ЭТИ ЗАГАДОЧНЫЕ ОРХИДЕИ
Два дня в Астрахани были предельно насыщенны:. Они включили встречу педагогов и студентов творческих вузов города с академиком Виктором Вансловым, организованную работниками 175-летней библиотеки имени Н.К. Крупской, обзорную экскурсию по астраханским достопримечательностям , осмотр экспозиции картинной галереи… Собственно, одно знакомство, с огромным зданием театра оперы и балета, недавно сданного в эксплуатацию, могло занять много часов. Но было два главных события, приведших всех нас – критиков и издателей из столицы - в низовье Волги. Это премьера балета "Вальс белых орхидей" и презентация только что вышедшей из печати книги о создателе спектакля - "Хореограф Константин Уральский".
«Вальс белых орхидей» - двухактный балет на музыку Равеля и французского шансона, навеянный произведениями Ремарка. Белая орхидея – несущая любовь и смерть, как мистическая участница самых драматических коллизий часто вырастает под пером немецкого писателя.
Либретто, написанное самим балетмейстером, повествует о человеческом одиночестве, размышляет об ужасах войны, а сцена с первых мгновений погружает зрителя в сумеречную атмосферу Парижа периода меж двух войн.
Словно в трансе, символом отчужденности, по авансцене понуро проходит человек с чемоданом. Из динамиков раздаются какие-то вокзальные объявления, рвутся мелодии заезженных пластинок, слышится непонятный железный скрежет. Подобные манекенам совершают бессмысленные перестроения, вальсируют безликие фигуры в длиннополых черных пальто.
К ним пристраиваются еще более странные персонажи в цветастых одеждах, на высоких контурах, почти полностью скрытые зонтами из полиэтиленовой пленки. И лишь таинственный персонаж в ослепительно белом, названный программкой Элегантный, раздает всем цветы, принимаемые безропотно и бесчувственно. Вот и Героиня. Она тянет руку в пустоту, будто кого-то вопрошая, или призывая. Ее пластика одновременно мягка и изломана, передает душевную тоску. Еще минута, Героиня оказывается в толпе, но с ней не сливается. Единственный обративший на нее внимание – Герой. Первая, казалось бы, случайная встреча выделяет обоих из толпы. Как бы ненароком возникает касание, зарождается легкий диалог- дуэт. Нет, это еще не дуэт в полном смысле слова. Мужчина и женщина движутся параллельно, изливая свои чувства, но в то же время, не решаясь полностью им отдаться. Порой кажется, что они даже избегают прямого взгляда друг другу в глаза. И все же понятно, что знакомство получит продолжение.
Сомнамбулические проходки и жесты людей-кукол сметает цирковое веселье. Не ведающие печали или умело ее скрывающие клоуны и клоунессы развлекают горожан, искусственно поднимают их настроение. А карусель жизни продолжает вращаться. Сиделка катит инвалидное кресло со своим подопечным стариком, дамочки щебечут, обсуждая что-то свое, пустое, денди увлекает понравившуюся мадемуазель.
Трудно, постепенно происходит сближение Героини с Героем. Оставшись один, он дает волю своим сомнениям. Охватившее душевное смятение передает монолог, поставленный Уральским «беззвучно». Музыка замолкает, а Герой уподоблен раненной птице, которая хочет, но не может взлететь. В пластике резкие падения, изломы корпуса. Тело то группируется в комок, то выстреливает трагически запрокинутыми rеnverse и пронзительными арабесками.
Личные драмы людей разворачиваются на фоне социальных катаклизмов, военных эпизодов, агрессивных маршей, захватнических парадов. Высокое, трагическое, комическое все сплетается в безумный клубок жизни. И союз двух людей тоже становится для них испытанием – любовью и нежностью до срока.
