Астраханский театр оперы и балета закрыл 16-й сезон. И закрыл так, что всем, кто не побывал на этом событии, придётся теперь сожалеть и надеяться, что театр повторит что-то подобное.
«Симфония лета» – так назывался заключительный концерт. Он прошёл под открытым небом в парке «Театральный», перед новым зданием театра,
и такого грандиозного зрелища Астрахань ещё не видела.
Да, это было настоящее зрелище в самом лучшем смысле этого слова: когда есть, на что посмотреть. Декорацией к нему стало огромное театральное здание, разнообразно менявшее подсветку. На парадном пандусе расположилась сцена, места для оркестра, а дальше – зрительские ряды.
Правда, «ряды» перед началом пришлось срочно заменять. Ведь всё происходило вечером 30 июня, как раз тогда, когда грянул ливень с грозой. Артисты в концертных костюмах молча стояли под навесом театрального входа и смотрели на запад, туда, откуда шёл и шёл грозовой фронт. Дождь заливал площадку сцены, световую аппаратуру, составленные зрительские кресла…
Все то и дело хватались за мобильные телефоны: кажется, полгорода звонило с одним и тем же вопросом: будет концерт? не будет? Самые отважные зрители, не теряя надежды, уже терпеливо стояли под зонтами у входа в парк.
Всё должно было начаться в девять вечера. Дождь закончился менее чем за полчаса. Но в каком состоянии аппаратура? – шутить с электричеством не приходится. И что со сценой? – ведь предстоит не просто концерт, но ещё и премьера балета. Сняли со сцены промокший чехол. Он не спас. Сцена стояла сплошным озером.
Началась авральная работа. Осветители колдовали с аппаратурой. Воду со сцены сгоняли огромными фанерными листами, вышла целая бригада со швабрами. Надо было не просто вытереть сцену, но как можно лучше высушить её. Тем временем администраторы, артисты хора и оркестра и даже сам директор театра Михаил Астанин в стремительном темпе уносили промокшие кресла для зрителей – несколько сот кресел! – и расставляли сухие.
Да, начало концерта задержали. Но всего на 17 минут. И зрители, которые не только заполнили все сидячие места, но стояли всюду, где было возможно; зрители, увлечённо наблюдавшие за событием из окон и с балконов окружающих домов и даже с подъёма моста через Волгу (!), откуда едва ли могли что-то слышать, но зато видели, – зрители наградили театр восторженными аплодисментами и криками «браво!». Это «браво!» было, конечно, всему коллективу театра, а не только артистам, вышедшим на сцену.
Концерт был построен не совсем обычно: три ярких, мощных номера с участием оркестра, хора и солистов театра – и, в обрамлении этих номеров, премьера балета.
В спустившейся ночи вспыхнуло синим светом здание театра.
К ярко освещённому оркестру стройно спустились по пандусу шестьдесят артистов хора. (Максимальную эффектность зрелищу сумели придать главный режиссёр театра Константин Балакин и главный художник Елена Вершинина). Гром литавр волнующе и торжественно разорвал ночную тишину, и сразу остро почувствовалось, что происходит что-то особенное, возвышенное.
Оркестр театра под управлением главного дирижёра Валерия Воронина и хор под руководством главного хормейстера театра, заслуженного деятеля искусств Росси Галины Дунчевой исполнили фрагмент «О, Фортуна» из знаменитой кантаты Карла Орфа «Кармина Бурана». Затем на сцене появились ведущие солисты театра: лауреаты международных конкурсов Елена Разгуляева и Роман Корен и заслуженный артист России Роман Гранич. В их исполнении блестяще прозвучал терцет Леоноры, Манрико и графа ди Луна из оперы Дж.Верди «Трубадур».
Премьера балета «Концерт Рахманинова» была бы особенной и сама по себе, даже если бы она прошла в театральном зале, а не под ночным небом. Автор хореографии и постановщик балета Константин Уральский (художественный руководитель балета и главный балетмейстер театра, лауреат государственной премии Правительства России) поставил его на музыку Второго концерта Сергея Рахманинова. Впервые постановка была осуществлена в США и получила высокую оценку не только зрителей, но и театральных критиков таких известных периодических изданий, как «The New York Times», «The Denver Post», «Dance magazine».
