ВПЕРВЫЕ В АСТРАХАНИ
ОПЕРА ПОД ОТКРЫТЫМ
НЕБОМ ЕДИНСТВЕННЫЙ РАЗ
Астраханский государственный театр Оперы и Балета представляет
народную музыкальную драму Модеста Мусоргского
«Борис Годунов»
на Соборной площади Астраханского Кремля
12 октября 2012 года в 18.00
Инициатива театра осуществить грандиозный театральный проект получила благословение Его Высокопреосвященства Высокопреосвященнейшего Ионы, архиепископа Астраханского и Енотаевского, поддержку Министерства Культуры Российской Федерации и Министерства Культуры Астраханской области.
Для постановки в Астраханском Кремле оперы «Борис Годунов» существует немало исторических обоснований.
Борис Феодорович Годунов 14 лет был наместником Астраханского царства. Именно при нём деревянный кремль был обведён каменной стеной, существующей и поныне.
Ровно 400 лет назад, в октябре 1612 года, народное ополчение во главе с Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским освободило Москву от поляков. Марина Мнишек, первая коронованная русская царица, скрылась в Астраханском Кремле, на территории Троицкого монастыря. Отсюда она бежала от гнева астраханцев, но была схвачена, возвращена в Астрахань и отправлена под конвоем в Москву, где и умерла в тюрьме.
Постановка осуществляется командой главных специалистов театра:
музыкальный руководитель и дирижёр – Валерий Воронин
режиссёр-постановщик – Константин Балакин
художник-постановщик - Елена Вершинина
хормейстер-постановщик – заслуженный деятель искусств России Галина Дунчева.
Постановщики стремятся к созданию полноценного сценического действа, избегая даже намёка на оперу-концерт, что часто происходит в постановках под открытым небом. Несмотря на то, что спектакль будет представлен единственный раз, работа над ним ведётся, как над полноценной репертуарной постановкой: с начала августа идут сценические репетиции, спевки и оркестровые корректуры; проведён цикл оркестровых прогонов в костюмах и гриме; производственные мастерские работают над исторической мебелью и костюмами (художник по костюмам - Ольга Девкина), подготовлены два состава исполнителей.
В постановке занято более 250 человек! Это расширенный - около 100 человек - состав оркестра, 60 артистов хора, около 30 солистов (16 персонажей), 20 участников детского хора, около 50 человек мимического ансамбля и техперсонала. Для усиления зрелищности спектакля привлечены лошади Астраханского каретного двора. Мощное звучание симфонического оркестра будет усилено могучим звоном колоколов Пречистенской колокольни.
В условиях открытого пространства усложняется звуковая координация и синхронизация действия. Широкий размах мизансцен спектакля и сценическая динамика делают исключительно сложной работу звукорежиссёра и художника по свету. С этими техническими сложностями приглашены бороться специалисты из Ростова-на-Дону: звукорежиссёр Павел Омельченко и художник по свету Ирина Вторникова.
Лобное место Астраханского Кремля – единственное после Московского (на Красной площади) из сохранившихся в России. На нём будет установлен главный элемент оформления спектакля, привнесённый в архитектурный ландшафт: огромный, дорогостоящий, трудоёмкий в изготовлении и монтаже колокол 12-метровой высоты. Он будет вращаться вокруг собственной оси и, в соответствии с образным решением спектакля, кровоточить.
Сложностью формата спектакля, проходящего под открытым небом, необходимостью избежать антракта, продиктованы деликатные сокращения 4-х часовой партитуры: из действия выведены некоторые второстепенные персонажи, купированы эпизоды, не имеющие весомой драматургической нагрузки, но практически полностью сохранены хоровые сцены, определяющие авторский жанр Мусоргского: «народная музыкальная драма».
