ПРЕМЬЕРА! опера "БОРИС ГОДУНОВ"

04.03.2013 00:00
1268
ПРЕМЬЕРА! опера "БОРИС ГОДУНОВ"
6 и 7 марта 2013 г. 
 в Астраханском театре Оперы и Балета состоится премьера
 народной музыкальной драмы Модеста Мусоргского «БОРИС ГОДУНОВ» Музыкальный руководитель и дирижёр – Валерий Воронин
 Режиссёр-постановщик – Константин Балакин 
Художник-постановщик – Елена Вершинина 
Хормейстер-постановщик – Галина Дунчева 
 Художник по свету – Ирина Вторникова 
 В 2012 году в Астрахани открылась новая театральная сцена. Она стала местом смелых постановочных решений и творческих поисков. Первая оперная постановка на Большой сцене нового театра – «Пиковая дама» П.Чайковского – показала, что театр обладает собственным стилем прочтения классического репертуара. Опера стала вторым спектаклем астраханского театра, выдвинутым на соискание высшей театральной награды России - «Золотой маски». В апреле спектакль «Пиковая дама», представленный в шести номинациях, будет показан московской публике.

Сейчас коллектив под управлением Художественного руководителя и главного дирижёра Валерия Воронина, режиссёра Константина Балакина и художника Елены Вершининой завершает работу над выпуском оперы М.Мусоргского «Борис Годунов». 

Замысел постановки на Большой сцене возник неслучайно. В октябре опера была представлена в Астраханском Кремле, который исторически связан с именем Годунова: Царь Борис был наместником царств Казанского и Астраханского, под его руководством было завершено строительство Астраханского Кремля; за астраханскими крепостными стенами скрывалась после разгрома Лжедмитрия Марина Мнишек.

Спектакль в Кремле поражал масштабом замысла и воплощения. Неизгладимое впечатление произвёл на зрителей огромный колокол, установленный на Лобном месте: расколотый и кровоточащий, он стал символом израненной Смутой России. Новая постановка на Большой сцене театра идёт по пути углубления психологического образа царя Бориса и его народа. При сохранённом сюжете интеллектуальное наполнение спектакля полностью меняется.

Премьерные спектакли состоятся 6 и 7 марта 2013 года. Партию Годунова исполнит ведущий солист Мариинского театра, лауреат всероссийских и международных конкурсов Фёдор Кузнецов. Главные партии репетируют Максим Палий и Сергей Белоусов (Борис Годунов), Александр Диянов (Самозванец) и Иван Максимейко (Шуйский), Марина Васильева, Наталья Воробьёва и Зинаида Дюжова (Марина Мнишек), Алексей Фролов и Дмитрий Кондратьев (Пимен, Варлаам), Руслан Сигбатулин и Александр Малышко (Щелкалов, Рангони), Иван Михайлов (Юродивый)

Музыкальная версия астраханского театра, возможно, наиболее близка к замыслу композитора и совершенно соответствует концептуальной драматургии спектакля: «Яркая образность музыки Мусоргского долгое время воспринималась как несовершенство, к композитору, который опередил своё время, относились как к недоучке. С этим связано появление многочисленных редакций оперы, выполненных как самим Мусоргским по требованию Дирекции Императорских театров, так и другими композиторами. Театр представляет «Бориса Годунова» в авторской версии. Великая музыка М.Мусоргского, крайне редко исполняемая в этой редакции, сама собой отводит от стереотипов, предвосхищая новые постановочные решения» (В.Воронин) 

Стилистика античности, осознанно выбранная постановщиками, как некое эстетическое обобщение, делает конфликт правителя и народа вневременным. Символом уходящего времени, утекающего сквозь пальцы, заметающего следы былых правителей, становится песок, который является смысловой деталью сценического оформления – важнейший образ и эффектный, невиданный в Астрахани сценографический приём. Специально для спектакля было изготовлено более 250 костюмов, париков и головных уборов, составлена световая партитура, подчёркивающая важные моменты действия, создающая необходимую атмосферу.