У балета нет определённой фабулы, которую можно было бы описать словами. Музыкальный руководитель и дирижёр спектакля Валерий Воронин выводит оркестр на тот высокий уровень, когда оркестр буквально дышит вместе с дирижёром и способен передавать тончайшие нюансы партитуры, а Константин Уральский языком чистого танца передаёт эмоциональное содержание музыки. Для молодой балетной труппы этот спектакль стал очень серьёзным экзаменом. Неоклассика, в стиле которой поставлен балет, опирается на традиции Возрождения, но на совершенно новом, устремлённом в XXI век этапе. Технически это очень сложный – и очень красивый стиль,
со множеством поддержек, как бы зависающих, застывающих в воздухе, со множеством эффектных поз. Как писал Кайл Мак Миллан в «The Denver Post», «великолепно чувствуя романтический дух концерта Сергея Рахманинова, Уральский поставил неоклассический балет для 12 танцовщиков, который является прекрасной современной данью прошлому».
В бархате ночи, на фоне меняющего цвет театра, шесть пар танцовщиков в летучих белых одеждах (художник по костюмам Елена Долгалёва) смотрелись потрясающе красиво. Но даже зрители, державшие в руках всё ещё мокрые зонты, не догадывались, что сцена – ледяная, что пуанты артистов промокли насквозь, несмотря на все усилия персонала.
И всё же ни мокрые пуанты, ни огромное волнение – ведь премьера – это всегда волнение – не помешали артистам; они собрались и отработали даже лучше и чётче, чем на репетициях в тёплом сухом зале.
Балет показал, что труппа серьёзно выросла. И в этом бесспорная заслуга не только К.Уральского, но и самоотверженно работавших весь сезон педагогов-репетиров Т.П.Кузнецовой, Л.М.Акылбековой, А.З.Хакимова.
В спектакле заняты шесть пар артистов, которые практически постоянно находятся на сцене. Хочется перечислить их всех, они достойно выдержали непростой экзамен и, можно надеяться, скоро станут любимцами многочисленных астраханских балетоманов: заслуженная артистка республики Удмуртия Наталья Коробейникова, Ульяна Батлук, Ангелина Исмагилова, Дарья Климова, Яна Машенцева, Эльвира Нафикова, Ольга Четвертных; лауреат государственной премии республики Марий Эл Александр Зверев,
заслуженный артист республики Удмуртия Максим Мельников, Владислав Борисов, Дину Бульмага, Даниил Соколов, Никита Филонов.
Говоря о премьере балета, нельзя не сказать и о вдохновенной игре лауреата международного конкурса, артистки театра Гузаль Тагиевой, ведь Второй концерт Рахманинова написан для фортепиано с оркестром. Голос фортепиано словно ведёт беседу с голосами оркестра, то сливаясь с ними, то споря. Зрители по достоинству оценили игру пианистки, ей достались персональные крики «браво!».
Завершилась «Симфония лета» финалом Первой симфонии Александра Скрябина, и слова «Слава искусству!», многократно пропетые хором, в этот прекрасный вечер выражали, наверное, общее чувство всех, кто стал свидетелем неповторимого праздника.
Неповторимого? Ну почему же. Да, это был дерзкий эксперимент: на совершенно не освоенном пространстве, с одной ночной репетиции, создать такое масштабное, яркое, эффектное и непростое по техническому оснащению зрелище. Художественный руководитель театра Валерий Воронин и директор театра Михаил Астанин шли на риск. Но, как известно, кто не рискует…
Жаль только, что луна, так эффектно, так волшебно сиявшая прямо над театром, прямо над сценой в ночь репетиции, – в ночь концерта пряталась за облаками и появилась только тогда, когда зрители уже разошлись.
Ну, что же, значит, придётся повторить праздник. И, очень может быть, сделать его прекрасной традицией культурной жизни нашего города.
На протяжении шести месяцев зрители имели возможность погрузиться в удивительный мир старинной музыки и инструментов...
Увидеть наших новых солистов вы сможете на ближайших постановках Астраханского театра оперы и балета
Разобраться в ритмах разных эпох и стран участникам музыкального мастер-класса поможет приглашенный специалист: Новичкова Н.В.