Спектакль репетируют:
Борис Годунов – Сергей Белоусов;заслуженный артист РФ Роман Гранич
Феодор – Юрий Капицын; Надежда Морозова; Артём Тулигенов
Ксения – Оксана Воронина; Алёна Диянова; Евгения Старцева
Мамка – Наталья Воробьёва; 3инаида Дюжова; Наталья Зашмарина
Марина Мнишек – Марина Васильева; Наталья Воробьева; 3инаида Дюжова
Шинкарка – Наталья Зашмарина; Ирина Лопатина;
Щелкалов – Александр Малышко; Руслан Сигбатулин
Варлаам – Максим Палий; Алексей Фролов
Пимен – Максим Палий; Василий Снимщиков, Алексей Фролов
Пристав – 3аур Давыдов
Митюха – Алексей Фролов, Себала Шерифов
Мисаил – Иван Максимейко; Алексей Мартиросян
Шуйский – Александр Диянов; Иван Максимейко
Юродивый – Иван Михайлов; Роман Корен
Самозванец – Александр Диянов; Роман Корен
Хрущов – Андрей Гончаров; Михаил Кухарев
Та же постановочная группа и те же исполнители уже работают над абсолютно иным прочтением оперы на Большой сцене театра.
ПРЕМЬЕРЫ
17-го театрального сезона
Репертуар премьерных спектаклей 17-го театрального сезона построен по принципу охвата широкой зрительской аудитории. Среди премьер на Большой сцене как русские и европейские классические произведения, вошедшие в мировую сокровищницу музыкальной культуры, хорошо известные отечественному зрителю («Борис Годунов», «Лебединое озеро») так и вообще не встречающиеся в афишах российских театров («Вальс белых орхидей», «Осуждение Фауста»).
Новогодний спектакль «Черевички или Ночь перед Рождеством» адресован не только детской аудитории, но предполагает и семейное посещение театра.
Симфонический оркестр начинает крупномасштабный цикл «Весь Бетховен».
Абонементные программы Малой сцены продолжают знакомить школьников с жанрами и секретами музыкального театра.
Премьеры Малой сцены рассчитаны на привлечение в театр детей дошкольного и младшего школьного возраста («Теремок») и молодёжи («Мария де Буэнос Айрес»)
БОЛЬШАЯ СЦЕНА
М.Мусоргский. «БОРИС ГОДУНОВ»
Опера в 4-х действиях с прологом
Либретто М.Мусоргского по одноимённой трагедии А.Пушкина
и «Истории государства Российского» Н.Карамзина
(Редакция Астраханского государственного театра Оперы и Балета)
Сценическое воплощение оперы не повторяет «Бориса Годунова» на Соборной площади Астраханского Кремля. Партитура оперы будет представлена в наиболее полном объёме, в соответствии с двумя авторскими редакциями.
Театр предлагает принципиально новый образ спектакля в абсолютно иной стилистике, выходя на уровень исторического и эстетического обобщения.
Музыкальный руководитель и дирижёр – Валерий Воронин
Режиссёр-постановщик – Константин Балакин
Сценография и костюмы – Елена Вершинина
Хормейстер-постановщик – заслуженный деятель искусств РФ Галина Дунчева
Художник по свету – Ирина Вторникова
П.Чайковский. «ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО»
Балет в 2-х действиях
Либретто и хореография К.Уральского
по мотивам сценария В.Бегичева и В.Гельцера
(Использованы фрагменты хореографии М.Петипа, Л.Иванова, А.Горского)
«Лебединое озеро» - общепризнанный шедевр не только русского, но и мирового балетного театра, одно из ярчайших достижений русской культуры. Не случайно Белый Лебедь стал символом красоты и величия русского балета.
Для Астраханского театра Оперы и Балета «Лебединое озеро» - имиджевый спектакль, в котором молодая балетная труппа будет впервые представлена не просто в полном составе, но в классическом балете, показательном для понимания уровня мастерства танцовщиков: в классике необходимо продемонстрировать высокую технику; здесь невозможно укрыться за сценическим образом, как в драматическом балете.
