Помимо артистов балета в репетициях принимают участие более 50 артистов хора. Это уже второй для театра совместный опыт работы балета и хора в одном проекте после спектакля «Кармина Бурана» Орфа. Руководит репетициями хормейстер – постановщик Ольга Шабанова. Музыку к балету написал Валерий Кикта – талантливый композитор, профессор Московской консерватории, автор многих музыкальных произведений о величии Руси, среди которых - симфоническая летопись и балет «Владимир-Креститель». «Андрей Рублёв» стал двенадцатым по счёту балетом композитора.
Ольга Валерьевна Шабанова поделилась своими впечатлениями о музыке Валерия Кикты для хорового исполнения, написанной для нового балета и рассказала о репетициях:
Один из лейтмотивов балета, «Монолог Андрея» (в хоровой партитуре это вокализ), по своему музыкальному языку является образцом современной церковной музыки. В православном Богослужении особой любовью освящено песнопение «Не рыдай мене, Мати». Это один из самых древних и торжественных по смыслу из всех Богородичных ирмосов. Его текстовый источник относится ещё к VIII веку; канонический текст молитвы имеет ряд музыкальных воплощений. Валерий Григорьевич Кикта выстроил партитуру хора «Не рыдай мене, Мати» на интонациях знаменного распева. Кстати, в партитуре «Рублёва» есть номера, которые так и называются - «Светлый распев», «Омрачённый распев»; их вполне можно причислить к жанру духовной музыки.
Валерий Григорьевич Кикта несколько раз приезжал в Астрахань, он слушал хор на репетициях «Бориса Годунова», и, создавая музыку именно для нашего театра, учитывал, конечно, возможности нашего хора. В партитуре, написанной для хора, нет изысков современной композиторской техники; музыкальный язык ярок, индивидуален и при этом легко ложится на слух и на голос, очень доступен и для исполнителей, и для слушательского восприятия.
И вот что ещё имеет значение. Большинство артистов театрального хора – так, наверное, не только в астраханском театре оперы и балета, - с консерваторских и более ранних времён поют в церковных хорах. О них никак нельзя сказать, что они далеки от православия, от веры, от иконописной, музыкальной культуры храма. Поэтому музыка «Андрея Рублёва» им близка. А то, что нам близко, что мы хорошо понимаем, нас, безусловно, привлекает. Хор с огромным увлечением работает над этим произведением. Ведь в нём читается судьба Художника, его мироощущение. Композитор по-своему почувствовал историю Руси и воплотил её в музыке, по-своему услышал любовь Андрея Рублёва к Русской земле, к Богу. Всё это – как и русская духовная музыка – наши корни. Когда живы корни – будет расти и процветать всё дерево.
На фото:
1) Репетиция артистов хора
2) Ноты партитуры, написанные рукой композитора Валерия Кикты.