произведений, что давно завоевали Восток и Запад, ставятся в театрах мира достаточно часто. В отличие от М. Глинки с его итальинизмами и национальным бельканто, а также после изысков славянской философии М. Мусоргского, полусумасшедший Герман П. Чайковского, предаваемый любовной страсти и маниакальным стремлением к богатству, у современного зрителя находит живейший отклик. Современный мир, кажется, сходит с ума, продолжая поиски загадочной русской души. Кроме того, музыку

П. Чайковского, гениальную от первого до последнего звука, ничего уже не может испортить. (Вспомним рассказы о нашумевшей премьере в Париже, когда текст на фоне музыки…проговаривался!

Идеи братьев Чайковских в астраханской постановке тоже корректируются, а порой, и вовсе отменяются.

Художественный руководитель театра Валерий Воронин сказал, что над данной оперой театр работал довольно серьезно в течение 1,5 лет: «Рождение нового спектакля – это экзамен, своеобразный эксперимент. «Пиковая дама» выбрана неслучайно, Чайковский сегодня остается, как никогда актуальным. У него нет ничего лишнего ни в форме, ни в музыке, ни в оркестровке. В опере ярко выражена русская душа: широкая, азартная страстная. Идеально выстроена и музыкальная драматургия, наполненная внутренним, глубоким смыслом». Для режиссера театра Константина Балакина, работающего с ноября прошлого года, это первая постановка в Астрахани. По его словам, страсти Чайковского ассоциировались у него с картинами бельгийского художника-сюрреалиста Рене Магритта: «Игра на грани страстности и отстраненности, некое колоссальное психологическое напряжение. Не жизнь, а магия и волшебство». К. Балакин отметил насыщенную постановочную часть спектакля: «В нем семь картин, каждая из которых несет световое решение и оформление». Добавим, в постановке угадываются и другие явные ассоциации – с картинами Сальвадора Дали, Гойи, сюрреалистов ХХ века. Однажды, отвечая на вопрос о своем стиле, астраханский художник Шамиль Такташев мне сказал: «У меня – фантастическая реальность».  В режиссерском прочтении П. Чайковского много фантастического и реального. Приглашенный на премьеру столичный тенор, лауреат международных конкурсов  Михаил Векуа в спектакле исполнял партию Германа: «Эту роль нельзя просто петь, ее надо проживать, и если этот синтез состоялся, то роль удалась». Векуа сказал, что ему понравилось оригинальное прочтение оперы и современная музыкальная форма. Партию Лизы исполнила ведущая солистка Астраханского театра оперы и балета, лауреат международных конкурсов 

Пиковая дама.jpg

Елена Разгуляева

 

Можно только восхищаться музыкальным уровнем спектакля!

Об этом за кулисами сразу после премьеры говорили восторженные слушатели. Среди них и региональный министр И. Тарасова, которая, не боясь испачкаться актерским гримом, воодушевленно расцеловала главного героя оперы.

Пиковая дама_.jpg.

Такого в Астрахани еще не было! Можно «говорить и спорить» по поводу концепции спектакля, но одно ясно – это стало знаковым событием сезона 2011-2012 года. Ярки исполнители, четкая режиссерская цветовая-световая палитра, выстроенность  и символичность многих мизансцен,  и, наконец, эпатажность – сделали эту постановку событием…

 

К. Гузенко

(Фото И. Ротанова и К. Гузенко)

 

 

 

В разделе Фото нашего сайта можно посмотреть фотографии

Другие новости все новости


В Год Семьи астраханцев приглашают в музыкальное сказочное путешествие
10
сен
2024

В Год Семьи астраханцев приглашают в музыкальное сказочное путешествие
10.09.2024

В минувшие выходные в Астраханском театре оперы и балета семьи с детьми пригласили на...

"Любовь к трём апельсинам" открывает XXIX театральный сезон!
10
сен
2024

"Любовь к трём апельсинам" открывает XXIX театральный сезон!
10.09.2024

Два вечера на Большой сцене Астраханского театра оперы и балета, 14 и 15 сентября вновь...

В Астраханском театре оперы и балета реализуется Всероссийский образовательный проект
6
сен
2024

В Астраханском театре оперы и балета реализуется Всероссийский образовательный проект
06.09.2024

В рамках Всероссийского проекта "Музыкальные истории от барокко до классицизма" на площадках Астраханского театра оперы...

Театр оперы и балета готовится к Всероссийскому фестивалю школьных хоров «Поют дети России»
5
сен
2024

Театр оперы и балета готовится к Всероссийскому фестивалю школьных хоров «Поют дети России»
05.09.2024

С 29 августа по 8 сентября 2024 года в г. Астрахани проходит финальный этап Всероссийского...

Светлана Захарова в очередной раз покорила астраханцев
4
сен
2024

Светлана Захарова в очередной раз покорила астраханцев
04.09.2024

Международный фестиваль классического искусства «Каспийские сезоны», который проходил в рамках национального проекта «Культура», завершился выступлением...

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!