Астраханский театр оперы и балета закрыл 16-й сезон. И закрыл так, что всем, кто не побывал на этом событии, придётся теперь сожалеть и надеяться, что театр повторит что-то подобное.
«Симфония лета» – так назывался заключительный концерт. Он прошёл под открытым небом в парке «Театральный», перед новым зданием театра,
и такого грандиозного зрелища Астрахань ещё не видела.
Да, это было настоящее зрелище в самом лучшем смысле этого слова: когда есть, на что посмотреть. Декорацией к нему стало огромное театральное здание, разнообразно менявшее подсветку. На парадном пандусе расположилась сцена, места для оркестра, а дальше – зрительские ряды.
Правда, «ряды» перед началом пришлось срочно заменять. Ведь всё происходило вечером 30 июня, как раз тогда, когда грянул ливень с грозой. Артисты в концертных костюмах молча стояли под навесом театрального входа и смотрели на запад, туда, откуда шёл и шёл грозовой фронт. Дождь заливал площадку сцены, световую аппаратуру, составленные зрительские кресла…
Все то и дело хватались за мобильные телефоны: кажется, полгорода звонило с одним и тем же вопросом: будет концерт? не будет? Самые отважные зрители, не теряя надежды, уже терпеливо стояли под зонтами у входа в парк.
Всё должно было начаться в девять вечера. Дождь закончился менее чем за полчаса. Но в каком состоянии аппаратура? – шутить с электричеством не приходится. И что со сценой? – ведь предстоит не просто концерт, но ещё и премьера балета. Сняли со сцены промокший чехол. Он не спас. Сцена стояла сплошным озером.
Началась авральная работа. Осветители колдовали с аппаратурой. Воду со сцены сгоняли огромными фанерными листами, вышла целая бригада со швабрами. Надо было не просто вытереть сцену, но как можно лучше высушить её. Тем временем администраторы, артисты хора и оркестра и даже сам директор театра Михаил Астанин в стремительном темпе уносили промокшие кресла для зрителей – несколько сот кресел! – и расставляли сухие.
Да, начало концерта задержали. Но всего на 17 минут. И зрители, которые не только заполнили все сидячие места, но стояли всюду, где было возможно; зрители, увлечённо наблюдавшие за событием из окон и с балконов окружающих домов и даже с подъёма моста через Волгу (!), откуда едва ли могли что-то слышать, но зато видели, – зрители наградили театр восторженными аплодисментами и криками «браво!». Это «браво!» было, конечно, всему коллективу театра, а не только артистам, вышедшим на сцену.
Концерт был построен не совсем обычно: три ярких, мощных номера с участием оркестра, хора и солистов театра – и, в обрамлении этих номеров, премьера балета.
В спустившейся ночи вспыхнуло синим светом здание театра.
К ярко освещённому оркестру стройно спустились по пандусу шестьдесят артистов хора. (Максимальную эффектность зрелищу сумели придать главный режиссёр театра Константин Балакин и главный художник Елена Вершинина). Гром литавр волнующе и торжественно разорвал ночную тишину, и сразу остро почувствовалось, что происходит что-то особенное, возвышенное.
Оркестр театра под управлением главного дирижёра Валерия Воронина и хор под руководством главного хормейстера театра, заслуженного деятеля искусств Росси Галины Дунчевой исполнили фрагмент «О, Фортуна» из знаменитой кантаты Карла Орфа «Кармина Бурана». Затем на сцене появились ведущие солисты театра: лауреаты международных конкурсов Елена Разгуляева и Роман Корен и заслуженный артист России Роман Гранич. В их исполнении блестяще прозвучал терцет Леоноры, Манрико и графа ди Луна из оперы Дж.Верди «Трубадур».
Премьера балета «Концерт Рахманинова» была бы особенной и сама по себе, даже если бы она прошла в театральном зале, а не под ночным небом. Автор хореографии и постановщик балета Константин Уральский (художественный руководитель балета и главный балетмейстер театра, лауреат государственной премии Правительства России) поставил его на музыку Второго концерта Сергея Рахманинова. Впервые постановка была осуществлена в США и получила высокую оценку не только зрителей, но и театральных критиков таких известных периодических изданий, как «The New York Times», «The Denver Post», «Dance magazine».
