Поклонники астраханской балетной труппы с нетерпением ожидают премьеры балета «Андрей Рублёв». Несколько дней отделяют зрителей от этого знаменательного события. Масштабный замысел, в центре которого символическая личность неповторимого русского художника средневековой Руси, объединил создателей нового спектакля. По заказу театра, художественного руководителя, главного дирижёра Валерия Воронина и балетмейстера Константина Уральского, музыку к балету написал известный московский композитор Валерий Кикта. Валерий Григорьевич – представитель старшего поколения отечественных композиторов. Его творчество, развивающее лучшие традиции московской композиторской школы, широко известно в России и за её пределами. В процессе напряжённой работы над партитурой нового балета В.Г. Кикта посетил Астрахань. Во время астраханской встречи композитор и хореограф обсуждали насущные проблемы будущего спектакля. Несмотря на плотный график своего краткого визита, Валерий Григорьевич любезно согласился ответить на несколько вопросов. Разговор с маэстро начался с балетной темы, обсуждение которой естественно переплеталось с дорогими его сердцу воспоминаниями.
В композиторской среде Вы – один из самых верных рыцарей балета. В списке Ваших сочинений значатся 11 балетов («Андрей Рублёв» станет двенадцатым), три фильма-балета. Откуда такая страсть к этому жанру?
– Причина простая. Первым балетмейстером, с которым мне посчастливилось работать, был Ростислав Владимирович Захаров. Он всегда приглашал молодых композиторов. Будучи руководителем Балетной труппы Завода Серп и Молот (очень известной в столице), он обратился ко мне, студенту Московской консерватории, с заманчивым предложением. В 1963 году для его труппы и был написан мой первый балет «Золотая пора» о молодёжи, поднимающей целину.
Я часто бывал у него дома. Ростислав Владимирович ввёл меня в балетный мир и познакомил с легендарными балеринами Большого театра: Мариной Семёновой и Раисой Стручковой. А после окончания консерватории мне волей неволей пришлось писать балеты. Теперь уже мои студенты делают работы с их выпускниками.
Став главным редактором журнала «Балет», Раиса Степановна Стручкова предложила пригласить меня в его редколлегию. И вот так пошло. Один, второй, третий балет и так далее.
Так что связь с балетом – прямая и непрекращающаяся.
Думаю, между Вашей первой работой и нынешним визитом существует мистическая связь. Дело в том, что Ростислав Владимирович Захаров был коренным астраханцем, очень любил этот знойный город и в детстве жил в нескольких кварталах от нашего теперешнего театра оперы и балета.
– Неужели?!!! Я этого не знал.
Замыслы многих Ваших сочинений связаны с историей и культурой Древней Руси. Не могу не вспомнить симфоническую летопись и балет «Владимир-Креститель», ораторию «Княгиня Ольга», симфонические «Фрески Софии Киевской», хоровые «Пасхальные распевы Древней Руси», баллады для баса «Из древнерусского эпоса», камерное сочинение для гобоя «Поклонение Яриле», наконец, музыку к замечательному мультфильму «Василиса Микулишна» и так далее.
Древняя Русь, доисторическая Русь – это Ваша тема?
– Скажу так – это одна из центральных тем. Я ведь родом с Украины. История всегда меня волновала. В 1951 году мама отвезла меня в Москву на экзамены в хоровое училище. Там строгий Александр Васильевич Свешников сам принимал экзамены. Вскоре его государственный хор вместе с хором мальчиков отправились на гастроли в Киев. Так я впервые в жизни попал в один из красивейших городов мира. Свешников сразу же направил нас в Лавру, сам водил и всё рассказывал, расшифровывал. В 9 – 10-летнем возрасте я впервые попал в такую необыкновенную атмосферу! Впечатления прочно запали в мою детскую душу и навсегда закрепились в памяти. Много лет спустя во время очередной поездки в Киев я увидел фреску с изображением Княгини Ольги в хранилище Софии Киевской, которую обычно никому не показывают. А однажды я оказался в Злато-Верхнем Михайловском монастыре. Немцы взорвали его во время отступления. В конце ХХ века его полностью восстановили на пожертвования прихожан. Поэтому средневековая Русь – одна из центральных тем для меня. Секретов нет никаких.
Ваше частое обращение к хоровой музыке тоже объясняется детскими впечатлениями и хоровым образованием?
– Конечно! Волей-неволей, потому что у нас преподавали мастера хорового дела. Александр Юрлов вел дискантов, а Владимир Минин – альтов. Когда партии были разучены, приезжал Александр Васильевич Свешников и соединял хор воедино. Мы столько перепели в годы учёбы! Поэтому хоровую музыку знаю хорошо. Пока всё это сам внутри не проживёшь, настоящую хоровую партитуру не напишешь.
Благодаря деятельности Свешникова, Юрлова и Минина и их неповторимых коллективов мир услышал древний пласт русской хоровой музыки.
– Да! Александр Александрович Юрлов в 1960-е поднял Республиканский хор. Пели русскую духовную музыку, включая Рахманинова. Тогда же мне посчастливилось познакомиться с Иваном Семёновичем Козловским (моё поколение помнит его непревзойдённого Юродивого в опере Мусоргского «Борис Годунов»). Он сам в детстве пел в церковном хоре и любил выступать с хором мальчиков.
Общение с Иваном Семёновичем, продолжавшееся в течение 40 лет, сыграло большую роль в моей судьбе. Естественно, приходилось частенько бывать и у него дома. А дом, скажу я Вам, был необыкновенный! Там я услышал чудесный рояль, подаренный Надеждой Андреевной Обуховой, увидел иконы – дар Елены Климентьевны Катульской, а ещё – оригиналы эскизов Васнецова для Владимирского собора в Киеве.
В числе исполнителей Ваших сочинений – первые лица отечественной и мировой музыкальных культур. Ваш новый балет «Андрей Рублёв» предназначен для молодой астраханской балетной труппы. Как Вам с ними работается?
– Современная молодёжь необычайно талантлива. Я уверен, что всё получится! К тому же я очень давно знаю Константина Уральского, помню его ещё студентом. Он ставил фрагменты из моего балета «Дубровский». Мы хорошо понимаем друг друга.
Конечно, рассуждать о предстоящей постановке ещё рано. Но, может быть, Вы приоткроете некоторые секреты самой партитуры. Каков состав музыкантов-исполнителей, какова музыкальная стилистика партитуры? Что ждёт астраханских зрителей?
– «Андрей Рублёв» – это двухактный балет. Его главная тема – трагическая судьба художника в России. Партитура соединяет симфонический оркестр и смешанный хор. Звучание голосов а’капелла поможет воссоздать атмосферу средневековья. В музыке балета не будет цитирования музыкальных источников того времени. Музыкальный стиль основан на сочетании строгой диатоники и хроматики, на переплетении традиционной славянской интонации и современности. Главная музыкальная тема балета – это красивый хоровой монолог. В оркестре его светлые краски связаны с тембром гобоя, а благодаря передаче другим инструментам образ приобретает мрачные оттенки. Есть в балете и очень важный образ Юродивого, который является одним из важнейших смысловых акцентов произведения.
Вы – один из обладателей премии «Душа танца». Весной 2015 года такую же премию вручили Константину Уральскому. Сразу две Души танца – не многовато ли для одного «Андрея Рублёва»?
– (смеётся) Не ожидал такого вопроса. Думаю, что это хорошее сочетание. Тем более если речь идёт о балете «Андрей Рублёв».
На премьеру приедете?
– Хотелось бы… Если честно, я очень волнуюсь.
Интервью подготовила Наталия Калиниченко