"Вальс белых орхидей".рецензия А.Максова

12.07.2013 11:02
1274
"Вальс белых орхидей".рецензия А.Максова
ЭТИ ЗАГАДОЧНЫЕ ОРХИДЕИ Два дня в Астрахани были предельно насыщенны:. Они включили встречу педагогов и студентов творческих вузов города с академиком Виктором Вансловым, организованную работниками 175-летней библиотеки имени Н.К. Крупской, обзорную экскурсию по астраханским достопримечательностям , осмотр экспозиции картинной галереи… Собственно, одно знакомство, с огромным зданием театра оперы и балета, недавно сданного в эксплуатацию, могло занять много часов. Но было два главных события, приведших всех нас – критиков и издателей из столицы - в низовье Волги. Это премьера балета "Вальс белых орхидей" и презентация только что вышедшей из печати книги о создателе спектакля - "Хореограф Константин Уральский". «Вальс белых орхидей» - двухактный балет на музыку Равеля и французского шансона, навеянный произведениями Ремарка. Белая орхидея – несущая любовь и смерть, как мистическая участница самых драматических коллизий часто вырастает под пером немецкого писателя. Либретто, написанное самим балетмейстером, повествует о человеческом одиночестве, размышляет об ужасах войны, а сцена с первых мгновений погружает зрителя в сумеречную атмосферу Парижа периода меж двух войн. Словно в трансе, символом отчужденности, по авансцене понуро проходит человек с чемоданом. Из динамиков раздаются какие-то вокзальные объявления, рвутся мелодии заезженных пластинок, слышится непонятный железный скрежет. Подобные манекенам совершают бессмысленные перестроения, вальсируют безликие фигуры в длиннополых черных пальто. К ним пристраиваются еще более странные персонажи в цветастых одеждах, на высоких контурах, почти полностью скрытые зонтами из полиэтиленовой пленки. И лишь таинственный персонаж в ослепительно белом, названный программкой Элегантный, раздает всем цветы, принимаемые безропотно и бесчувственно. Вот и Героиня. Она тянет руку в пустоту, будто кого-то вопрошая, или призывая. Ее пластика одновременно мягка и изломана, передает душевную тоску. Еще минута, Героиня оказывается в толпе, но с ней не сливается. Единственный обративший на нее внимание – Герой. Первая, казалось бы, случайная встреча выделяет обоих из толпы. Как бы ненароком возникает касание, зарождается легкий диалог- дуэт. Нет, это еще не дуэт в полном смысле слова. Мужчина и женщина движутся параллельно, изливая свои чувства, но в то же время, не решаясь полностью им отдаться. Порой кажется, что они даже избегают прямого взгляда друг другу в глаза. И все же понятно, что знакомство получит продолжение. Сомнамбулические проходки и жесты людей-кукол сметает цирковое веселье. Не ведающие печали или умело ее скрывающие клоуны и клоунессы развлекают горожан, искусственно поднимают их настроение. А карусель жизни продолжает вращаться. Сиделка катит инвалидное кресло со своим подопечным стариком, дамочки щебечут, обсуждая что-то свое, пустое, денди увлекает понравившуюся мадемуазель. Трудно, постепенно происходит сближение Героини с Героем. Оставшись один, он дает волю своим сомнениям. Охватившее душевное смятение передает монолог, поставленный Уральским «беззвучно». Музыка замолкает, а Герой уподоблен раненной птице, которая хочет, но не может взлететь. В пластике резкие падения, изломы корпуса. Тело то группируется в комок, то выстреливает трагически запрокинутыми rеnverse и пронзительными арабесками. Личные драмы людей разворачиваются на фоне социальных катаклизмов, военных эпизодов, агрессивных маршей, захватнических парадов. Высокое, трагическое, комическое все сплетается в безумный клубок жизни. И союз двух людей тоже становится для них испытанием – любовью и нежностью до срока. А циркачи все веселятся и веселят. И пусть уже объявлена воздушная тревога, или инвалидами вернулись с фронта бравые молодые парни, а душа старика отлетела. Дьявольская карусель продолжает ход, и люди-манекены на ней, как заводные игрушки. Но таинственный «белый» персонаж снова и снова появляется в толпе. Кто же это - ангел, избавляющий человека от земных страданий, или Смерть, прерывающая жалкое, никчемное, суетное существование? Снова в руках Элегантного ветка белых орхидей, как магическая ветвь повелительницы ночных призраков Мирты в «Жизели» она уведет измученного недугами старика в лучший мир, где нет утрат и тревог. Но отпоют его почему-то и православный поп, и католический священник. Кресло страдальца опустеет, а окружающие этого и не заметят, и слез никто не прольет. Только Мим – еще один таинственный персонаж, «цементирующий» действие то в облике путника, то портного, закружится в пируэте и воспользуется инвалидным транспортным средством, как самокатом чтобы «с ветерком» эффектно въехать в кулисы. Вообще в спектакле, тяготеющем к симфоническим приемам, условным обобщениям, символов немало. Многие из них выразительны и производят нужный эффект, иные же заставляют биться в разгадке. К примеру, зеленый человеческий муляж, раздираемый на члены циркачами. Уральский проявляет себя мастером психологического портрета, Он придумывает и создает мизансцены, тонко и тщательно разрабатывая их эмоциональную структуру. Подтверждением сказанному может служить и эпизод Героини, чисто по-женски радующейся примеркам нарядов, но неожиданно переключающейся в лирическое настроение встречи с внезапно вошедшим Героем. Финал спектакля завершает грустное повествование. Испив всю чашу одиночества, любви, разочарований и надежд, испытав на себе последнее влияние Элегантного, герои уходят в небытие. В спектакле «Вальс белых орхидей» балетмейстер использует различные хореографические стили, театральные приемы и формы разных сценических жанров. Впервые балет был поставлен в 2003 году в Московском театре «Новая опера» силами артистов Камерного балета «Москва». В последствии фрагменты спектакля показали в в США. Однако, астраханская постановка во многом отличается от первых версий. Изменениям подверглись некоторые аспекты драматургии и хореографии. Специально для спектакля петербургским композитором и дирижером Сергеем Дягилевым-младшим (родственником Сергея Павловича, открывшего миру русское искусство ХХ века) была сделана инструментовка мелодий французского шансона. Оформление спектакля – плод творческого вдохновения художника –сценографа и автора костюмов Никиты Ткачука (США). Он придумал очень выразительную декорацию, быть может, более привычную в драматическом театре. Добротные конструкции напоминают металлические фермы вокзальной архитектуры. Но декорации оживают. То скользит по сцене подиум, то, описывая круги, выдвигается спиралевидная конструкция, изображающая веранду бара. А по арьеру проходят кадры кинохроники, или, подобно пузырькам воздуха, поднимающимся в воде, к колосникам печально устремляются прозрачные зонты – один из красивых символов спектакля. Настроение придает и мерцающий свет Елены Копуновой (Москва). Молодая балетная труппа астраханского театра успешно осваивает не только классический репертуар (недавно состоялись премьеры балетов «Лебединое озера» и «Наяда и рыбак»), но и современную хореографическую лексику. Виртуозен и ловок танец Хаято Нисидзима (Мим), Выразителен в каждом своем повороте, позе, жесте Александр Зверев (Элегантный). Вполне слаженный ансамбль создали пластичная, эмоционально наполненная Мария Стец (Героиня) и солист московского театра им. К.С. Станисавского и В. И. Немировича-Данченко – мужественный, драматичный Алексей Любимов (Герой). Оба точно воплотили замысел балетмейстера и в танце и в актерском проживании образов. Свой вклад в успех спектакля внес музыкальный руководитель и дирижер Валерий Воронин. С первых аккордов струнных пассажей, переливающейся звуковой материи до упругих ритмов Alboradа del graсioso и Концерта для левой руки Ре мажор Равеля – все создавало впечатление умелого использования маэстро красок партитуры и понимания исполнительских задач танцовщиков. «Вальс белых орхидей» спектакль не простой, он требует вдумчивой работы зрителей, Тем отраднее прием, оказанный балету публикой премьеры.

