ТАКОГО АСТРАХАНЬ ЕЩЁ НЕ ВИДЕЛА

02.07.2012 00:00
1109
ТАКОГО АСТРАХАНЬ ЕЩЁ НЕ ВИДЕЛА

Астраханский театр оперы и балета закрыл 16-й сезон. И закрыл так, что всем, кто не побывал на этом событии, придётся теперь сожалеть и надеяться, что театр повторит что-то подобное.

            «Симфония лета» – так назывался заключительный концерт. Он прошёл под открытым небом в парке «Театральный», перед новым зданием  театра, 

и такого грандиозного зрелища Астрахань ещё не видела.

            Да, это было настоящее зрелище в самом лучшем смысле этого слова: когда есть, на что посмотреть. Декорацией к нему стало огромное театральное здание, разнообразно менявшее подсветку. На парадном пандусе расположилась сцена, места для оркестра, а дальше – зрительские ряды.

            Правда, «ряды» перед началом пришлось срочно заменять. Ведь всё происходило вечером 30 июня, как раз тогда, когда грянул ливень с грозой. Артисты в концертных костюмах молча стояли под навесом театрального входа и смотрели на запад, туда, откуда шёл и шёл грозовой фронт. Дождь заливал площадку сцены, световую аппаратуру, составленные зрительские кресла…

Все то и дело хватались за мобильные телефоны: кажется, полгорода звонило с одним и тем же вопросом: будет концерт? не будет? Самые отважные зрители, не теряя надежды,  уже терпеливо стояли под зонтами у входа в парк. 

Всё должно было начаться в девять вечера. Дождь закончился менее  чем за полчаса. Но в каком состоянии аппаратура? – шутить с электричеством не приходится. И что со сценой? – ведь предстоит не просто концерт, но ещё и премьера балета. Сняли со сцены промокший чехол. Он не спас. Сцена стояла сплошным озером.

23.jpgНачалась авральная работа. Осветители колдовали с аппаратурой. Воду со сцены сгоняли огромными фанерными листами, вышла целая бригада со швабрами. Надо было не просто вытереть сцену, но как можно лучше высушить её. Тем временем администраторы, артисты хора и оркестра и даже сам директор театра Михаил Астанин в стремительном темпе уносили промокшие кресла для зрителей – несколько сот кресел! – и расставляли сухие.

Да, начало концерта задержали. Но всего на 17 минут. И зрители, которые не только заполнили все сидячие места, но стояли всюду, где было возможно; зрители, увлечённо наблюдавшие за событием  из окон и с балконов окружающих домов и даже с подъёма моста через Волгу (!), откуда едва ли могли что-то слышать, но зато видели, –  зрители наградили театр восторженными аплодисментами и криками «браво!». Это «браво!» было, конечно, всему коллективу театра, а не только артистам, вышедшим на сцену.

Концерт был построен не совсем обычно: три ярких, мощных номера с участием оркестра, хора и солистов театра – и, в обрамлении этих номеров,  премьера балета.

В спустившейся ночи вспыхнуло синим светом здание театра.

К ярко освещённому оркестру стройно спустились по пандусу шестьдесят артистов хора. (Максимальную эффектность зрелищу сумели придать главный режиссёр театра Константин Балакин и главный художник Елена Вершинина). Гром литавр волнующе и торжественно разорвал ночную тишину, и сразу остро почувствовалось, что происходит что-то особенное, возвышенное.

Оркестр театра под управлением главного дирижёра Валерия Воронина и хор под руководством главного хормейстера театра, заслуженного деятеля искусств Росси Галины Дунчевой исполнили фрагмент «О, Фортуна» из знаменитой кантаты Карла Орфа «Кармина Бурана». Затем на сцене появились ведущие солисты театра: лауреаты международных конкурсов Елена Разгуляева и Роман Корен и заслуженный артист России Роман Гранич. В их исполнении блестяще прозвучал терцет Леоноры, Манрико и графа ди Луна из оперы Дж.Верди «Трубадур».

            Премьера  балета «Концерт Рахманинова» была бы особенной и сама по себе, даже если бы она прошла в театральном зале, а не под ночным небом. Автор хореографии и постановщик балета Константин Уральский (художественный руководитель балета и главный балетмейстер театра, лауреат государственной премии Правительства России) поставил его на музыку Второго концерта Сергея Рахманинова. Впервые постановка была осуществлена в США и получила высокую оценку не только зрителей, но и театральных критиков таких известных периодических изданий, как «The New York Times», «The Denver Post», «Dance magazine».

У балета нет определённой фабулы, которую можно было бы описать словами. Музыкальный руководитель и дирижёр спектакля Валерий Воронин выводит оркестр на тот высокий уровень, когда оркестр буквально дышит вместе с дирижёром и способен  передавать тончайшие  нюансы партитуры, а  Константин Уральский языком чистого танца передаёт эмоциональное содержание музыки. Для молодой балетной труппы этот спектакль стал очень серьёзным экзаменом. Неоклассика, в стиле которой поставлен балет, опирается на традиции Возрождения, но на совершенно новом, устремлённом в XXI век этапе. Технически это очень сложный – и очень красивый стиль,

со множеством поддержек, как бы зависающих, застывающих в воздухе, со множеством эффектных поз. Как писал Кайл Мак Миллан в «The Denver Post», «великолепно чувствуя романтический дух концерта Сергея Рахманинова, Уральский поставил неоклассический балет для 12 танцовщиков, который является прекрасной современной данью прошлому».

