font-size

«ПИКОВАЯ ДАМА» П. ЧАЙКОВСКОГО В АНТУРАЖЕ ПОЛОТЕН Р. МАГРИТТА

20.11.2012 00:00
420
«ПИКОВАЯ ДАМА» П. ЧАЙКОВСКОГО В АНТУРАЖЕ ПОЛОТЕН Р. МАГРИТТА

22 и 24 июня 2012 года в Астраханском государственном театре оперы и балета состоялось – не побоюсь этого выражения – грандиозное событие – премьера оперы П. Чайковского «Пиковая дама». По своей значимости и степени новизны, обусловленной наличием сверхидеи и без того сверхидейного опуса композитора, явившегося одним из лучших достижений оперного жанра «всех времен и народов», эта постановка сравнима с лучшими образцами концептуального искусства, так стремительно ворвавшегося в область музыкальной режиссуры в конце ХХ столетия. Сверхидея постановки «Пиковой дамы» в Астраханском театре (постановка и сценография К. Балакина) базировалась на соотношении персонажей и образов, представленных в опере, с персонажами и образами картин бельгийского художника-сюрреалиста Рене Магритта, полотна которого известны гиперболизированным, психологически-обостренным мировосприятием, не только отразившим основные черты сюрреализма как знакового направления 20-30-х годов прошедшего века, но повлиявшим в последующие десятилетия на становление так называемого готического мистицизма.

ПД_1.png

Постановщик в одном из своих интервью заметил: «На этот раз я решил обдать “Пиковую даму” холодом. Пучину страстей Чайковского захотелось рассмотреть под увеличительным стеклом. Возможно, поэтому возникли ассоциации с картинами Рене Магритта: падающие с неба “германы”; влюбленные в платках, закрывающих их лица; комната, заполненная распустившейся красной розой; скульптурные элементы в человеческих фигурах… Вроде бы обобщенные образы, но за каждым обобщением у Магритта всегда стоит индивидуальность. Так за фигурой человека в котелке мы видим одного из толпы. И этот один противостоит толпе или даже пейзажу, в котором он размещен. Из сюрреалистического сочетания несочетаемого возникает парадоксальная игра на грани страстности и отстраненности, новая, простите за тавтологию, нереальная реальность. Еще в картинах Магритта есть хичкоковский саспенс: напряжение и тревога, переходящие в страх. На первый взгляд все спокойно, гармонично, но не покидает ощущение, что в любой момент может произойти катастрофа. Такое колоссальное психологическое напряжение, свойственное и Чайковскому и Магритту, привело меня к сценографическому решению нашего спектакля»[1]. Действительно, в рамках представленной астраханской публике постановки художественные миры и мировосприятия Чайковского и Магритта оказались близки. Особенно – в плане символики. Например, Герман композитора был обличен в темный костюм, служащий средством стирания личностной персонификации на многих картинах художника. Художник по костюмам Е. Вершинина заметила: «Образ Германа лишен индивидуальности, он один из многих, вышедших из дождя. Такой “герман”, стремящийся обрести власть над другими, может быть внутри каждого из нас»[2]. Лиза тонет не в пучине Зимней канавки, а запутывается в чарах красной розы, ставшей на знаменитом полотне Магритта символом чрезмерной прекрасности, способной заполнить ум и пристанище любого человека, ищущего эту самую прекрасность. Графиня явилась обобщенным фантомным образом с распускающимися на сцене крыльями гарпии. Кто знает, может именно так и представлял этих персонажей Чайковский?

ПД_2.png

С одной стороны, новаторская трактовка оперы ожидалась местной публикой, поскольку новый состав труппы, новая администрация театра должны были произвести впечатление, показать и главное доказать свой творческий потенциал. С другой стороны, показанная «Пиковая дама» потрясла не только, как кажется, уникальным режиссерским решением, но и прекрасным музыкальным рядом, четкой спаянностью вокалистов и инструменталистов.

ПД_3.png

В итоге хочется пожелать коллективу Астраханского государственного театра оперы и балета, руководимого М.В. Астаниным и В.В. Ворониным, новых творческих достижений, может быть и не столь радикальных, но, безусловно, интересных и заслуживающих внимания с эстетической и художественной точки зрения.  

 

 

В.О. Петров,

кандидат искусствоведения,

доцент кафедры теории и истории музыки



[1] Навязчивая идея «Пиковой дамы». Интервью О. Власовой с К. Балакиным // «Пиковая дама» П. Чайковского. – Астрахань: Астраханский государственный театр оперы и балета, 2012. С. 18.

[2] Пугающий мир «германов» // «Пиковая дама» П. Чайковского. – Астрахань: Астраханский государственный театр оперы и балета, 2012. С. 18. С. 22.

Другие новости все новости


Послушать классику и помочь нуждающимся детям
17
Сен
2019

Послушать классику и помочь нуждающимся детям
17.09.2019

Звёзды оперы приглашают на благотворительный концерт «Искусство ради жизни»

27 сентября лучшие концертмейстеры  мира соберутся в Астрахани
16
Сен
2019

27 сентября лучшие концертмейстеры мира соберутся в Астрахани
16.09.2019

Международный форум «Молодые солисты оперы. Начало пути»

Музыкальный фейерверк на сцене Астраханского театра Оперы и Балета
14
Сен
2019

Музыкальный фейерверк на сцене Астраханского театра Оперы и Балета
14.09.2019

Яркий и насыщенный гала - концерт открыл новый 24 -ый театральный сезон

Приглашение в новый сезон
13
Сен
2019

Приглашение в новый сезон
13.09.2019

Не пропустите главное театральное событие

«Музыка дождя»
13
Сен
2019

«Музыка дождя»
13.09.2019

21 и 22 сентября солисты Астраханского театра Оперы и Балета представят новую концертную программу

«Оперные страсти или … опера-гала»
13
Сен
2019

«Оперные страсти или … опера-гала»
13.09.2019

18 сентября радио «Орфей» представит авторскую передачу Николая Рыбинского