После морозной и многоснежной зимы наступившая, наконец, весна воспринимается как праздник. Даже привычная работа, повседневные заботы кажутся не такими однообразно-будничными. Прекрасная возможность поддержать это ощущение – посетить театральный спектакль. Афиша Астраханского государственного театра оперы и балета предоставляет возможность каждому зрителю выбрать наиболее интересный для себя жанр – от детской познавательной программы до классических шедевров Пуччини, Верди, Чайковского. Творческая жизнь театра всегда очень интенсивна. Каким был театральный март?
В чём секрет успеха этой постановки? Прежде всего, в гармоничном сочетании музыки и сценического решения. Эмоциональные кульминации, запечатлённые в партитуре Пуччини, оживают в ярких цветовых «всплесках» оформления сцены. Постепенное нарастание трагического колорита, отчётливо ощущаемое в музыкальном развитии, чутко отражается в мизансценах, пластике героев (режиссёр-постановщик – Ольга Маликова). Но успех не был бы настоящим, если исполнительница заглавной партии ограничилась бы только «исполнением»: прекрасная певица Елена Разгуляева по-настоящему проживает каждую интонацию, поэтому публика видит на сцене трепетную, любящую и страдающую Чио-Чио-сан (Мадам Баттерфляй), а не солистку театра. Возможно, это первый спектакль, в котором оркестр театра заявил о себе как о высокопрофессиональном коллективе, готовом к решению сложнейших художественных задач. В этом - несомненная заслуга художественного руководителя и главного дирижёра театра Валерия Воронина.
Если «Мадам Баттерфляй» - совсем молодой спектакль, с момента премьеры которого прошло чуть больше года, то «Евгений Онегин» - спектакль-юбиляр. В октябре 2012 года ему исполнится десять лет. Его появление в репертуаре Астраханского театра стало значимым событием: оно связано с началом сотрудничества с Государственным академическим Большим театром России. «Евгений Онегин» был подготовлен представителями прославленного театра – дирижёром Павлом Клиничевым и режиссёром Михаилом Панджавидзе. Автор одного из первых отзывов на спектакль, музыковед Марина Капралова, сосредоточившись на режиссёрском решении, отметила: «Панджавидзе <…> предложил классический вариант прочтения. Для него опера стала попыткой воскресить дух и нравы пушкинской эпохи в сентиментальных, поэтических тонах» («Волга», 5 декабря 2002 года). Как «звучит» опера сегодня? Молодо, эмоционально, живо. В спектакле, который прошёл 11 марта, выступили певцы, недавно ставшие солистами Астраханского театра. Драматически наполненно прозвучала партия Татьяны в исполнении Ольги Бузько. Очень убедителен и в музыкальном, и в актёрском отношении был исполнитель заглавной партии Александр Малышко. Поэтично, трепетно исполнил партию Ленского Иван Михайлов. Марина Васильева в партии ветреной Ольги запомнилась теплотой тембра, сценической выразительностью. В партии Лариной была очень органична Зинаида Дюжова. Партию курьёзного, но обаятельного мсье Трике эффектно исполнил Иван Максимейко. В партии Гремина достойно выступил Алексей Фролов.
Накануне Международного женского дня в театре была показана музыкальная комедия Е. Птичкина по рассказам М. Шолохова «Бабий бунт». Трудно сказать, что больше привлекает внимание публики в этом спектакле – занятный сюжет, колоритная речь персонажей, яркие музыкальные номера, - но он пользуется неизменным успехом. Предпраздничный спектакль подтвердил это.
Детский музыкальный абонемент – важная часть репертуара Астраханского театра. То, насколько успешно будут проходить эти программы, во многом определит его дальнейшее развитие: во время представлений дети учатся правильно вести себя в театре, знакомятся с театральными профессиями, получают представление о жанрах музыкально-сценического искусства и, главное, слушают прекрасную музыку. Ещё в конце февраля юным зрителям была предложена программа, в создании которой неизменному автору и ведущей абонемента, музыковеду Юлии Скрипченковой помогал режиссёр – Екатерина Дыбаль. Результат их творческого сотрудничества оказался очень интересным, и потому в марте публике была представлена ещё одна совместная программа – «Истории, рассказанные хором». Один час, отведённый на программу, благодаря замечательному сценарию превратился в интереснейшее занятие. Дети смогли познакомиться с историей хорового пения, специальными вокальными терминами, поучаствовать в играх, услышать (и увидеть!) ряд сцен из масштабных сочинений композиторов XIX-XX веков – от Доницетти до Прокофьева – в замечательном исполнении хора и оркестра театра.
Основным творческим событием марта стало завершение работы по подготовке премьеры оперы Чайковского «Пиковая дама» (дирижёр-постановщик – Валерий Воронин, режиссёр-постановщик – Константин Балакин). Есть основания предполагать, что премьера спектакля станет знаковым событием в театральной истории современной Астрахани. В связи с возникшими затруднениями в техническом оснащении сцены нового театра премьерный показ состоится не в конце марта, как планировалось ранее, а несколько позже. Вынужденный перенос не отразится на графике творческого коллектива, который приступает к репетициям оперы Дж.Верди «Трубадур».
В ближайшие планы коллектива входит участие в двух серьёзных культурных проектах. 13 апреля Астраханский театра оперы и балета покажет свой спектакль «Мадам Баттерфляй» в Государственном академическом Большом театре России в рамках фестиваля «Золотая Маска». Сразу после возвращения из Москвы труппа театра примет участие в Международном фестивале вокального искусства имени В. Барсовой и М. Максаковой. Оркестр выступит на открытии фестиваля и заключительном гала-концерте. Выступления солистов также включены в концертную программу фестиваля. Кроме того, на 22 апреля назначен фестивальный показ «Мадам Баттерфляй».
Хотя ещё в разгаре театральная весна, коллектив уже начал подготовку к театральной осени – началу нового сезона. Первые осенние месяцы пройдут под знаком премьер: кроме показов «Пиковой дамы», на октябрь и ноябрь запланированы премьеры оперы «Трубадур» и балета Чайковского «Лебединое озеро».
Независимо от времени года театр ждёт встречи со своим зрителем!
Алевтина Бояринцева
25 и 26 января в Астраханском театре оперы и балета – опера П. Чайковского «Евгений...
На Большой сцене Астраханского театра оперы и балета команда постановщиков осуществила реконструкцию «Сильфиды», опираясь на...
Директор Астраханского государственного театра Оперы и Балета Наталья Шагова поздравляет Вас с Новым годом и...