Услышать голос композитора

14.06.2012 00:00
926
Услышать голос композитора

Музыка

«Когда я начинаю работу над новым спектаклем, я читаю всё, что могу найти, – письма, мемуары. Пытаюсь узнать, что могло повлиять на композитора, чем он жил во время работы над партитурой. И даже если я найду упоминание о том, что в те дни композитор гулял, скажем,  по берегу озера, я стараюсь найти изображение этого места – если нет возможности побывать там. Я стараюсь погрузиться в ту обстановку, которая вдохновляла композитора.

Рахманинов – мой любимый композитор. Это самый душевный русский композитор. Его Первый концерт для фортепиано с оркестром был моей студенческой работой. Второй концерт –  совсем другой: до него нужно было дорасти.

Над Вторым концертом Рахманинов, как известно, начал работать после большого перерыва в сочинении, после серьёзной болезни. Это обстоятельство имеет значение. Я смотрю на произведении иначе, чем музыковед. Да, есть у Рахманинова Третий концерт, где очень ярко выражено виртуозное начало.

Второй концерт – это монолог. Я слышу в нём голос композитора.

В рецензиях на американскую премьеру «Концерта Рахманинова» часто упоминали имя Джорджа Баланчина <выдающийся американский хореограф и балетмейстер – А.Б>. Кстати, сам Баланчин, совмещая русские и английские формы слов, говорил, что рахманиновская музыка «нетанцевабельна». Было приятно то, что ведущий нью-йоркский балетный критик Анна Киссельгофф отметила, что «Концерт» открыл для американской публики нового Рахманинова».

Танец

«Танец – это международный язык. У каждого композитора есть свой «код», который нужно уловить.

            Западные балетмейстеры-постановщики часто обращаются к симфоническим партитурам великих композиторов, поэтому там очень популярен жанр симфобалета.

Но часто такие постановки остаются эмоционально холодными. Я пытаюсь находить

своё решение в этом жанре.

Как можно быть выразительным, «понятным», отказываясь от традиционного для романтического балета «слова-жеста»? В XIX веке в балетном либретто можно было написать: «Выходит героиня. Появляется герой и говорит “Я тебя люблю”. Появляется ещё один герой и говорит другому “Уходи”.

Но ведь любовь каждый ощущает по-своему: у каждого свой опыт, своё понимание… Моя задача как балетмейстера-постановщика – дать импульс.

            В Киеве после отделения концерта, в котором был исполнен Дуэт из моего балета «Вальс белых орхидей», мне позвонила женщина - одна из организаторов балетного фестиваля. Это было в антракте, и она смогла найти номер моего телефона. Она сказала: «Константин, после того, как посмотрела Дуэт, мне захотелось позвонить мужу и сказать, что я его люблю». Это так важно! В повседневной суете мы часто забываем  сказать эти слова».

Движение звуков

«Для исполнителей «Концерт Рахманинова» - очень сложный балет. Он требует выдержки: это классический танец в самой сложной его форме. Труппы, с которыми я ставил этот балет прежде, были поначалу напуганы его трудностью. Но потом, уже после спектакля, все признавали, что во время работы над «Концертом», совершили большой прорыв в техническом отношении.

Астраханская постановка – перенос, близкий к моим предыдущим постановкам. Но это не копия: в искусстве не может быть копий. Я работаю с другой труппой, и, соответственно, это внесло свои нюансы.

Я мечтаю поставить рахманиновские «Симфонические танцы». Те  хореографические версии, которые мне довелось видеть, я не могу принять. Они остаются внешними по отношению к музыке. Рахманинов назвал это сочинение «Танцами», не имея в виду видимое движение. Это движение звуков – то, как его ощущал композитор.

…Если определить суть музыки Рахманинова несколькими словами, я мог бы, наверное, сказать так:   свет, добро, вечность».

С Константином Уральским

 беседовала А. Бояринцева

Другие новости все новости


До блеска: в театре оперы и балета приступили к плановой профилактике хрустальной люстры Большого зала
25
июл
2024

До блеска: в театре оперы и балета приступили к плановой профилактике хрустальной люстры Большого зала
25.07.2024

Театр начинается с вешалки, а генеральная уборка в нем – с люстры! Раз в год...

Состоялось очередное заседание экспертного совета Премии «Золотая Маска»
24
июл
2024

Состоялось очередное заседание экспертного совета Премии «Золотая Маска»
24.07.2024

22 июля 2024 года в Союзе театральных деятелей России состоялось очередное заседание экспертного совета «Музыкальный...

Астраханский государственный театр оперы и балета стал обладателем гранта на постановку оперы А.С. Даргомыжского «Русалка» в рамках проекта «Русские оперы в Астраханском кремле»
22
июл
2024

Астраханский государственный театр оперы и балета стал обладателем гранта на постановку оперы А.С. Даргомыжского «Русалка» в рамках проекта «Русские оперы в Астраханском кремле»
22.07.2024

В апреле этого года стартовал Всероссийский конкурс по поддержке новых постановок спектаклей, приуроченный к 225-летию...

Проект «Сказки русского балета»
22
июл
2024

Проект «Сказки русского балета»
22.07.2024

Астраханский театр оперы и балета при поддержке Президентского фонда культурных инициатив подготовил 4 лекции-встречи для...

Традиционный спуск хрустальной люстры
20
июл
2024

Традиционный спуск хрустальной люстры
20.07.2024

25 июля в Большом зале Астраханского театра оперы и балета состоится традиционный спуск хрустальной люстры.

Классический балет есть замок красоты…
19
июл
2024

Классический балет есть замок красоты…
19.07.2024

Эти строки из стихотворения Иосифа Бродского как нельзя лучше описывают предстоящую премьеру балета «Спящая красавица»...

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!