Балетмейстер-постановщик К.Уральский предлагает собственную хореографическую версию спектакля, оставляя, однако, второй акт в хореографии Льва Иванова, которому принадлежит постановка знаменитых и совершенных в хореографическом плане лебединых сцен.
Музыкальный руководитель и дирижёр Валерий Воронин
Балетмейстер-постановщик Константин Уральский
Художник-постановщик Альона Пикалова (Москва)
Художник по костюмам Елена Зайцева (Москва)
Художник по свету Елена Копунова (Москва)
«ЧЕРЕВИЧКИ или НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ»
Музыкальная сказка в одном действии
по комико-фантастической опере П.Чайковского «Черевички»
и повести Н.Гоголя «Ночь перед Рождеством»
Инсценировка К. Балакина
Музыкальный руководитель и дирижёр – Валерий Воронин
Режиссёр-постановщик – Константин Балакин
Сценография и костюмы – Елена Вершинина
Хормейстер-постановщик – заслуженный деятель искусств РФ Галина Дунчева
Хореограф – Анна Дмитриенко
Колоритные герои Гоголя – кузнец Вакула, гордая красавица Оксана, Чуб и Солоха, пройдоха Бес, а также черти, русалки и ряженые, созданные с неистощимой весёлой фантазией, не дадут заскучать ни детям, ни взрослым в невероятно динамичном спектакле, насыщенном захватывающими событиями, театральными превращениями, острым юмором, головокружительными рождественскими чудесами. Всё это - в сопровождении симфонического оркестра, дополняющего волшебную рождественскую феерию.
«ВАЛЬС БЕЛЫХ ОРХИДЕЙ»
Хореографическая новелла в 2-х действиях
на музыку М.Равеля
Либретто и хореография К.Уральского
«Вальс белых орхидей» впервые был поставлен К.Уральским в 2003 году с труппой театра «Камерный балет «Москва». Балет создан по мотивам романов Э.М.Ремарка. Белая орхидея - загадочный цветок любви и смерти - присутствует во многих его произведениях в самые драматические моменты. Место действия – Европа времён Второй Мировой войны.
Это спектакль, в котором сливаются воедино современная и классическая хореография, музыка Равеля и французский шансон, одиночество и праздник, щемящая тоска и безудержное веселье.
Музыкальный руководитель и дирижёр - Валерий Воронин
Балетмейстер-постановщик - Константин Уральский
Сценография и костюмы - Никита Ткачук (Чикаго, США)
Художник по свету - Елена Копунова (Москва)
Г.Берлиоз. «ОСУЖДЕНИЕ ФАУСТА»
Драматическая легенда
в 4-х частях с апофеозом
по мотивам трагедии И.Гёте «Фауст»
Либретто Г.Берлиоза и А.Жандоньера
Исполняется на французском языке
«Осуждение Фауста» нельзя причислить ни к одному из канонических жанров музыкального театра. Это уникальное произведение считается одним из самых прекрасных, необычных и провидческих в мировой истории музыки. Композитор свободно подошёл к трактовке величайшей трагедии Гёте и переосмыслил её в духе романтизма, где Человек становится частью Природы.
В мировой практике «Осуждение Фауста» чаще звучит в концертном исполнении. Спектакль Астраханского театра Оперы и Балета станет первым в России сценическим воплощением драматической легенды Берлиоза. Природа и космическая бездна заполнят сцену театра. В оформлении спектакля будут использованы уникальные технологии, которые Астраханский театр применит первым в мире.
Музыкальный руководитель и дирижёр – Валерий Воронин
Режиссёр-постановщик – Константин Балакин
Художники – Константин Балакин, Елена Вершинина
Хормейстер-постановщик – заслуженный деятель искусств РФ Галина Дунчева
Художник по свету – Ирина Вторникова
«ВЕСЬ БЕТХОВЕН»
Цикл симфонических концертов
Симфонический оркестр театра начинает работу над крупномасштабным циклом, в программу которого включены все симфонические произведения великого Людвига ван Бетховена: все девять симфоний, симфонические увертюры, пять фортепианных концертов и Тройной концерт для фортепиано, скрипки и виолончели.