А циркачи все веселятся и веселят. И пусть уже объявлена воздушная тревога, или инвалидами вернулись с фронта бравые молодые парни, а душа старика отлетела. Дьявольская карусель продолжает ход, и люди-манекены на ней, как заводные игрушки. Но таинственный «белый» персонаж снова и снова появляется в толпе. Кто же это - ангел, избавляющий человека от земных страданий, или Смерть, прерывающая жалкое, никчемное, суетное существование? Снова в руках Элегантного ветка белых орхидей, как магическая ветвь повелительницы ночных призраков Мирты в «Жизели» она уведет измученного недугами старика в лучший мир, где нет утрат и тревог. Но отпоют его почему-то и православный поп, и католический священник. Кресло страдальца опустеет, а окружающие этого и не заметят, и слез никто не прольет. Только Мим – еще один таинственный персонаж, «цементирующий» действие то в облике путника, то портного, закружится в пируэте и воспользуется инвалидным транспортным средством, как самокатом чтобы «с ветерком» эффектно въехать в кулисы.
Вообще в спектакле, тяготеющем к симфоническим приемам, условным обобщениям, символов немало. Многие из них выразительны и производят нужный эффект, иные же заставляют биться в разгадке. К примеру, зеленый человеческий муляж, раздираемый на члены циркачами.
Уральский проявляет себя мастером психологического портрета, Он придумывает и создает мизансцены, тонко и тщательно разрабатывая их эмоциональную структуру. Подтверждением сказанному может служить и эпизод Героини, чисто по-женски радующейся примеркам нарядов, но неожиданно переключающейся в лирическое настроение встречи с внезапно вошедшим Героем.
Финал спектакля завершает грустное повествование. Испив всю чашу одиночества, любви, разочарований и надежд, испытав на себе последнее влияние Элегантного, герои уходят в небытие.
В спектакле «Вальс белых орхидей» балетмейстер использует различные хореографические стили, театральные приемы и формы разных сценических жанров.
Впервые балет был поставлен в 2003 году в Московском театре «Новая опера» силами артистов Камерного балета «Москва». В последствии фрагменты спектакля показали в в США. Однако, астраханская постановка во многом отличается от первых версий. Изменениям подверглись некоторые аспекты драматургии и хореографии. Специально для спектакля петербургским композитором и дирижером Сергеем Дягилевым-младшим (родственником Сергея Павловича, открывшего миру русское искусство ХХ века) была сделана инструментовка мелодий французского шансона.
Оформление спектакля – плод творческого вдохновения художника –сценографа и автора костюмов Никиты Ткачука (США). Он придумал очень выразительную декорацию, быть может, более привычную в драматическом театре. Добротные конструкции напоминают металлические фермы вокзальной архитектуры. Но декорации оживают. То скользит по сцене подиум, то, описывая круги, выдвигается спиралевидная конструкция, изображающая веранду бара. А по арьеру проходят кадры кинохроники, или, подобно пузырькам воздуха, поднимающимся в воде, к колосникам печально устремляются прозрачные зонты – один из красивых символов спектакля. Настроение придает и мерцающий свет Елены Копуновой (Москва).
Молодая балетная труппа астраханского театра успешно осваивает не только классический репертуар (недавно состоялись премьеры балетов «Лебединое озера» и «Наяда и рыбак»), но и современную хореографическую лексику.
Виртуозен и ловок танец Хаято Нисидзима (Мим), Выразителен в каждом своем повороте, позе, жесте Александр Зверев (Элегантный). Вполне слаженный ансамбль создали пластичная, эмоционально наполненная Мария Стец (Героиня) и солист московского театра им. К.С. Станисавского и В. И. Немировича-Данченко – мужественный, драматичный Алексей Любимов (Герой). Оба точно воплотили замысел балетмейстера и в танце и в актерском проживании образов.
Свой вклад в успех спектакля внес музыкальный руководитель и дирижер Валерий Воронин. С первых аккордов струнных пассажей, переливающейся звуковой материи до упругих ритмов Alboradа del graсioso и Концерта для левой руки Ре мажор Равеля – все создавало впечатление умелого использования маэстро красок партитуры и понимания исполнительских задач танцовщиков.
«Вальс белых орхидей» спектакль не простой, он требует вдумчивой работы зрителей, Тем отраднее прием, оказанный балету публикой премьеры.