К спектаклю театром выпущен объёмный буклет, включающий в себя исследовательские статьи о Смутном времени и личности Бориса Годунова, дающие исчерпывающую характеристику эпохе. Буклет составлен таким образом, что зритель может чётко представить исторический событийный и эстетический контекст постановки. Волей режиссёра в сторону отброшена историческая гипотеза о виновности царя в гибели царевича Димитрия: 
«Так сложилось, что имя Бориса Годунова оказалось сопряжённым прежде всего с гибелью последнего представителя династии Рюриковичей. Этот гипотетический исторический факт словно закрывает глаза потомкам на реальные исторические факты его правления. А он был первым настоящим и дальновидным политиком, стремился к преобразованию Российского государства. Его грамотные экономические ходы увеличили в несколько раз государственную казну и позволили начать строительство каменных городов по всей стране. При нём Русь начала двигаться от средневековья к новому времени. Кульминацией его созидательных стремлений стал амбициозный проект возведения в Московском Кремле храма Святая Святых» (К.Балакин).
 В центре спектакля – захватившая Бориса идея о строительстве великолепного храма, который должен стать символом новой Руси, символом сильного государства и мудрого правителя. Среди песчаной монохромности бренного мира, материализовавшимся видением возникает великолепный белый Собор, средоточие чистоты помыслов, исповедальный символ невиновности царя.
Огромное значение в спектакле приобретает переосмысление роли народа. Народ выступает и как безмолвный зритель и как действующая сила, влияющая на ход событий, изменяющая историю – именно за народом остаётся последнее слово: «Тонкая психология драматургии хоровых сцен наделяет народ всеми чертами живой личности, то смиренной, то бунтарской. В хоровых мизансценах можно проследить влияние античного театра. Следуя замыслу режиссёра, переосмысливаются хоровые номера, значение реплик – иногда меняется адресат высказывания, а иногда и вовсе – значение сказанного» (Г.Дунчева)

Ждём Вас на премьерных спектаклях 6 и 7 марта.

Другие новости все новости


В преддверии Международного Каспийского Форума музыкальных театров «Музыкальный театр как центр культурной экосистемы» Астраханский театр оперы и балета приглашает.
15
сен
2024

В преддверии Международного Каспийского Форума музыкальных театров «Музыкальный театр как центр культурной экосистемы» Астраханский театр оперы и балета приглашает.
15.09.2024

Крупные театры, как утверждает мировая практика, способны развиваться и зарабатывать, как крупные корпорации и холдинги.

В Год Семьи астраханцев приглашают в музыкальное сказочное путешествие
10
сен
2024

В Год Семьи астраханцев приглашают в музыкальное сказочное путешествие
10.09.2024

В минувшие выходные в Астраханском театре оперы и балета семьи с детьми пригласили на...

"Любовь к трём апельсинам" открывает XXIX театральный сезон!
10
сен
2024

"Любовь к трём апельсинам" открывает XXIX театральный сезон!
10.09.2024

Два вечера на Большой сцене Астраханского театра оперы и балета, 14 и 15 сентября вновь...

В Астраханском театре оперы и балета реализуется Всероссийский образовательный проект
6
сен
2024

В Астраханском театре оперы и балета реализуется Всероссийский образовательный проект
06.09.2024

В рамках Всероссийского проекта "Музыкальные истории от барокко до классицизма" на площадках Астраханского театра оперы...

Театр оперы и балета готовится к Всероссийскому фестивалю школьных хоров «Поют дети России»
5
сен
2024

Театр оперы и балета готовится к Всероссийскому фестивалю школьных хоров «Поют дети России»
05.09.2024

С 29 августа по 8 сентября 2024 года в г. Астрахани проходит финальный этап Всероссийского...

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!