Другие новости все новости


Музыкальный фестиваль «Денис Мацуев представляет: диалог поколений. От классики до джаза» снова в Астрахани
4
окт
2024

Музыкальный фестиваль «Денис Мацуев представляет: диалог поколений. От классики до джаза» снова в Астрахани
04.10.2024

13 октября 2024 года при поддержке Президентского фонда культурных инициатив ценителей классики и джаза ждет...

Цикл просветительских программ «Сказки русского балета» продолжает знакомить маленьких зрителей  с шедеврами балетного искусства
4
окт
2024

Цикл просветительских программ «Сказки русского балета» продолжает знакомить маленьких зрителей с шедеврами балетного искусства
04.10.2024

3 октября 2024 года в Астраханском театре оперы и балета при поддержке Президентского фонда культурных...

В Астрахани завершил свою работу  Международный Каспийский Форум Музыкальных Театров
1
окт
2024

В Астрахани завершил свою работу Международный Каспийский Форум Музыкальных Театров
01.10.2024

В этом событии приняли участие представители руководства 17 театров со всей страны, от Иркутска до...

Астраханский государственный театр оперы и балета стал победителем в номинации «Лучший региональный театр» по федеральной программе «Пушкинская карта»
30
сен
2024

Астраханский государственный театр оперы и балета стал победителем в номинации «Лучший региональный театр» по федеральной программе «Пушкинская карта»
30.09.2024

В Доме Пашкова 30 сентября 2024 года впервые состоялась торжественная церемония награждения победителей Пушкинской премии.

История одного успеха
30
сен
2024

История одного успеха
30.09.2024

В рамках проекта «Шедевры русского балета — великие учителя танцев» при поддержке Президентского фонда культурных...

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!