Музыкальный руководитель и дирижёр – Валерий Воронин
«НЕОБЫЧНЫЕ УРОКИ»
Абонементные концерты для детей
Концерты образовательной музыкально-эстетической программы театра распределены на три года посещений (три театрально-концертных сезона). Цель проекта в игровой форме познакомить детскую аудиторию с искусством музыкального театра и его составляющими, с разнообразными музыкально-театральными жанрами – от оперы и балета до мюзикла и оперетты.
Юные любители музыкального театра смогут ориентироваться не только в театральной терминологии, но и понять мир театрального искусства «изнутри», прикоснуться к «технологии» рождения спектакля.
Автор сценария – Юлия Скрипченкова
Дирижёры – Владимир Алатарцев, Вардан Бабаханян, Сергей Гринёв
Режиссёры – Александр Гончаров, Екатерина Дыбаль
Художник – Кантемир Жилов
В концертах принимают участие артисты хора, балета, солисты и симфонический оркестр театра.
В рамках детского музыкального абонемента состоятся премьеры детских спектаклей:
В.Кобекин. «СКАЗКА ПРО РЕПКУ»
Инструментальный театр
для семи музыкантов, чтеца
и симфонического оркестра
Юного зрителя в игровой форме познакомят с инструментами симфонического оркестра.
И.Польский. «ТЕРЕМОК»
Опера для детей в одном действии
либретто С.Маршака
Один из лучших детских писателей России, Самуил Маршак, написал весёлую увлекательную пьесу по мотивам известной русской сказки. Композитор И.Польский создал светлую, по-настоящему детскую оперу, которая написана профессиональным оперным языком, помогающим детям легко и естественно воспринимать азы прекрасного оперного искусства.
Музыка, пронизанная русскими песенными мотивами, декорации и костюмы в ярком лубочном стиле народных мастеров рождают ощущение праздника. Спектакль о дружбе, способной победить любое зло, адресован дошкольникам и школьникам младших классов.
Дирижёр-постановщик - Сергей Гринёв
Режиссёр-постановщик - Екатерина Дыбаль
Сценография и костюмы - Екатерина Малинина (Санкт-Петербург)
А. Пьяццолла. «МАРИЯ ДЕ БУЭНОС АЙРЕС»
Танго-опера в 2-х частях
Либретто О.Феррер
Перевод Е.Василёвой
Исполняется на русском и испанском языках
Спектакль, в котором открывается новый взгляд на танго, представляя его для зрителя не только как танец, но как движение души, разговор, нерв, пульс, выражение индивидуальностей и отношений между мужчиной и женщиной.
«Мария де Буэнос Айрес» - это печальная история бедной девушки, «как танго умершей в расцвете лет и воскресшей как святой. Большой город и суета столичной жизни. Мария-танго родилась на асфальте, была похоронена в гуще эспрессо. Но воскресшая в пьяном чаду поэта, становится родительницей спасителя, вернее спасительницы для города, погрязшего в чопорных традициях и лени» - так пишет аргентинский поэт-авангардист Орасио Феррер, автор либретто «Мария де Буэнос- Айрес».
Танго не только танцуют и поют - его помнят.
Дирижёр-постановщик - Алексей Родионов
Режиссёр-постановщик - Екатерина Василёва (Москва)
Сценография и костюмы - Нана Абдрашитова (Москва)
Татьяна была отмечена этой наградой в номинации «За выдающийся вклад», а Эмилия стала лауреатом номинации...
13 марта 2025 года состоялось заседание художественного совета по предстоящей премьере оперы Дмитрия Шостаковича «Леди...
Героями интервью AST-NEWS.ru стали молодые солисты оперной труппы Астраханского государственного театра оперы и балета