Современный спектакль, который поднимает вопрос внутренней духовной жизни и говорит об этом современным языком и образами

30.05.2016 11:27
342
Современный спектакль, который поднимает вопрос внутренней духовной жизни и говорит об этом современным языком и образами
28 мая на сцене Астраханского государственного театра оперы и балета состоялась премьера балета "Андрей Рублев". Думаю, сказано и написано о постановке будет ещё много, причем профессиональными критиками и деятелями культуры, но все же позволю себе высказать своё совсем не профессиональное мнение одного из простых зрителей, ради которых, верю, и создавался этот балет.

Современный балет - очень разнообразное и часто провокационное по сути явление: искусство, где языком танца, т.е. движением тела, автор пытается донести до зрителя тот или иной образ или идею. Современное искусство для адекватного восприятия зрителем должно быть, конечно, ярким, в каком-то смысле клиповым: помимо музыки и хореографии, это всегда игра цвета и света.

То, что мы увидели на сцене Астраханского государственного театра оперы и балета, представляет собой удивительно тонкое сочетание современной русской симфонической и хоровой музыки, современной хореографии, технических возможностей света и иконографичной гармонии цвета костюмов и декораций. И все это было призвано через призму личности преподобного Андрея Рублёва показать нам историю многострадального русского народа, показать духовную борьбу и выбор, творческий поиск и вдохновение, показать святость.

Очень непростые темы, но, мне кажется, это получилось, и получилось, прежде всего, благодаря целомудренному отношению к этим темам автора и всего коллектива. Каждая сцена - это штрих, но именно настолько тонкий, чтобы показать нам лишь образ, отражение всех этих важных и востребованных сегодня нашим обществом тем. Не больше и не меньше, ровно настолько, насколько это необходимо, чтобы заставить современного человека подумать о том, в чем основы нашей русской культуры, в чем основа русского национального характера, что такое монашество, творческая и духовная борьба.

Некоторые сцены оставляют ощущение недосказанности, хочется развития и глубины, но именно эта недосказанность оставляет нам простор для размышления и делает спектакль лаконичным. В этом смысле он похож на икону: не показывает реальность, а лишь намекает на нее.

Хочется, конечно, отметить написанную специально для балета музыку, особенно её хоровую часть, созданную на стыке русского народного и богослужебного пения.

Поражают костюмы героев. Художники проделали колоссальную работу, проникнувшись эпохой. Пастельный колорит костюмов и декораций подчеркивает отсутствие всякого намека на страстность.

Конечно, игра главных героев, образ Андрея Рублёва, образ Юродивого, образ Ручья, массовые сцены - все прочувствовано и пронесено через сердце.
Безусловно, всё это результат большого труда, прежде всего, главного, на мой взгляд, автора - Константина Уральского. Я благодарен ему за столь бережное отношение к важным для нас темам и эпохе. Благодарен за желание услышать голос Церкви и внимательно отнестись к Её преданию.
Уверен, что спектакль богат дидактическим материалом и создает замечательную иллюстрацию средневековой Руси, времени, которое мы называем "золотым веком русской святости".

Если вы спросите меня, стоит ли идти на балет "Андрей Рублев", я отвечу: стоит, если для вас это не просто имя далекого исторического персонажа; стоит, если для вас важна история русского народа; стоит, если вы хотите попытаться понять, что такое монашество и какова его роль в истории России; стоит, если вам знакомы муки творчества; стоит, если вы хотите увидеть современный спектакль, который поднимает вопрос внутренней духовной жизни и говорит об этом современным языком и образами; стоит, в конце концов, потому, что это сделано на площадке главного культурного центра нашего региона, силами замечательных, горящих своим делом людей, молодой талантливой балетной труппой, сделано честно, без малейшего намека на халтуру и эпатаж, сделано с любовью и вдохновенно.

Автор рецензии
Антоний (Азизов), епископ Ахтубинский и Енотаевский

Другие новости все новости


Представляем афишу  онлайн трансляций
30
Июн
2020

Представляем афишу онлайн трансляций
30.06.2020

Астраханский театр Оперы и Балета продолжает трансляции на своем ютуб-канале

Проект Астраханского театра Оперы и Балета выиграл грант
29
Июн
2020

Проект Астраханского театра Оперы и Балета выиграл грант
29.06.2020

Российский фонд культуры, при поддержке Министерства Культуры объявил победителей «Всероссийского конкурса по поддержке молодой режиссуры»

Внимание
23
Июн
2020

Внимание
23.06.2020

Касса театра возобновила свою работу

"Жди меня"
22
Июн
2020

"Жди меня"
22.06.2020

Приглашаем на трансляцию концерта

22 июня - День памяти и скорби
22
Июн
2020

22 июня - День памяти и скорби
22.06.2020

Почтим светлую память солдат и поблагодарим за мирное небо над головой