Современный спектакль, который поднимает вопрос внутренней духовной жизни и говорит об этом современным языком и образами

30.05.2016 11:27
789
Современный спектакль, который поднимает вопрос внутренней духовной жизни и говорит об этом современным языком и образами
28 мая на сцене Астраханского государственного театра оперы и балета состоялась премьера балета "Андрей Рублев". Думаю, сказано и написано о постановке будет ещё много, причем профессиональными критиками и деятелями культуры, но все же позволю себе высказать своё совсем не профессиональное мнение одного из простых зрителей, ради которых, верю, и создавался этот балет.

Современный балет - очень разнообразное и часто провокационное по сути явление: искусство, где языком танца, т.е. движением тела, автор пытается донести до зрителя тот или иной образ или идею. Современное искусство для адекватного восприятия зрителем должно быть, конечно, ярким, в каком-то смысле клиповым: помимо музыки и хореографии, это всегда игра цвета и света.

То, что мы увидели на сцене Астраханского государственного театра оперы и балета, представляет собой удивительно тонкое сочетание современной русской симфонической и хоровой музыки, современной хореографии, технических возможностей света и иконографичной гармонии цвета костюмов и декораций. И все это было призвано через призму личности преподобного Андрея Рублёва показать нам историю многострадального русского народа, показать духовную борьбу и выбор, творческий поиск и вдохновение, показать святость.

Очень непростые темы, но, мне кажется, это получилось, и получилось, прежде всего, благодаря целомудренному отношению к этим темам автора и всего коллектива. Каждая сцена - это штрих, но именно настолько тонкий, чтобы показать нам лишь образ, отражение всех этих важных и востребованных сегодня нашим обществом тем. Не больше и не меньше, ровно настолько, насколько это необходимо, чтобы заставить современного человека подумать о том, в чем основы нашей русской культуры, в чем основа русского национального характера, что такое монашество, творческая и духовная борьба.

Некоторые сцены оставляют ощущение недосказанности, хочется развития и глубины, но именно эта недосказанность оставляет нам простор для размышления и делает спектакль лаконичным. В этом смысле он похож на икону: не показывает реальность, а лишь намекает на нее.

Хочется, конечно, отметить написанную специально для балета музыку, особенно её хоровую часть, созданную на стыке русского народного и богослужебного пения.

Поражают костюмы героев. Художники проделали колоссальную работу, проникнувшись эпохой. Пастельный колорит костюмов и декораций подчеркивает отсутствие всякого намека на страстность.

Конечно, игра главных героев, образ Андрея Рублёва, образ Юродивого, образ Ручья, массовые сцены - все прочувствовано и пронесено через сердце.
Безусловно, всё это результат большого труда, прежде всего, главного, на мой взгляд, автора - Константина Уральского. Я благодарен ему за столь бережное отношение к важным для нас темам и эпохе. Благодарен за желание услышать голос Церкви и внимательно отнестись к Её преданию.
Уверен, что спектакль богат дидактическим материалом и создает замечательную иллюстрацию средневековой Руси, времени, которое мы называем "золотым веком русской святости".

Если вы спросите меня, стоит ли идти на балет "Андрей Рублев", я отвечу: стоит, если для вас это не просто имя далекого исторического персонажа; стоит, если для вас важна история русского народа; стоит, если вы хотите попытаться понять, что такое монашество и какова его роль в истории России; стоит, если вам знакомы муки творчества; стоит, если вы хотите увидеть современный спектакль, который поднимает вопрос внутренней духовной жизни и говорит об этом современным языком и образами; стоит, в конце концов, потому, что это сделано на площадке главного культурного центра нашего региона, силами замечательных, горящих своим делом людей, молодой талантливой балетной труппой, сделано честно, без малейшего намека на халтуру и эпатаж, сделано с любовью и вдохновенно.

Автор рецензии
Антоний (Азизов), епископ Ахтубинский и Енотаевский

Другие новости все новости


7 и 8 декабря театр оперы и балета приглашает зрителей узнать о глубине человеческих чувств
4
дек
2024

7 и 8 декабря театр оперы и балета приглашает зрителей узнать о глубине человеческих чувств
04.12.2024

Три года назад Астраханский государственный театр оперы и балета представил мировую премьеру оперы Сергея Дягилева...

Эксперты фестиваля «Золотая маска» посетили Астраханский театр оперы и балета
2
дек
2024

Эксперты фестиваля «Золотая маска» посетили Астраханский театр оперы и балета
02.12.2024

1 декабря состоялся показ балета «КаренинА», который был отобран на очный просмотр экспертами Российской Национальной театральной Премии «Золотая...

Сегодня свой День рождения отмечает министр культуры Астраханской области Ольга Николаевна Прокофьева!
30
ноя
2024

Сегодня свой День рождения отмечает министр культуры Астраханской области Ольга Николаевна Прокофьева!
30.11.2024

В этот день примите от коллектива Астраханского государственного театра оперы  и балета пожелания счастья,крепкого здоровья...

Астраханский театр оперы и балета поздравляет Юрия Эльперина!
29
ноя
2024

Астраханский театр оперы и балета поздравляет Юрия Эльперина!
29.11.2024

Сегодня, 29 ноября, администрация, художественное руководство и весь коллектив Астраханского государственного театра Оперы и Балета...

Представляем вашему вниманию составы исполнителей на ближайшие балетные спектакли
28
ноя
2024

Представляем вашему вниманию составы исполнителей на ближайшие балетные спектакли
28.11.2024

Администрация Театра оставляет за собой право вносить изменения в актерский состав мероприятий Театра без предварительного...

Театр оперы и балета приглашает вас на сказочный балет «Щелкунчик»!
27
ноя
2024

Театр оперы и балета приглашает вас на сказочный балет «Щелкунчик»!
27.11.2024

Каждый год «Щелкунчик» становится неотъемлемой частью рождественских праздников, создавая неповторимую атмосферу ожидания чуда и волшебства

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!