У балета нет определённой фабулы, которую можно было бы описать словами. Музыкальный руководитель и дирижёр спектакля Валерий Воронин выводит оркестр на тот высокий уровень, когда оркестр буквально дышит вместе с дирижёром и способен передавать тончайшие нюансы партитуры, а Константин Уральский языком чистого танца передаёт эмоциональное содержание музыки. Для молодой балетной труппы этот спектакль стал очень серьёзным экзаменом. Неоклассика, в стиле которой поставлен балет, опирается на традиции Возрождения, но на совершенно новом, устремлённом в XXI век этапе. Технически это очень сложный – и очень красивый стиль,
со множеством поддержек, как бы зависающих, застывающих в воздухе, со множеством эффектных поз. Как писал Кайл Мак Миллан в «The Denver Post», «великолепно чувствуя романтический дух концерта Сергея Рахманинова, Уральский поставил неоклассический балет для 12 танцовщиков, который является прекрасной современной данью прошлому».
В бархате ночи, на фоне меняющего цвет театра, шесть пар танцовщиков в летучих белых одеждах (художник по костюмам Елена Долгалёва) смотрелись потрясающе красиво. Но даже зрители, державшие в руках всё ещё мокрые зонты, не догадывались, что сцена – ледяная, что пуанты артистов промокли насквозь, несмотря на все усилия персонала.
И всё же ни мокрые пуанты, ни огромное волнение – ведь премьера – это всегда волнение – не помешали артистам; они собрались и отработали даже лучше и чётче, чем на репетициях в тёплом сухом зале.
Балет показал, что труппа серьёзно выросла. И в этом бесспорная заслуга не только К.Уральского, но и самоотверженно работавших весь сезон педагогов-репетиров Т.П.Кузнецовой, Л.М.Акылбековой, А.З.Хакимова.
В спектакле заняты шесть пар артистов, которые практически постоянно находятся на сцене. Хочется перечислить их всех, они достойно выдержали непростой экзамен и, можно надеяться, скоро станут любимцами многочисленных астраханских балетоманов: заслуженная артистка республики Удмуртия Наталья Коробейникова, Ульяна Батлук, Ангелина Исмагилова, Дарья Климова, Яна Машенцева, Эльвира Нафикова, Ольга Четвертных; лауреат государственной премии республики Марий Эл Александр Зверев,
заслуженный артист республики Удмуртия Максим Мельников, Владислав Борисов, Дину Бульмага, Даниил Соколов, Никита Филонов.
Говоря о премьере балета, нельзя не сказать и о вдохновенной игре лауреата международного конкурса, артистки театра Гузаль Тагиевой, ведь Второй концерт Рахманинова написан для фортепиано с оркестром. Голос фортепиано словно ведёт беседу с голосами оркестра, то сливаясь с ними, то споря. Зрители по достоинству оценили игру пианистки, ей достались персональные крики «браво!».
Завершилась «Симфония лета» финалом Первой симфонии Александра Скрябина, и слова «Слава искусству!», многократно пропетые хором, в этот прекрасный вечер выражали, наверное, общее чувство всех, кто стал свидетелем неповторимого праздника.
Неповторимого? Ну почему же. Да, это был дерзкий эксперимент: на совершенно не освоенном пространстве, с одной ночной репетиции, создать такое масштабное, яркое, эффектное и непростое по техническому оснащению зрелище. Художественный руководитель театра Валерий Воронин и директор театра Михаил Астанин шли на риск. Но, как известно, кто не рискует…
Жаль только, что луна, так эффектно, так волшебно сиявшая прямо над театром, прямо над сценой в ночь репетиции, – в ночь концерта пряталась за облаками и появилась только тогда, когда зрители уже разошлись.
Ну, что же, значит, придётся повторить праздник. И, очень может быть, сделать его прекрасной традицией культурной жизни нашего города.
18 марта в нашей стране отмечается День воссоединения Крыма с Россией. К этой дате Астраханский...
17 марта 2023 года состоялось заседание художественного совета по предстоящей премьере двух одноактных опер Сергея...
Балет для большинства зрителей остается сказкой. А вот какой ценной она дается артистам и постановочной...