В бархате ночи, на фоне меняющего цвет театра, шесть пар танцовщиков в летучих белых одеждах (художник по костюмам Елена Долгалёва) смотрелись потрясающе красиво.  Но даже зрители, державшие в руках всё ещё мокрые зонты, не догадывались, что сцена – ледяная, что пуанты артистов промокли насквозь, несмотря на все усилия персонала.

И всё же ни мокрые пуанты, ни  огромное волнение – ведь премьера – это всегда волнение  – не помешали артистам; они собрались и отработали даже лучше и чётче, чем на репетициях в тёплом сухом зале.

            Балет показал, что труппа серьёзно выросла. И в этом бесспорная заслуга не только К.Уральского, но и самоотверженно работавших весь сезон педагогов-репетиров Т.П.Кузнецовой, Л.М.Акылбековой, А.З.Хакимова.

В спектакле заняты шесть пар артистов, которые практически постоянно находятся на сцене. Хочется перечислить их всех, они достойно выдержали непростой экзамен и, можно надеяться, скоро станут любимцами многочисленных астраханских балетоманов: заслуженная артистка республики Удмуртия Наталья Коробейникова, Ульяна Батлук, Ангелина  Исмагилова, Дарья Климова, Яна Машенцева, Эльвира Нафикова, Ольга Четвертных; лауреат государственной  премии республики Марий Эл Александр Зверев,

заслуженный артист республики Удмуртия Максим Мельников, Владислав Борисов, Дину Бульмага, Даниил Соколов,  Никита Филонов.

            Говоря о премьере балета, нельзя не сказать и о вдохновенной игре лауреата международного конкурса, артистки театра Гузаль Тагиевой, ведь Второй концерт Рахманинова написан для фортепиано с оркестром. Голос фортепиано словно ведёт беседу с голосами оркестра, то сливаясь с ними, то споря. Зрители по достоинству оценили игру пианистки, ей достались персональные крики «браво!».

            Завершилась «Симфония лета» финалом Первой симфонии Александра Скрябина, и слова «Слава искусству!»,  многократно пропетые хором, в этот прекрасный вечер выражали, наверное, общее чувство всех, кто стал свидетелем неповторимого праздника.

            Неповторимого? Ну почему же. Да, это был дерзкий эксперимент: на совершенно не освоенном пространстве, с одной ночной репетиции, создать такое масштабное, яркое, эффектное и непростое по техническому оснащению зрелище. Художественный руководитель театра Валерий Воронин и директор театра Михаил Астанин шли на риск. Но, как известно, кто не рискует…

            Жаль только, что луна, так эффектно, так волшебно сиявшая прямо над театром, прямо над сценой в ночь репетиции, – в ночь концерта пряталась за облаками и появилась только тогда, когда зрители уже разошлись.

Ну, что же, значит, придётся повторить праздник. И, очень может быть, сделать его прекрасной  традицией культурной жизни нашего города.

Другие новости все новости


В предпраздничные и майские дни астраханцам подарят яркий «букет» из классических балетов и опер о нежной и страстной любви
24
апр
2024

В предпраздничные и майские дни астраханцам подарят яркий «букет» из классических балетов и опер о нежной и страстной любви
24.04.2024

Праздничные майские вечера в Астраханском театре оперы и балета начинаются уже сегодня!

Премьера оперы "Любовь к трём апельсинам" стала заметным музыкальным событием в жизни Астрахани!
22
апр
2024

Премьера оперы "Любовь к трём апельсинам" стала заметным музыкальным событием в жизни Астрахани!
22.04.2024

Два вечера на Большой сцене Астраханского театра оперы и балета шла самая долгожданная, необычная и...

Специалисты театра помогут интегрировать музыкально-драматические творческие проекты в общеобразовательные программы
19
апр
2024

Специалисты театра помогут интегрировать музыкально-драматические творческие проекты в общеобразовательные программы
19.04.2024

Семинар «Музыкальное и театральное искусство Астраханского края» собрал в театре оперы и балета около тридцати...

«По ту сторону занавеса…»
19
апр
2024

«По ту сторону занавеса…»
19.04.2024

Приглашаем зрителей погрузиться в мир уникальных кадров и необычных ракурсов с выставкой театральных фотографий «По...

Опера «Любовь к трём апельсинам» увлечёт содержанием, восхитит музыкой, удивит артистизмом и соблазнит посмотреть ещё не раз!
17
апр
2024

Опера «Любовь к трём апельсинам» увлечёт содержанием, восхитит музыкой, удивит артистизмом и соблазнит посмотреть ещё не раз!
17.04.2024

На астраханской сцене в дни премьеры зрителей ждёт яркий фейерверк событий, калейдоскоп красок, буйство эмоций...

Астраханцев приглашают посетить причудливый мир барокко
16
апр
2024

Астраханцев приглашают посетить причудливый мир барокко
16.04.2024

В рамках Всероссийского проекта «Музыкальные истории от барокко до классицизма» на разных площадках Астраханского театра...

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!